Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмы танца» художественной направленности
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного образования для детей «Ритмы танца» - это комплексная система занятий, упражнений, развивающих игр, диагностических заданий, учебных материалов. Они направлены на развитие движений под музыку; творческой активности детей. Все задания построены по принципу постепенного усложнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ritmy_tantsa.docx | 51.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отдел образования Городищенского района Пензенской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский Сад комбинированного вида « Радуга» г. Сурска
ПРИНЯТО: Утверждаю:
на заседании Педагогического совета заведующая МБДОУ ДС
« Радуга» г. Сурска
Протокол №_____ ____________
от «__» __________2024 г. приказ № от 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ритмы танца»
художественной направленности
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог дополнительного образования
Поплаухина Лидия Валентиновна
г. Сурск 2024г.
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.
Танец – самое любимое массовое искусство. Трудно представить семейное торжество, народное празднество, вечер отдыха без танцев.
Особенно любят танцевать дети. Но любить танец, еще не значит уметь исполнять его. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по хореографии в МБДОУ ДС «Радуга» г.Сурска « Ритмы танца» призвана помочь ребенку развить творческие способности, воображение, выразительность движений, пластичность.
Данная программа строится на обширном изучении ритмического и русского народного танца, наиболее понятного и доступного детям.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Ребенок познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у детей творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Нормативно – правовое основание
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) с изменениями на 02 июля 2021 года ;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- СанПин - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция);
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам
Направленность программы
Программа дополнительного образования для детей «Ритмы танца» - это комплексная система занятий, упражнений, развивающих игр, диагностических заданий, учебных материалов. Они направлены на развитие движений под музыку; творческой активности детей. Все задания построены по принципу постепенного усложнения.
Направленность программы - художественная.
Новизна
В данной программе интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Обучаясь по ней, в игровой и доступной форме дети научатся владеть своим телом, чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве. Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по ритмике дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Актуальность
Созданием данной дополнительной образовательной программы послужил социальный запрос родителей. Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу «Ритмы танца», где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям дошкольного возраста.
Музыка, хореография, ритмика является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коррекционную функцию в отношении детей с различного рода проблемами.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Программа включает три основных раздела: - целевой (пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы) - содержательный (общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей) - организационный (содержит описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания) В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Отличительные особенности программы
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Дети становятся более артистичными и координированными. Дети шестого года жизни уже могут строить свое поведение, придерживаясь роли. Поэтому они с удовольствием изображают различные образы и импровизируют. Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, но теперь ребенок желает показать себя миру. Здесь очень важно выстраивать занятия так, чтобы дети могли проявить себя, обязательно хвалить их и отмечать, что ребенок старается, выполняет упражнение или движение правильно.
С шести лет дети уже больше осознают свое «Я», хорошо взаимодействуют со сверстниками, появляется стремление научиться делать движения лучше, красивее, точнее. Они уже способны самостоятельно исправлять свои ошибки и вносить коррекцию по ходу двигательной деятельности. Таким детям легче освоить сложнокоординированные танцевальные движения и гимнастические упражнения.
\Срок реализации программы
Срок реализации программы 2 года
Кружок комплектуется из числа детей 5 - 7лет.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Количество занятий в неделю -2, в месяц - 8, в год - 72 часа.
1-ый год обучения – 72 часа (36 недель × 2 часа в неделю);
2-ый год обучения – 72 часа (36 недель × 2 часа в неделю).
Форма обучения: очная
Программа разработана с учетом основных принципов:
- последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развивать творческие способности детей через формирование базовых компетенций в области танцевального искусства.
- развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие двигательных качеств и умений:
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
- развитие творческих способностей, самовыражения в движении под музыку:
развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности в слове.
1.3. Учебный - тематический план на 1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Первичная диагностика-собеседование |
2 | Элементы танцевальных движений | 17 | 2 | 15 | Педагогическое наблюдение |
3 | Партерная гимнастика | 17 | 2 | 15 | Педагогическое наблюдение; Промежуточная аттестация |
4 | Танцевальные этюды, игры, танцы | 20 | 5 | 15 | Педагогическое наблюдение |
5 | Итого: | 56 | 10 | 46 | Итоговая аттестация |
Содержание обучения
Раздел № 1. Вводное занятие.
Теория: Техника безопасности на занятии при разучивании танцев.
Практика: Диагностическое занятие – знакомство с детьми, изучение танцевальных способностей.
Контроль: Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
Раздел № 2. Элементы танцевальных движений.
Теория: Виды танцев. Работа над ритмическими рисунками. Упражнения на эластичность локтевого сустава, предплечья.
Практика: Постановка корпуса, рук, ног, головы. Упражнения на формирование правильной осанки, для развития тела; на подвижность шейного отдела; на эластичность мышц плечевого пояса; для пластики рук; на эластичность локтевого сустава, предплечья; на подвижность тазобедренных суставов; на гибкость коленных суставов; на растяжку и пластику. Движения на развитие координации. Изучение музыкальных размеров. I, II, III позиции рук I, II, III, VI позиции ног.
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
Теория: Понятие «Партерная гимнастика».
Практика: Ознакомление с элементами партерной гимнастики: упражнения для развития гибкости; упражнения для стоп; упражнения для развития растяжки; упражнения для позвоночника.
Контроль: Промежуточная аттестация.
Раздел № 4. Танцевальные этюды, игры, танцы.
Теория: Музыкальный образ. Движения танцев.
Практика: Составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов. Изучение танцев. Музыкально – ритмические игры.
Контроль: Итоговая аттестация. Выступление на утреннике выпускников.
Предполагаемые результаты после первого года обучения
Обучающийся будет знать:
- Помнит, называет знакомые игры, танцы;
- Способен в общих чертах уловить контрастный характер музыки и движений, понять игровое содержание;
Обучающийся будет уметь:
- Умеет элементарно ориентироваться в пространстве;
- Может выразительно передавать в движении характер музыки;
- Старается ритмично выполнять движения под музыку;
- Может исполнять танцы самостоятельно;
- Импровизирует, передавая наиболее яркие особенности игрового образа;
- Умеет выполнять танцевальные движения.
Учебный -тематический план на 2 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Первичная диагностика-собеседование |
2 | Элементы танцевальных движений | 25 | 5 | 20 | Педагогическое наблюдение |
3 | Партерная гимнастика | 25 | 5 | 20 | Педагогическое наблюдение; Промежуточная аттестация |
4 | Танцевальные этюды, игры, танцы | 20 | 5 | 15 | Педагогическое наблюдение |
5 | Итого | 72 | 16 | 56 | Итоговая аттестация |
1.5. Содержание обучения
Раздел № 1. Вводное занятие «Добро пожаловать!»
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.
Практика: Повторение и закрепление изученного за 1 год обучения.
Контроль: Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
Раздел № 2. Элементы танцевальных движений.
Теория: Элементы танцевальных движений.
Практика: танцевальные движения в парах с использованием пройденных ранее. Разучивание танца «Мэнует».
Раздел № 3. Партерная гимнастика.
Теория: Быстрый переход из упражнения в упражнение.
Практика: упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов (логоритмики) упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка».
Контроль: Промежуточная аттестация.
Раздел № 4. Танцевальные этюды, игры, танцы.
Теория: «Что такое танцевальный этюд? ». Знакомство с танцевальными схемами.
Практика: Разучивание танца «Кадриль»
Контроль: Итоговая аттестация. Выступления на утренниках.
Предполагаемые результаты после второго года обучения
Обучающийся будет знать:
- отличительные черты народного и эстрадного танца;
- позиции рук и ног в народном танце;
- историю происхождения разучиваемых танцев.
Обучающийся будет уметь:
- выполнять движения, отвечающие характеру музыки;
- самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- уметь выполнять танцевальные движения: пружинка, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах;
- уметь выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Раздел 2 Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Регламент образовательного процесса: 2 раза в неделю.
Начало учебного года | с 01.09. 2024г по 31.05.2025 г. |
Продолжительность учебного года в (неделях) | 36 недель |
Продолжительность учебных недель в месяц | 4 недели |
Продолжительность занятий в неделю | 2 занятия |
Окончание учебного года | 31.05.2025г. |
Летний оздоровительный период | с 01.06.2025 г. по 31.08.2025г. |
Регламент образовательного процесса: 2 раза в неделю.
Начало учебного года | с 01.09. 2025г по 31.05.2026 г. |
Продолжительность учебного года в (неделях) | 36 недель |
Продолжительность учебных недель в месяц | 4 недели |
Продолжительность занятий в неделю | 2 занятия |
Окончание учебного года | 31.05.2026г. |
Летний оздоровительный период | с 01.06.2026 г. по 31.08.2026г. |
2.2. Форма аттестации
Мониторинг танцевально-ритмической деятельности
Исследование развития детей в танцевально-ритмической деятельности проводится в начале и в конце каждого учебного года.
Беседа с детьми проводится с целью выявить степень заинтересованности детей танцевально-ритмической деятельностью.
Вопросы:
- Любишь ли ты слушать музыку?
- Есть ли у тебя дома магнитофонные записи с детскими песнями, музыкальными сказками?
- Любишь ли ты петь, танцевать? (Что ты любишь больше?)
- Какая самая любимая твоя песня? Танец?
- Поете ли вы вместе с мамой, папой?
- Танцуете ли вы с мамой, папой?
- Когда ты был последний раз в театре, на представлении? Что смотрел?
- Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка и танец?
Анкетирование родителей проводится с целью уточнить заинтересованность ребенка к танцевально-ритмической деятельности и выявить отношение семьи к этому роду деятельности.
Вопросы:
- Любит ли ребенок слушать музыку? Какую музыку предпочитает?
- Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше?
- Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?
- Понимает ли он содержание песен?
- Передает ли в движении характер музыки, ритм?
- Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?
- В чем это выражается?
- Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?
- Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома фонотека детской музыки?
- Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их?
Ответы заносятся в таблицу, опираясь на ответы детей и родителей в виде баллов, оценивающих степень заинтересованности ребенка в танцевально-ритмической деятельности:
«1» - Низкий уровень. Поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике. Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубокие, несодержательные, необъективные и немотивированные. Не использует движения под музыку в свободной деятельности.
«2» - Средний уровень. Интерес к музыкально-ритмической деятельности достаточно устойчив, но характеризуется частым переключением внимания. Предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности не всегда обоснованы. Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных движений в свою деятельность.
«3» - Высокий уровень.Интерес к музыкально-ритмической деятельности глубокий и стойкий. Ритмика, танец, музыкальные двигательные игры — предпочитаемые виды деятельности. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны. Самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность систематическая и устойчивая.
Диагностика специальных двигательных умений ребенка в контексте музыкально-ритмической деятельности осуществляется в соответствии с уровнями.
Диагностические игровые и ритмические упражнения
Выявление качества музыкально-ритмических движений:
1. Выполнение элементов танца:
Средняя группа – исполнить небольшой группой притопы одной ногой, хлопки в ладоши, кружение по одному.
Старшая группа – выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с притопом, кружение парами).
Подготовительная группа – выполнить небольшой группой движения танца (выразительно, ритмично) – шаг польки, кружение на месте на поскоках.
2. Создание музыкально-игрового образа:
Старшая группа – передать в движении образ кошки (“вся мохнатенька”).
Подготовительная группа – исполнить музыкально-игровой образ в развитии. Игра “Кот и мыши” (действовать выразительно и согласованно с музыкой).
Выявление уровня ритмического слуха:
Младшая группа – повторить ритм хлопками.
Средняя группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести его на барабане (двухтактное построение).
Старшая группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение).
Подготовительная группа – послушать мелодию (четырёхтактное построение) и отхлопать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей.
Игровые диагностические задания для выявления особенностей воспроизведения детьми старшей и подготовительной группы музыкальных образов в движении
Вариант 1. Несюжетные этюды
Детям предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, дети определяют, какие движения можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняют их.
Пример: «Тема с вариациями», музыка Т. Ломовой (задание на различение характера музыки и формы музыкального произведения). Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.
Вариант 2. Сюжетные этюды
Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда. Затем исполняется музыка. Дети сами должны найти соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Такие этюды могут быть выполнены небольшой группой детей или индивидуально.
Пример: «Подружки», музыка Т. Ломовой. Сюжет: пошли подружки в поле погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки цветы собирать — красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки. Надели венки на голову — собой любуются. Притопнули каблучком и заплясали. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой. Музыка представляет собой 3-х частную форму, предполагающую действия: 1 часть — прогулка, сбор цветов, плетение венков, 2 часть — веселый перепляс и 3 часть — ходьба.
В процессе анализа результатов особое внимание обращается на следующие моменты:
- интерес ребенка к заданию;
- готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию;
- понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде, адекватность его передачи в движении;
- владение танцевальными умениями;
- нестереотипность танцевальной импровизации.
Уровни развития танцевально-ритмических навыков
«1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения.
«2» - Средний уровень.Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.
«3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений.
Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями
«1» - Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием, движения не
«2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
Уровень ритмического слуха
«1» - Низкий уровень – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
«2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок
Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности
«1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,
движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;
Уровень артистичности и творчества в танце
«1» - Низкий уровень – не справляется с заданием.
«2» - Средний уровень – использует стандартные ритмические рисунки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
Уровень артистичности и творчества в танце
«1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
«2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
«3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений.
Таблица мониторинга танцевально-ритмической деятельности
Фамилия Имя ребенка | Степень заинтересованности ребенка в танцевально-ритмической деятельности | Уровень ритмического слуха | Уровень артистичности и творчества в танце | Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями | Уровень развития танцевально-ритмических навыков | Уровень качества танцевально-ритмических движений, координации движений | ||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Н.г. – начало года
К.г. – конец года
Оценочный материал - (Приложение №.3)
2. 3 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Необходимое оборудование: столы и стулья по количеству детей, мольберт двухсторонний, аудио - и видеозаписи, ноутбук, принтер, телевизор, музыкальные колонки, цветы, ленты, флажки, султанчики, платочки, деревянные палочки, бубны, бабочки на палочках атрибутика для танцев, музыкальный центр, коврики для гимнастики.
Программа по музыкально –ритмической деятельности реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
- Методические материалы
Используются следующие педагогические технологии и методы:
- Информационно-коммуникационные;
- Личностно-ориентированные;
- «Детский совет»;
- Здоровьесберегающие.
Данные технологии позволяют работать как индивидуально, так и одновременно всей группе детей, сообща решая поставленную на занятии задачу.
На занятии педагог оказывает индивидуальную помощь при выполнении заданий, следит за состоянием детей, за правильной осанкой.
В работе используются следующие методические приемы: метод показа, словесный метод, музыкальное сопровождение, импровизационный метод, игровой метод, концентрический метод.
Форма организации занятия
Занятие – основная форма организации кружковой работы.
По содержанию они разнообразны:
- типовые;
- тематические (тема связана с танцем);
- сюжетные (имеют общую сюжетную линию: сказочный или игровой)
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Режим занятий:
Занятия периодично и систематически проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Дидактический материал:
- ритмические карты;
- диски с танцами;
- маски;
- костюмы;
- музыкальные инструменты;
- конструктор мелодических попевок;
- карточки различные
2.5. Список используемой литературы
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2004.
- О.Н. Калинина Прекрасный мир танца, Харьков, 2012г.
Используемая методическая литература на электронном носителе:
Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «Са-фи-дансе» «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт-Петербург, «Детство – ПРЕСС» 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности " Грамотейка" для детей 6-7 лет
Программа расчитаннана детей 6-7 лет .Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика пока...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Азбука танца» художественной направленности
Программа реализуется с воспитанниками в возрасте 5-7 лет. Танцевальные занятия приносят детям массу пользы. Танцуя под музыку, малыши не только весело проводят свой досуг и получают заряд положи...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Студия танца «Ассорти»
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Студия танца «Ассорти»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленности "Творчество без границ"
Программа кружка «Творчество без границ» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, н...
Программа дополнительного образования «Восточный мир танца» художественной направленности для детей 5-7 лет (Срок реализации 2 года)
Данная программа предназначена для раскрытия творческого потенциала у детей дошкольного возраста....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Творческая лепка» от 3 до 4 лет
Программа «Лепка» - это маленькое открытие в мире творчества и фантазии. Пластилин, солёное тесто – знакомый всем материал для поделок. Но, к сожалению, не все любят лепить. А может ...