Мастер-класс "Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №1
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников»
Мастер - класс для воспитателей
Тема: «Игровые технологии на музыкальных занятиях
с детьми раннего дошкольного возраста»
Разработала:
Долгова Е.И.,
музыкальный руководитель
г. Озёрск, Челябинская область, 2024
Участники: воспитатели групп раннего возраста (участники мастер-класса берут на себя роль детей раннего возраста и по показу выполняют все музыкально-игровые действия).
Цель: Создание условий для повышения уровня компетенции и профессионального мастерства и воспитателей ДОУ по использованию игровых технологий в работе с детьми раннего возраста.
Задачи:
1. повысить уровень теоретической и практической подготовки педагогов по использованию игровых методов и приемов в работе с детьми 2-3 лет;
2. расширить опыт педагогов в подборе песен, плясок, музыкальных и развивающих игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста;
3. создать эмоционально-положительную атмосферу для участников мастер-класса, вызвать радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
- повышение профессиональных компетенций педагогов-участников мастер-класса;
- применение полученного опыта воспитателями в работе с детьми раннего возраста.
Методы и приемы:
Словесный. Во время объяснения, перед каждым видом музыкальной деятельности, использование стихов, познавательных или обобщающих бесед.
Наглядный. Иллюстративный материал, ИКТ, театр игрушек «В гости пришёл Мишка», «Магазин игрушек», «Кто же в гости к нам идёт?».
Практический. Создание игровой ситуации «В гости пришёл Мишка», «Магазин игрушек», «Кто же в гости к нам идёт?».
Материалы и оборудование:
- фортепиано; ТСО
- мягкая игрушка Мишка, одежда для него;
- коробка с деревянными ложками;
- игрушки в коробках: зайка, петушок, Матрёшка
- театр игрушек: машина, самолёт, паровоз, красный мяч, Матрёшка
- бубенчики
- озвученные игрушки: волчок.
- атрибуты: «рули»
Ход мастер-класса:
Вводная часть.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в возрасте с 2 до 3 лет чаще всего приводят детей в детский сад. Начинается сложный и болезненный период — адаптация.
В этот период самым необходимым условием является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его.
Поэтому главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средства эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым.
Игровые технологии – это эффективное средство эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым. Некоторые виды игр (совместные игры с педагогом, игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами) помогают развивать эмоциональное взаимодействие.
Игрушки-забавы также относятся к игровых технологиям, вызывая у малышей любопытство, положительные эмоции, а также совместное общение со взрослым.
Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях малышу предоставляется возможность в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выполнять простейшие игровые действия, танцевальные движения, подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания. Музыкальные занятия у детей раннего возраста всегда проходят в игровой форме.
Очень важно для детей этого возраста использовать интересный яркий наглядный материал и обыгрывать его на занятиях. Это - иллюстрации с коротким рассказом, игровые атрибуты (маски, шапочки), раздаточный материал (платочки, ленточки, мячики и т.д.), музыкальные инструменты – погремушки, колокольчики, бубенчики, бубны, деревянные ложки, разные игрушки.
В качестве музыкального сопровождения используется как «живая» музыка – фортепиано, так и технические средства обучения (ТСО) - аудиозаписи, фонограммы различной музыки, можно использовать ИКТ.
Использование яркого наглядного материала, музыкального сопровождения на музыкальных занятиях активизирует малышей, вызывает желание поиграть и принять участие разных видах музыкальной деятельности. И как итог всего этого - эмоциональная отзывчивость, а если у ребенка адаптация - быстрое привыкание к ДОУ и хорошее настроение.
Практическая часть
Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса я очень надеюсь на вашу эмоциональную отзывчивость, заинтересованность и участие, и готова поделиться с вами игровым и музыкальным материалом, который можно использовать в работе с детьми раннего возраста.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые можно организовать с детьми в совместной деятельности и в период адаптации, а также рекомендовать родителям использовать игры в домашних условиях, в кругу семьи.
Чтобы игры лучше запомнились, предлагаю вам немножко побыть детьми и сейчас всем вместе поиграть.
(Перед каждой игрой воспитатель объясняет ее цель и правила, затем под музыкальное сопровождение игра проигрывается).
1. Игра-приветствие «Здравствуйте, ладошки!» (коммуникативная игра) муз. и слова М.Ю.Картушиной
- Коммуникативная игра - совместная деятельность детей, способ самовыражения и взаимного сотрудничества, в котором партнёры общаются, как равные.
Цель: формирование контроля над движениями, развитие способности концентрировать внимание и умение различать части своего тела.
Здравствуйте ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, малышки! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх и вниз
Всем, привет! - Машут рукой.
2. «Здравствуйте!» (ритмическая игра с пением) Музыка и слова С.Коротаевой
Цель: формирование контроля над движениями, развитие способности концентрировать внимание.
(выполняют движения по тексту песенки)
1. Ручки – ручки, наши ручки, здравствуйте!
Ласковые ручки наши, здравствуйте!
Пальчики веселые, здравствуйте!
И ладошки, наши крошки, здравствуйте!
2. Ножки, ножки, наши ножки, здравствуйте!
Топотушки, топотушки, здравствуйте!
И пружинки, и пружинки, здравствуйте!
И притопы, и притопы, здравствуйте!
2. Наши ушки, наши щечки, здравствуйте!
И веселые кудряшки, здравствуйте!
Вы друг другу улыбнитесь, здравствуйте!
И головкой поклонитесь, здравствуйте!
3.«Игра с колокольчиком» (р.н.м. «Ах вы, сени»)
Цель: развитие умения слушать музыку, действовать по сигналу.
Дети сидят на корточках, положив ручки под щечку, «спят». Воспитатель ходит вокруг детей, держит колокольчик на ладони и поёт:
Наши детки крепко спят,
Тихо носиком сопят.
Колокольчик зазвонил,
Наших деток разбудил!
(После слов «колокольчик зазвонил», воспитатель звенит колокольчиком, дети убегают, садятся на стульчики)
4. Игра «Громко-тихо»
Цель: умение различать динамику на музыкальных инструментах – погремушках.
1. Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени (громко звенят погремушкой)
Всех ребяток, всех ребяток весели, весели.
2. Тихо-тихо, мой бубенчик, позвони, позвони (тихо звенят)
Даже маленькую мышку не буди, не буди!
(Воспитатель предлагает детям бубенчик и поясняет: «Если музыка будет играть громко, выбудете звенеть бубенчиком громко, а если тихо, то вы будете звенеть тихо, чтобы не разбудить мышку». Как вариант, можно держать на коленях бубенчик)
5.Заинька – зайка (коммуникативная круговая игра)
Музыка и слова С.Г.Насауленко
Цель: установление теплых, доверительных отношений между педагогом и ребенком.
Заинька - зайка, деток выбирай - ка!- дети, держась за руки идут по кругу
Заинька - зайка, деток выбирай - ка! – «Зайка» гуляет по кругу
Зайка: Песенку я знаю, - дети останавливаются
Таню выбираю. - «Зайка» подходит к Тане
Песенку я знаю, - и на повторение фразы выводит ее за обе ручки в центр круга.
Таню выбираю.
(Дети стоят в кругу. Педагог ходит с зайкой по кругу и поёт песенку. Ребёнок (Таня) выходит в круг и пляшет с зайкой, остальные дети хлопают в ладошки. Игра повторяется несколько раз уже с другими детьми)
6. «Ладошечка (коммуникативная игра) на мелодию русской народной песни « Я на горку шла»
Цель: установление теплых, доверительных отношений между педагогом и ребенком.
1. Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке!
2. Дай ладошечку, моя крошечка,
Мы попляшем с тобой немножечко!
3. Ля – ля – ля – ля – ля, Ля – ля – ля – ля – ля,
Мы попляшем с тобой немножечко!
(воспитатель просит ребенка показать ладошку, гладит своей рукой по его ладошке. Затем берет за руки и начинает плясать с ребенком)
7. «Веселые котята» (парная пляска-игра)
Цель: повышение эмоционального тонуса малышей, создание хорошего настроения.
1. Как котята тихо – тихо парами идем, - осторожно, тихо идут парами
Как котята тихо – тихо песенку поем.
Песенку поем: мяу-мяу.
Песенку поем: мяу-мяу.
Песенку поем.
2. А теперь мы повернулись: - останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу.
ля-ля-ля, ля-ля-ля.
И друг другу улыбнулись: - улыбаются друг другу
ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Топнем ножкой, топнем ножкой: - топают ногой
топ-топ-топ.
А теперь в ладоши хлопнем: - хлопают в ладоши
хлоп-хлоп-хлоп.
3. Дружно – дружно выставляем каблучок. – выставляют каблучок
Вот как пляшут наши ножки: чок-чок-чок. - топают ногами
Мы все дружно покружились: ля-ля-ля, ля-ля-ля. - кружатся в парах
Вот как, вот как веселились: ля-ля-ля, ля-ля-ля. – кружатся в другую сторону.
(дети идут парами по кругу и выполняют движения по тексту песни по показу воспитателя)
8. Музыкальное упражнение «Розовые щёчки» муз. Г. Вихаревой
Цель: повышение эмоционального тонуса малышей, создание хорошего настроения.
И.п. Дети стоят врассыпную по залу. Движения выполняют под пение и показ музыкального руководителя (воспитателя).
1. Малыши, малыши, | По возможности подпевают. Прикасаются ладошками к щечкам |
Проигрыш | Хлопают в ладошки |
2. Малыши, малыши, | Прикасаются к щечкам указательными пальцами |
Проигрыш | Ударят кулачком по кулачку |
3. Малыши, малыши, | Прикасаются ладошками к щечкам |
Проигрыш | Выполняют «пружинку» |
4.Малыши, малыши, | Прикасаются к щечкам указательными пальцами |
Проигрыш | Указательный палец ритмично прикладывают к губам |
9. Самомассаж (конец занятия)
Наша умная головка
Думала сегодня ловко (погладить себя по голове)
Ушки все услышали (погладить ушки)
Глазки посмотрели (поморгать глазками)
Ручки все исполнили (погладить ладошки)
А ножки посидели (погладить ножки).
II. Создание игровой ситуации
а) «В гости пришёл мишка»
Задачи: Развивать умение вслушиваться в музыку, в ее образное содержание и проявлять активный интерес к новой песне.
Побуждать детей к подпеванию и пению. Передавать образные движения Мишки. (Мишка ходит). Закреплять представление о предметах верхней одежды и порядок их надевания, активизировать словарь.
(Музыкальный руководитель говорит детям о том, что в гости пришёл Мишка. Спрашивает детей: «А как мишка ходит?», давайте походим с Мишкой».)
Логоритмическое упражнение «Мишка косолапый»
Мишка косолапый по лесу идет, (Переступают с ноги на ногу)
Шишки собирает, песенки поет. (Приседают - собирают шишки)
Шишка отскочила прямо мишке в лоб. (Легонько ударяют себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою - топ! (Топают ногой)
Музыкально-двигательный показ с подпеванием «Оденем Мишку на прогулку» музыка и слова Е. Макшанцевой.
(Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сидит за столом перед детьми. Здесь же, лежит одежда Мишки. Музыкальный руководитель рассказывает, что Мишка собираются на прогулку, но не знает, что надо надевать сначала, а что потом. Надо ему помочь. Музыкальный руководитель и воспитатель поют не спеша песенку. Воспитатель одевает Мишку. Последнее слово в каждой строчке подпевают дети)
1. Я надену Мишке тёплые штанишки,
Тёплые штанишки я надену Мишке.
Вот так, вот так - теплые штанишки.
2. Я надену Мишке красное пальтишко,
Красное пальтишко я надену Мишке.
Вот так, вот так – красное пальтишко.
3. А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!
А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!
Вот так, вот так – надо шапку надевать.
(Когда песенка спета, воспитатель ласково гладит Мишку)
Говорком: Мишку мы возьмем гулять, будем в саночках катать! (сажает Мишку на санки)
б) Игровая ситуация «Магазин игрушек»
Музыкальный руководитель спрашивает детей: «А вы знаете, откуда Мишка к нам пришел? Он пришел из магазина игрушек. Там живут заводные игрушки, и они умеют двигаться под музыку. А вы хотите побывать в магазине игрушек, поиграть с ними? Посмотрите (показывает иллюстрацию, на которой изображена машина) на чем мы с вами поедем? Правильно, на машине. Но нас много, а машина здесь одна. Сейчас я вам раздам «рули», и мы все поедем на своих машинах.
Музыкальная игра «Машина»
(Звучит песня «Машина» музыка К.Волкова, слова Л.Некрасова.)
(дети берут «рули» и выполняют имитационные движения под музыку)
Машина, машина, Куда ты идёшь?
Машина, машина, Кого ты везёшь?
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина, Ты нас покатай,
Машина, машина, Быстрей поезжай!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина, Народ впереди.
Машина, машина, Погромче гуди!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина, Вези нас домой.
Машина, машина, Приехали! Стой! Би-би-би, Би-би-би!
Вот мы и приехали!
Посмотрите какая красивая коробка, кто же в этой коробке живет? Я сейчас вам загадаю загадку, а вы ее отгадайте.
Кто скачет ловко, ест капусту, ест морковку! (Зайка)
(Дети отгадывают загадку. Воспитатель хвалит детей и открывает коробку, в которой находится зайчик)
Ребята, а как зайка прыгает? (дети прыгают на 2х ногах) А давайте с зайкой поиграем.
Коммуникативная игра «Зайка»
Ну-ка, зайка, скоком, боком походи,
И хорошего дружочка, заинька себе найди!
Зайка другу поклонился, зайка с другом погулял,
Зайка с другом покружился, а потом и поскакал!
(воспитатель берет зайчика и ходит по кругу с ним, затем «зайка» выбирает себе пару, ребенок с зайкой кружится)
А теперь заглянем в другую коробку. Кто же в ней живет? (аудиозапись- пение петушка). Правильно, это петушок! А давайте, споем про него песенку.
Песня «Петушок» русская народная прнбаутка, обработка М.Красева
(музыкальный руководитель и воспитатель поют песенку, дети подпевают)
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, громко песни поешь,
Ване спать не даешь? Ку-ка-ре-ку!
Вот еще одна коробка, с красивым красным бантиком, кто же в ней живет? (звучит р.н. мелодия). Посмотрите, ребята, в ней живет Матрёшка! Посмотрите, какая она нарядная.
(звучит песенка «Матрёшка») (дети рассматривают Матрёшку)
А матрёшка нам ложки деревянные приготовила. Давайте поиграем с ними.
(Звучит веселая р.н.мелодия (любая).
Игра на деревянных ложках
Вам понравилось в магазине?
Нам пора уже отправляться домой. Давайте возьмем «рули» и поедем домой.
Звучит песня «Машина» музыка К.Волкова, слова Л.Некрасова
(дети двигаются по кругу под пение взрослых, в руках «рули»).
в) Музыкальная игра «Магазин игрушек»
(Дети стоят в кругу и выполняют музыкально - ритмические движения по тексту песенки за воспитателем)
В нашем чудо-магазине
Все игрушки на витрине
Дружно выстроились в ряд
Поджидают вас, ребята!
Скучно им одним стоять
Приглашают поиграть!
Волчок заводной на витрине стоит
На вас, ребятишки, с волненьем глядит.
Боится, что можете мимо пройти
Закружимся вместе с волчком я и вы!
(Звучит музыка, дети кружатся, имитируя кружение волчка).
И матрешек не унять, захотели танцевать
Выставляют ножки в красненьких сапожках.
(Звучит музыка, дети выставляют ногу на пяточку (с переменой ног)
А вот чудо-самолет приготовился в полет
Все моторы заводите и под облака летите!
(Звучит музыка, дети имитируют полет самолета)
Перед нами балалайка, балалайка три струны
Вы со мною поиграйте, поиграйте от души.
(Звучит музыка, дети имитируют игру на балалайке)
Нас машина увидала, фыркнув чуточку, сказала:
«На меня вы поглядите, мимо полки не пройдите!»
Фары яркие зажгла и кататься начала.
(Звучит музыка, дети имитируют езду на машине)
Вот веселый красный мяч захотел пуститься вскачь
Эй, пузатик, не спеши! Нас попрыгать пригласи!
(Звучит музыка, дети выполняют прыжки.)
Паровоз мы увидали и «Привет!» ему сказали
Он в ответ сказал: «Чу! Чу! Ну, садитесь, прокачу!»
(Звучит музыка, дети имитируют езду на паровозе)
Время близится к обеду, возвращаться нам пора
Но вернуться к вам, игрушки, обещает детвора!
г) Игровая ситуация «Кто же в гости к нам идет?»
Тук-тук-тук, отворите, в гости поскорей впустите!
Кто же, кто же к нам идет? Кто там песенку поет?
- Приходи к нам, петушок, попляши у нас, дружок!
Очень весело у нас, развеселый будет пляс.
- Мы собачку в гости просим, приходи, собачка, в гости!
Очень весело у нас, развеселый будет пляс! –
Приходи к нам, зайка, зайка – побегайка!
Очень весело у нас, развеселый будет пляс!
(воспитатель спрашивает детей «Кто к нам идёт?», «Правильно, петушок». «Давайте покричим, как петушок!», «Позовем петушка к нам!», затем дети зовут собачку и зайку. В конце песенки воспитатель предлагает малышам взять игрушки- петушка, собачку и зайку и поплясать с ними)
Заключение
Уважаемые педагоги! Наш мастер-класс подошел к концу. Я благодарю вас за активное участие.
Сегодня я поделилась с вами музыкальным материалом, который помогает мне в работе с малышами, и, надеюсь, будет полезен вам, и вашим родителям.
Список источников:
Музыка в детском саду, первая младшая группа, Москва, издательство «Музыка», 1995г
Метлов Н. Песни для детского сада, издательство «Советский композитор», Москва 1972г
https://forum.d-seminar.ru/threads/pesnya-igra-rozovyye-shchechki-g-vikhareva.23363/
https://forum.d-seminar.ru/threads/zdravstvuite-m-kartushina-slova-igra-fonogramma.7619/
https://znanio.ru/media/zdravstvujte_logoritmicheskaya_igra_s_peniem-164453
https://mdou50.edu.yar.ru/materiali_pedagogov/mitina_irina_nikolaevna/igri_-_zabavi.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проведения музыкальных занятий с детьми раннего дошкольного возраста
Первые три года жизни – это период становления ребенка: многие навыки и привычки, приобретенные в раннем возрасте, остаются на всю жизнь....
Конспект музыкального занятия с детьми раннего дошкольного возраста "Ритмические движения"
Задачи: – развивать слух, музыкальную память и ритмические способности детей;– научить слушать музыку, различать ее; – обучать детей новым движениям.Использование...
Мастер-класс: "Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста"
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельност...
Мастер- класс: «Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»
Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста....
Доклад на педагогическом совете "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста"
доклад на педагогическом совете...
Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»
Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей групп раннего возраста ДОО...
Мастер-класс «Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»
В ходе мастер-класса повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста....