Мастер- класс: «Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)
Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannits_vozrast.docx | 28.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №34 «Игрушка»
Мастер- класс: «Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»
Подготовила: музыкальный руководитель
Каменева И.В.
Губкин 2023г.
«Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»
Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста.
Задачи:
- повысить уровень теоретической и практической подготовки педагогов по использованию игровых методов и приемов на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста;
- расширить опыт педагогов в подборе песен, плясок, музыкальных и развивающих игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста;
- побудить и мотивировать музыкальных руководителей использовать предложенные игровые технологии в работе мастер-класса;
- создать эмоционально-положительную атмосферу для участников мастер-класса, вызвать радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Ход мастер-класса
Вводная часть.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни каждого ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте (на 3 году жизни) детей чаще всего приводят в детский сад. Начинается сложный и болезненный период — адаптация. Поэтому главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его. Музыкальные занятия у детей раннего возраста проходят всегда в игровой форме. В них сквозным сюжетом объединены такие виды музыкальной деятельности как слушание музыки, пение (подпевание), музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях ребенок имеет возможность в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выполнять простейшие игровые действия, танцевальные движения, подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.
Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях. Это могут быть:
иллюстрации и репродукции с коротким и интересным рассказом;
раздаточный дидактический материал (мячи, кубики, шишки, клубочки, платочки);
игровые атрибуты (маски, шапочки);
музыкальные инструменты (погремушки, бубны, ложки, колокольчики);
аудио и видеоматериалы;
«живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание поиграть, принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса я тоже очень надеюсь на Вашу эмоциональную отзывчивость, заинтересованность и участие. И так как тема данного мастер-класс «Использование игровых технологий» я предлагаю всем принять дружно участие в игровой деятельности всем педагогам.
Игра «Найти похожих».
А теперь я готова поделиться с вами музыкальным материалом, который использую в работе с детьми раннего возраста.
Дидактическая игра «Собрались все дети в круг»
Задачи: развивать у детей умения взаимодействовать с коллективом и толерантного отношения.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
1. Песенка - приветствие «Начинаем заниматься» Е. Железнова
Задачи: настроить детей на музыкальную деятельность, способствовать формированию положительного, доброжелательного эмоционального фона.
И.п. Дети стоят в кругу, держатся за руки.
Поет музыкальный руководитель. Воспитатель с детьми в кругу.
1.Ну-ка, все - встали в круг Ручками качать. | Идут хороводным шагом др.за др. | |
2.Начинаем заниматься, Будем с вами мы стараться Повторять, не зевать, Всё запоминать! | Останавливаются лицом в круг. Держатся за руки, покачивают руками. | |
3.Ну-ка, все - встали в круг Ручками махать | Идут хороводным шагом др.за др. | |
4.Начинаем заниматься, Будем с вами мы стараться Повторять, не зевать, Всё запоминать! | Останавливаются лицом в круг. Опускают руки, взмахи руками вверх-вниз |
2. Песенка –игра «Розовые щёчки» Г. Вихарева
Задачи: развивать слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма. Формировать желание подпевать повторяющиеся интонации. Способствует повышению эмоционального тонуса малышей, созданию хорошего настроения.
И.п. Дети стоят в рассыпную по залу. Движения выполняют под пение и показ музыкального руководителя (воспитателя). Дети подпевают.
1. Малыши, малыши, | По возможности подпевают. Закрывают ладошками щёчки. Показывают. |
Проигрыш | Хлопают в ладошки |
2. Малыши, малыши, | Закрывают ладошками щёчки. Показывают. |
Проигрыш | Ударят кулачком по кулачку |
3. Малыши, малыши, | Закрывают ладошками щёчки. Показывают. |
Проигрыш | Пляшут, легко прыгая на месте. |
4.Малыши, малыши, | Закрывают ладошками щёчки. Показывают. |
Проигрыш | Указательный палец ритмично прикладывают к губам |
Говорком: По секрету скажем вам, | Пальчиком правой руки «грозят» Поднимают руки вверх |
Проигрыш | Хлопают в ладоши. |
3. Слушание музыки. Игра-показ с подпеванием «Оденем Мишку на прогулку» муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой.
Задачи: Развивать умение вслушиваться в музыку, в ее образное содержание и проявлять активный интерес к новой песне. Побуждать детей к подпеванию и пению. Закреплять представление о предметах верхней одежды и порядок их надевания, активизация словаря.
Описание игры:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сидит за столом перед детьми. Здесь же, лежит одежда Мишки, которая уже знакома детям по предыдущему занятию. Музыкальный руководитель рассказывает, что Мишка собираются на прогулку, но не знает, что надо надевать сначала, а что потом. Надо ему помочь. Поет не спеша песенку, а воспитатель одевает Мишку. Последнее слово в каждой строчке подпевают дети.
1. Я надену Мишке тёплые штанишки,
Тёплые штанишки я надену Мишке.
Вот так, вот так - теплые штанишки.
2. Я надену Мишке синее пальтишко,
Синее пальтишко я надену Мишке.
Вот так, вот так - синее пальтишко.
3. А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!
А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!
Вот так, вот так – надо шапку надевать.
Когда песенка спета, педагог продолжает, ласково гладя Мишку
Говорком:Мишку мы возьмем гулять, будем в саночках катать!
Всё! Одели Мишку!
А вы знаете откуда Мишка к нам пришел? Он пришел из магазина игрушек. Там живут заводные игрушки, и они умеют двигаться под музыку. А вы хотите там побывать? Приглашаю вас туда.
4. Музыкально-ритмическое упражнение «Заводные игрушки». Видеоролик.
Задачи: Расширять двигательный опыт детей. Формировать основные двигательные навыки – ходьба, бег, полуприседания «пружинка», легкие прыжки. Развивать способность выразительно двигаться под музыку в соответствии с игровым образом (солдат, лошадка, машина, кукла, мяч)
Описание игры:
Дети стоят около экрана, на котором появляются заводные игрушки, двигающиеся под музыку. Дети выполняют музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки.
Солдатик | Ритмичная ходьба |
Лошадка | Прямой галоп |
Машина | Легкий бег на носках |
Кукла | «Пружинка» |
Мяч | Легкие прыжки |
5. Игра «Погремушка». Музыка народная.
Автор материала И. Плакида
Задачи: Приучать детей участвовать в коллективной игре, слышать и понимать, о чем поется в песенке. Развивать навык выполнять игровые движения с предметами, формировать умение играть на детских музыкальных инструментах (погремушке). Вызывать интерес к совместным действиям с воспитателем, положительный эмоциональный настрой.
Описание игры:
Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что в игрушечном магазине есть большая и красивая коробка. Показывает ее. Сильно встряхивает ее насколько раз. Спрашивает детей, что может в ней лежать? (дети дают ответы). Предлагает открыть ее посмотреть, что же там. Достает погремушки. Рассказывает и знакомит детей с приемами игры. Раздает погремушки детям. Воспитатель с детьми выполняет игровые действия по ходу песни в соответствии с текстом.
Погремушка, погремушка. Развеселая игрушка Погремушку подниму, Веселее позвеню! | Дети за воспитателем двигаются по кругу. Погремушка в руке перед собой | |
Проигрыш | Дети останавливаются. Ритмично звенят, погремушка поднята вверх | |
Муз.руководитель: Ай! Ребятки, где ваши погремушки? | Все прячут погремушку за спину. Дети: Вот они! (показали) | |
Погремушка, погремушка. Развеселая игрушка Погремушку держу, По ладошке постучу! | Движения как 1 куплете | |
Проигрыш | Дети останавливаются. Ритмично стучат погремушкой по ладошке | |
Муз.руководитель: Ай! Ребятки, где ваши погремушки? | Все прячут погремушку за спину. Дети: Вот они! (показали) | |
Погремушка, погремушка. Развеселая игрушка Погремушку держу, По коленке постучу! | Движения как 1 куплете | |
Проигрыш | Дети останавливаются. Ритмично стучат погремушкой по коленке. | |
Муз.руководитель: Ай! Ребятки, где ваши погремушки? | Все прячут погремушку за спину. Дети: Вот они! (показали) | |
Погремушка, погремушка. Развеселая игрушка Погремушку держу, По носочку постучу! | Движения как 1 куплете | |
Проигрыш | Дети останавливаются. Присев ритмично стучат погремушкой по носочкам ступней. | |
Муз.руководитель: Ай! Ребятки, где ваши погремушки? | Все прячут погремушку за спину. Дети: Вот они! (показали) |
6. Танец- игра «Вот какие кубики» Г. Вихарева.
Задачи: Развивать ловкость, слуховое внимание и координацию движений, чувство ритма. Умение различать контрастные части в музыке
Описание игры:
Педагог предлагает детям отгадать что лежит в красивом мешочке. Дает детям потрогать и назвать что там. Задает вопрос «Для чего нужны кубики?», «Что с ними можно делать?». Раздает всем детям по два кубика. Говорит о том, что сегодня мы не будем строить башню или домик, а будем с кубиками танцевать. Кубики у нас веселые, шумные и очень хотят поиграть с ребятками.
И.п.: дети с кубиками обеих руках стоят в кругу или в произвольном порядке по залу.
1. Вот какие кубики подарили нам Кубика красивые- нашим малышам. | Подняв руки с кубиками вверх делают «фонарики», чуть пружиня ногами |
Проигрыш | Кружатся |
2. Вот как наши кубики весело стучат Вот как наши кубики радуют ребят! | Стучат кубик о кубик, держа перед собой |
Проигрыш | Стучат кубиками часто-часто - «бой» |
3.Словно каблучками по полу топ- топ! Каблучки устали и на месте – стоп! | Присед стучат кубиками по полу Указательный палец прикладывают к губам, знак «тишина» |
4.Повторяются слова 1 куплета |
7. Пляска «Развлекалочка» Е. Курячий
Задачи: Развивать координацию движений и чувство ритма. Формировать умение выполнять движения в парах, расширять двигательный опыт, умение согласовывать движения с текстом песни и музыкой.
И.п.: Дети стоят парами, лицом друг к другу.
1. Руки ставим на бочок, Выставляем каблучок Туки-тук, туки-тук, Вот как пляшет наш каблук | Руки на поясе, «каблучок» Притопы ногой поочерёдно |
Проигрыш | Кружатся в парах |
2. Раз, два, три, четыре, пять, Будем в ладушки играть. Напечём оладушки Для любимой бабушки | Хлопки– печём оладушки |
Проигрыш | Хлопают в ладоши |
3. Что за странные дела? В гости к нам коза пришла! С острыми рогами, Полюбуйтесь сами! | Руки на щёчки, качаем головой Сделать рожки, покачать головой |
Проигрыш | «Бодают» друг друга |
4.Два весёлых кулачка Застучали та-та-та. Заплясали пальчики У девочек и мальчиков | «Молоточки» Показывают ладошки, шевелят пальчиками |
5.Чоки-чоки-чоки-чок, Раскрутился наш волчок. Тише-тише, остановка, Ах, как кружится головка Мы немного постоим, Себе пальцем погрозим Ай-ай-ай, не упади, Тихо-смирно посиди | Кружатся на месте, руки на поясе Замедляют кружение Руки к голове, качаем в стороны Грозят пальчиком Присаживаются на корточки |
6.Посидели, помолчали, Ах как тихо в нашем зале. Отдохнули и опять Мы готовы озоровать | Сидят, качают головой Встают, прыжки на месте. |
Музыкальная игра – забава «Солнышко и дождик» Зонтик, зонтик разноцветный! Зонтик, зонтик расписной! Раскрывается на радость, Если дождик проливной! Что приносит детям радость? Конечно же игра! Музыкальная игра – забава «Солнышко и дождик» вызывает радостные эмоции у малышей, поэтому она так нравится детям. Под 1 часть музыки - дети гуляют, танцуют. На 2 часть музыки, когда гремит гром и идёт дождик - дети прячутся под зонтик. Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых всеми – и взрослым, и детьми. Это сближает детей друг с другом. Дети легко подхватывают не только движения, но настроение друг друга. Удовольствие от движений возвращает ребенку жизнерадостность и приводит в прекрасное расположение духа. Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно взрослым и детьми. Это сближает детей друг с другом и со взрослыми Удовольствие от движений возвращает ребенку жизнерадостность и приводит в прекрасное расположение духа. «Игра с колокольчиками». Игра способствует улучшению двигательных навыков и формированию чувства ритма. Музыкальные игры с музыкальными инструментами развивают музыкальный слух, чувство ритма, тембральный и звуковысотный слух. Кроме этого, ребёнок, развиваясь, получает много положительных эмоций и живой интерес в процессе этих игр. Малыши пришли в детский сад совсем недавно, ещё привыкают к окружающей их обстановке, а тут уже начались занятия, да не простые, а музыкальные… Но в музыкальный зал на занятие малыши бегут с радостью и большим нетерпением, чтобы узнать, что же музыкальный руководитель принесла в загадочной корзине? На этот раз пришел Петушок! Самые смелые ребятишки подошли с нему поздороваться, послушали песенку, помогли Петушку найти потерянный им колокольчик, попробовали поиграть с новым музыкальным инструментом, послушать, а затем и похлопать, и потопать! А в глазах - удивление и восторг! В ярко- красном колпачке И нарядном сюртучке В гости к нам спешит игрушка, Догадались, кто?.... Петрушка. Сегодня на музыкальное занятие к малышам пришёл веселый и озорной Петрушка. Он предложил детям поиграть в игры, потанцевать и просто весело провести время. Малыши с большим удовольствием играли вместе с Петрушкой, учили его петь, танцевали для него и показывали новые танцевальные движения. Музыкальное занятие получилось яркое и весёлое, царила теплая и доброжелательная атмосфера. В конце занятия Петрушка приготовил для ребят сюрприз – разноцветные шарики, с которыми дети с удовольствием поиграли!
Игра с Мишкой Мишка был грустный, всего боялся и стеснялся, не умел петь и танцевать. Дети с удовольствием развеселили грустного Мишку. Научили его играть и танцевать, пели ему веселые песни, рассказали, чем они занимаются в детском саду на музыкальных занятиях! И самое главное дети объяснили Мишке, что: «Всем дружить необходимо –Ане, Ване, Маше, Диме! Все мы лучшие друзья, друг без друга нам нельзя.» "Весёлые ладошки» Для детей раннего возраста очень важна эмоциональная сфера. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Поэтому лучшим видом деятельности для развития музыкальных способностей являются музыкальные игры, ведь для ребёнка ничего не может быть интереснее, чем игра! в доступной игровой форме помочь детям определять характер музыки и выполнять соответствующие действия с ладошками. Заключение | Хлопают в ладоши. Кружатся в парах |
Наш мастер-класс подошел к концу. Я благодарю всех педагогов за активность и участие. Сегодня я поделилась с Вами материалом, который помогает мне в работе с малышами.
И сейчас, в завершении мастер-класса я предлагаю вам коротенькую игру. Представьте, что ладони ваших рук - это весы.
Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши, соединим две части и скажем друг другу СПАСИБО. Спасибо за внимание и активное участие!
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!
Методическая литература
Е.Д. Макшанцева «Скворушка» сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. М.: АРКТИ-ИЛЕКСА, 1998
Е.Д. Макшанцева «Детские забавы» М.: «Просвещение»,1991
Т.Н. Сауко, А.И. Буренина. «Топ-хлоп, малыши!» программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. СПб.: Ленинградский обл. инст. Развития образования, 2001
А.Н. Зимина, Н.К. Китаева «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста» Издательство «Гном», 2004
Н.А. Лукина, И.Ф. Сарычева «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста» СПб.: «Паритет»,2004
М.Ю. Картушина «Музыкальные сказки о зверятах» М.: ТЦ «Сфера», 2009
М.Ю. Картушина «Забавы для малышей» М.: ТЦ «Сфера», 2009
М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» М.: ТЦ «Сфера», 2008
В.А. Петрова «Музыка- малышам» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001
Н.В. Бабинова, И.В. Мельницина «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста» СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскр...
Мастер-класс «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»
Сенсорная коробка – это коробка с сухим или жидким наполнителем и другими игровыми элементами на ваш выбор.Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать.Итак, сенсо...
Мастер - класс "Игровые технологии в музыкальном воспитании детей раннего возраста"
Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей групп раннего возраста ДОО...
Презентация для педагогов Использование игровых моментов на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста
Использование игровых моментов на занятиях с детьми раннего возраста...
Выступление на педагогическом совете ДОО с темой «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии с детьми раннего возраста».
В соответствии с новыми нормативными документами, введением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка. И приоритетная задача п...
Мастер-класс: "Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста"
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельност...
Мастер- класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях...