Ритмодекламация.
консультация по музыке

Луцкина Евангелина Валерьевна

Ритмодекламация для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmodeklamatsiya.docx29.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (Луцкина Е.В.)

««Ритмодекламация как средство речевого и музыкального развития дошкольников»

  В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.

Три кита, на которых стоит ритмодекломация - это движение, музыка и речь. Ритм - это равномерное чередование длинных и коротких звуков. Декламация – это выразительное чтение, произнесение текста. И соответственно ритмодекломация - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Иначе говоря, ритмодекломация - это фитнес для языка.

Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

 Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает  телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих способностей детей:

● Импровизации с именами детей, представление их по-новому в жесте, мимике, интонации под звучащую музыку.

● Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое  звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.

● Мимическое и пантомимическое обыгрывание  текста в различном тембровом и фактурном оформлении;

● Использование двигательной реакции детей в педагогических целях в освоении музыкального языка, в развитии звуковысотного, ритмического, ладового слуха, творческого использования любого музыкального инструмента.

● Координационно – подвижные игры коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры команды; пластико – ритмо - речевой театр.

Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.

 

Этапы освоения ритмодекламации:

 1 этап – Ознакомление с произведением через подражание речевой пластике педагога.

2 этап – Отработка ритма, уточнение рисунка интонации.

3 этап – Свободный характер исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования и особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически- музыкального образа.

Ритмодекламация  представлена   различными видами творческой деятельности.

Координационно-подвижные игры  (музыкальные и речевые).
          Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Условно их можно разделить на следующие группы:
— коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
— игры-команды;
— массажные;
— пластико-ритмо-речевой театр. Все они пронизаны идеей координации,
которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

 Музыкальные пальчиковые игры.
 
Ритмические игры с различными ударными инструментами

 (палочки, ложки, стаканчики тд.)

Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.

Так же игры с применением ритмодекламации можно разделить на группы: речевая игра с движением, речевая игра со звучащими жестами, речевая игра с музыкальными инструментами, коммуникативная игра.

Хочется отметить, что именно ритмодекламация наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.

Дополнительный материал  по теме координационно-подвижные игры:

1. Командные (с парашютом)

Игра «Пустое место»

 Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идёт в противоположную сторону со словами:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу

Тук-тук-тук…

Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришёл?» Ведущий называет имя ребёнка и продолжает:

Ты стоишь ко мне спиной,

Побежим-ка мы с тобой.

Кто из нас молодой,

Прибежит быстрей домой?

Ведущий и ребёнок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займёт пустое место у парашюта.

 

Игра «Три медведя»

 

Дети, высоко подняв правой рукой  парашют, двигаются по часовой стрелке, проговаривая слова:

Три медведя шли домой

Папа был большой, большой

Дети опускают парашют вниз продолжают движение по часовой стрелке,

проговаривая слова:

Мама с ним поменьше ростом

Дети останавливаются, опускают парашют со словами:

А сынок малютка просто

Очень маленький он был

С погремушками ходил

Дзинь -  дзинь. – дзинь.

Дети опускают и поднимают парашют, в центре лежит предмет, он не должен  упасть за край парашюта.

 

 

  1. Массажные
  2. Массаж спины
  3. На песню “Дождик” муз.Е.Попляновой
    Дети выстраиваются в колонну друг за другом и выполняют массаж впереди стоящему ребенку, при повторении дети поворачиваются в другую сторону.
    1. Дождик бегает по крыше, Бом, бом, бом!
  4. Дети ритмично похлопывают ладошками по всей спине впереди стоящего ребенка.
  5. По веселой звонкой крыше, Бом, бом, бом!
    Постукивают пальчиками.
    2. Дома, дома посидите, Бом, бом, бом! 
    Поколачивают кулачками.
    Никуда не выходите, Бом, бом, бом!
    Растирают ребрами ладоней.
    3. Почитайте, поиграйте - Кладут ладони на плечи и большими пальцами 
    В дом, дом, домрастирают плечи круговыми движениями. 
    А уйду – тогда гуляйте, Бом, бом, бом! 
  6. Поглаживают ладонями сверху вниз. 

 Игра – распевка  «Тили – бом»

 

Дети стоят парами друг за другом, проговаривают, припевают слова:

Тили -  бом тили – бом

Загорелся кошкин дом

Кошка выскочила

Глаза выпучила

Ребенок который стоит за спиной делает массаж на спине впереди стоящего

          Бежит курица с ведром  - стучит пальчиками по спине

          Заливает кошкин дом   - гладит спинку

          А лошадка с фонарем  - стучит кулачками по спинке

           Серый заинька с листом – гладит спинку

           Раз,  раз, раз, раз – стучат по плечам

           И огонь погас – поднимают руки вверх прокручиваю их в запястье.

 

 

пластико-ритмо-речевой театр.

 

Игра «У кота воркота»

 

Дети стоят парами , проговаривают потешку:

Тра – та – та, тра-та –та     хлопают в ладоши

Кошка вышла за кота    хлопают в ладоши другу

За кота котовича ?  один ребенок разводит руки спрашивает

ЗаИван Петровича!    Второй ребенок руки на пояс утверждает

Он усат, полосат,     дети вместе показывают усы, полосы

В ушах кисточки висят   кисточки на ушках

Ну не кот , а просто  складывают руки полочкой

Клад……

 

Дети поворачиваются   разводят руки в стороны ,, ногу выставляют на пяточку, если дети вместе повернулись в одну сторону, команда удалась, играющие обнимают друг друга, если повернулись в разные стороны, отворачиваются ссорятся.

 

 Игра – распевка  «По дороге Петя шел»

 

Дети  стоят произвольно и проговаривают  распевку:

По дороге Петя шел      мелодия на одном звуке

Он горошину нашел    мелодия сверху вниз

А горошина упала покатилась и пропала  мелодия проговаривается снизу вверх от  медленного темпа к быстрому, от низкого  звука  к высокому

Ох, ох.ох, ох     проговаривается очень грустно со вздохом

Где то вырастет горох   проговаривается четко весело речетативом

 

Игра – распевка  «Наши  утки»

 

Наши утки  у пруда

Кря – кря – кря , кря –кря – кря   у детей руки крылышки согнутые в локтях

Наши гуси  со двора

Га –га – га  га –га –га   дети показывают клювики  ладошками

Наши курочки в окно

Ко – ко –ко, ко –ко –ко    у детей  руки крылышки прямые

А петушок золотой гребешок  руки вверх и громко кричат:

Ку – ка – ре – ку.

 

Песня ритмодекламация «Снаряжали мы ракету»

 

 Снаряжаем мы ракетуНа далёкую планету.

А игрушки тут как тут -Чемоданчики несут.

 

Шубы надо надевать,Шапки, рукавицы,

Чтоб в ракете не чихать,Чтоб не простудиться.

 

Недоволен Буратино,Что мала ему кабина, -

Влезть в неё пытается,А нос не помещается.

 

Зайцу хочется в полёт,Но в зайце трусость верх берёт:

- Вы сперва узнайте мне,Нет ли волка на луне.

Мышки хором засмеялись:- Мы летали - не боялись...

Высота!Красота! И нет ни кошки, ни кота!

 

 Не удержишь медвежат -Всё в кабину сесть спешат.

Им с Большой МедведицейОчень надо встретиться.

 

Шесть матрёшек стали вряд.- Посадите, - говорят.

Одного местечка имХватит шестерым.

 

Снаряжаем мы ракетуНа далёкую планету.

А игрушки тут как тут -Чемоданчики несут.

 

Снаряжаем мы ракетуНа далёкую планету.

А игрушки тут как тут -Чемоданчики несут.

  1. Игра с именами.

Задание: четко проговорить и одновременно прохлопать свое имя, а все остальные повторяют имя ласкательное и шлепают по коленкам.

  1. Ритмическое у декламирование.

“Уточки”

Наши уточки с утра:кря-кря-кря (поют дети)кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:га-га-га (поют дети)га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:ко-ко-ко (поют дети)ко-ко-ко (звуки инструмента)

«Белый мишка» (с мячиками)

Белый мишка шел по снегу, «топать» мячиком по одной руке

Сам с собой он вел беседу: «топать» по другой руке

«Ры-ры, ру-ру, (катать мячик в ладошках)

Много снега наберу!

Налеплю комочков ( сжимать мячик двумя руками)

Беленьких снежочков.

Буду-буду их катать. (Катать в руках)

А потом кидать!»

(Кидают вверх мячики несколько раз под музыкальный проигрыш.)

«Жил сапожник жил» (под музыку)

Жил сапожник жил, шил сапожки шил

Для кого сапожки - для любимой кошки

Сейчас попробуем поиграть с мимикой и жестами.

Игра – пантомима «Пугливый мышонок»

Ребенок сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки, пытается

спрятаться, стать незаметным.

Игра – пантомима «Злая собака»

Исполнитель с широко открытыми глазами зло рычит, лает.

Игра – пантомима «Пчела»

Ребенок со злым выражением лица машет «крыльями», жужжит «Уж-ж-жалю!»

Упражнение «Маленький народ»

Тра-та-та. Тра-та-таРастворялись ворота

А из этих из воротВышел маленький народ.

Один дядя вот такой (нахмурить брови)

Другой дядя вот такой (удивленно приподнять брови, приоткрыть рот)

Третий дядя вот такой (сделать брови домиком, опустить уголки губ)

А четвертый вот такой (широко улыбнуться)

Одна тетя вот такая (изобразить очки)

Другая тетя вот такая (причесывать волосы)

Третья тетя вот такая (смотреть в зеркало)

А четвертая такая (подбочениться)

Один мальчик вот такой (высунуть язык)

Другой мальчик вот такой (прищурить один, потом другой глаз)

Третий мальчик вот такой (приоткрыть рот, движение языком вправо-влево)

А четвертый вот такой (надуть щеки).

  1. Развивай музыкальный ритм.

  «Послушай и повтори»

 «Шагаем под музыку»  

Игра «Повторяем фрукты»

Игра «Передай другу» или «Танец сидя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей.Речевые игры и ритмодекламации

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т...

«Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития музыкальности дошкольников»

Одной из главных методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певч...

Ритмодекламация на музыкальных занятиях в детском саду.

Для использования в старших группах детского сада....

«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация, разработанная для воспитателей детского сада и музыкальных руководителей. Данная презентация создана мной специально для того, чтобы обратить  внимание педагогов на важность таких ви...

«РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» Методическая разработка

Данная методическая разработка представляет практическую ценность для музыкальных руководителей, воспитателей города и области, работающих с детьми дошкольного возраста,  как опыт работы в данном...

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ПО РИТМОДЕКЛАМАЦИИ В ДОУ

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет), на учебный год.Игры  сопровождаются музыкальными инструментами....