Ритмодекламация.
консультация по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей (Луцкина Е.В.)
««Ритмодекламация как средство речевого и музыкального развития дошкольников»
В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Три кита, на которых стоит ритмодекломация - это движение, музыка и речь. Ритм - это равномерное чередование длинных и коротких звуков. Декламация – это выразительное чтение, произнесение текста. И соответственно ритмодекломация - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Иначе говоря, ритмодекломация - это фитнес для языка.
Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих способностей детей:
● Импровизации с именами детей, представление их по-новому в жесте, мимике, интонации под звучащую музыку.
● Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.
● Мимическое и пантомимическое обыгрывание текста в различном тембровом и фактурном оформлении;
● Использование двигательной реакции детей в педагогических целях в освоении музыкального языка, в развитии звуковысотного, ритмического, ладового слуха, творческого использования любого музыкального инструмента.
● Координационно – подвижные игры коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры команды; пластико – ритмо - речевой театр.
Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.
Этапы освоения ритмодекламации:
1 этап – Ознакомление с произведением через подражание речевой пластике педагога.
2 этап – Отработка ритма, уточнение рисунка интонации.
3 этап – Свободный характер исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования и особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически- музыкального образа.
Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Условно их можно разделить на следующие группы:
— коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
— игры-команды;
— массажные;
— пластико-ритмо-речевой театр. Все они пронизаны идеей координации,
которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Музыкальные пальчиковые игры.
Ритмические игры с различными ударными инструментами
(палочки, ложки, стаканчики тд.)
Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.
Так же игры с применением ритмодекламации можно разделить на группы: речевая игра с движением, речевая игра со звучащими жестами, речевая игра с музыкальными инструментами, коммуникативная игра.
Хочется отметить, что именно ритмодекламация наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.
Дополнительный материал по теме координационно-подвижные игры:
1. Командные (с парашютом)
Игра «Пустое место»
Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идёт в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу
Тук-тук-тук…
Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришёл?» Ведущий называет имя ребёнка и продолжает:
Ты стоишь ко мне спиной,
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас молодой,
Прибежит быстрей домой?
Ведущий и ребёнок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займёт пустое место у парашюта.
Игра «Три медведя»
Дети, высоко подняв правой рукой парашют, двигаются по часовой стрелке, проговаривая слова:
Три медведя шли домой
Папа был большой, большой
Дети опускают парашют вниз продолжают движение по часовой стрелке,
проговаривая слова:
Мама с ним поменьше ростом
Дети останавливаются, опускают парашют со словами:
А сынок малютка просто
Очень маленький он был
С погремушками ходил
Дзинь - дзинь. – дзинь.
Дети опускают и поднимают парашют, в центре лежит предмет, он не должен упасть за край парашюта.
- Массажные
- Массаж спины
- На песню “Дождик” муз.Е.Попляновой
Дети выстраиваются в колонну друг за другом и выполняют массаж впереди стоящему ребенку, при повторении дети поворачиваются в другую сторону.
1. Дождик бегает по крыше, Бом, бом, бом! - Дети ритмично похлопывают ладошками по всей спине впереди стоящего ребенка.
- По веселой звонкой крыше, Бом, бом, бом!
Постукивают пальчиками.
2. Дома, дома посидите, Бом, бом, бом!
Поколачивают кулачками.
Никуда не выходите, Бом, бом, бом!
Растирают ребрами ладоней.
3. Почитайте, поиграйте - Кладут ладони на плечи и большими пальцами
В дом, дом, дом, растирают плечи круговыми движениями.
А уйду – тогда гуляйте, Бом, бом, бом! - Поглаживают ладонями сверху вниз.
Игра – распевка «Тили – бом»
Дети стоят парами друг за другом, проговаривают, припевают слова:
Тили - бом тили – бом
Загорелся кошкин дом
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Ребенок который стоит за спиной делает массаж на спине впереди стоящего
Бежит курица с ведром - стучит пальчиками по спине
Заливает кошкин дом - гладит спинку
А лошадка с фонарем - стучит кулачками по спинке
Серый заинька с листом – гладит спинку
Раз, раз, раз, раз – стучат по плечам
И огонь погас – поднимают руки вверх прокручиваю их в запястье.
пластико-ритмо-речевой театр.
Игра «У кота воркота»
Дети стоят парами , проговаривают потешку:
Тра – та – та, тра-та –та хлопают в ладоши
Кошка вышла за кота хлопают в ладоши другу
За кота котовича ? один ребенок разводит руки спрашивает
ЗаИван Петровича! Второй ребенок руки на пояс утверждает
Он усат, полосат, дети вместе показывают усы, полосы
В ушах кисточки висят кисточки на ушках
Ну не кот , а просто складывают руки полочкой
Клад……
Дети поворачиваются разводят руки в стороны ,, ногу выставляют на пяточку, если дети вместе повернулись в одну сторону, команда удалась, играющие обнимают друг друга, если повернулись в разные стороны, отворачиваются ссорятся.
Игра – распевка «По дороге Петя шел»
Дети стоят произвольно и проговаривают распевку:
По дороге Петя шел мелодия на одном звуке
Он горошину нашел мелодия сверху вниз
А горошина упала покатилась и пропала мелодия проговаривается снизу вверх от медленного темпа к быстрому, от низкого звука к высокому
Ох, ох.ох, ох проговаривается очень грустно со вздохом
Где то вырастет горох проговаривается четко весело речетативом
Игра – распевка «Наши утки»
Наши утки у пруда
Кря – кря – кря , кря –кря – кря у детей руки крылышки согнутые в локтях
Наши гуси со двора
Га –га – га га –га –га дети показывают клювики ладошками
Наши курочки в окно
Ко – ко –ко, ко –ко –ко у детей руки крылышки прямые
А петушок золотой гребешок руки вверх и громко кричат:
Ку – ка – ре – ку.
Песня ритмодекламация «Снаряжали мы ракету»
Снаряжаем мы ракетуНа далёкую планету.
А игрушки тут как тут -Чемоданчики несут.
Шубы надо надевать,Шапки, рукавицы,
Чтоб в ракете не чихать,Чтоб не простудиться.
Недоволен Буратино,Что мала ему кабина, -
Влезть в неё пытается,А нос не помещается.
Зайцу хочется в полёт,Но в зайце трусость верх берёт:
- Вы сперва узнайте мне,Нет ли волка на луне.
Мышки хором засмеялись:- Мы летали - не боялись...
Высота!Красота! И нет ни кошки, ни кота!
Не удержишь медвежат -Всё в кабину сесть спешат.
Им с Большой МедведицейОчень надо встретиться.
Шесть матрёшек стали вряд.- Посадите, - говорят.
Одного местечка имХватит шестерым.
Снаряжаем мы ракетуНа далёкую планету.
А игрушки тут как тут -Чемоданчики несут.
Снаряжаем мы ракетуНа далёкую планету.
А игрушки тут как тут -Чемоданчики несут.
- Игра с именами.
Задание: четко проговорить и одновременно прохлопать свое имя, а все остальные повторяют имя ласкательное и шлепают по коленкам.
- Ритмическое у декламирование.
“Уточки”
Наши уточки с утра:кря-кря-кря (поют дети)кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:га-га-га (поют дети)га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:ко-ко-ко (поют дети)ко-ко-ко (звуки инструмента)
«Белый мишка» (с мячиками)
Белый мишка шел по снегу, «топать» мячиком по одной руке
Сам с собой он вел беседу: «топать» по другой руке
«Ры-ры, ру-ру, (катать мячик в ладошках)
Много снега наберу!
Налеплю комочков ( сжимать мячик двумя руками)
Беленьких снежочков.
Буду-буду их катать. (Катать в руках)
А потом кидать!»
(Кидают вверх мячики несколько раз под музыкальный проигрыш.)
«Жил сапожник жил» (под музыку)
Жил сапожник жил, шил сапожки шил
Для кого сапожки - для любимой кошки
Сейчас попробуем поиграть с мимикой и жестами.
Игра – пантомима «Пугливый мышонок»
Ребенок сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки, пытается
спрятаться, стать незаметным.
Игра – пантомима «Злая собака»
Исполнитель с широко открытыми глазами зло рычит, лает.
Игра – пантомима «Пчела»
Ребенок со злым выражением лица машет «крыльями», жужжит «Уж-ж-жалю!»
Упражнение «Маленький народ»
Тра-та-та. Тра-та-таРастворялись ворота
А из этих из воротВышел маленький народ.
Один дядя вот такой (нахмурить брови)
Другой дядя вот такой (удивленно приподнять брови, приоткрыть рот)
Третий дядя вот такой (сделать брови домиком, опустить уголки губ)
А четвертый вот такой (широко улыбнуться)
Одна тетя вот такая (изобразить очки)
Другая тетя вот такая (причесывать волосы)
Третья тетя вот такая (смотреть в зеркало)
А четвертая такая (подбочениться)
Один мальчик вот такой (высунуть язык)
Другой мальчик вот такой (прищурить один, потом другой глаз)
Третий мальчик вот такой (приоткрыть рот, движение языком вправо-влево)
А четвертый вот такой (надуть щеки).
- Развивай музыкальный ритм.
«Послушай и повтори»
«Шагаем под музыку»
Игра «Повторяем фрукты»
Игра «Передай другу» или «Танец сидя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей.Речевые игры и ритмодекламации
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т...
Выступление на МО в ДОУ. Мастер – класс для педагогов«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Мастер – класс для педагогов ...
«Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития музыкальности дошкольников»
Одной из главных методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певч...
Ритмодекламация на музыкальных занятиях в детском саду.
Для использования в старших группах детского сада....
«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Презентация, разработанная для воспитателей детского сада и музыкальных руководителей. Данная презентация создана мной специально для того, чтобы обратить внимание педагогов на важность таких ви...
«РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» Методическая разработка
Данная методическая разработка представляет практическую ценность для музыкальных руководителей, воспитателей города и области, работающих с детьми дошкольного возраста, как опыт работы в данном...
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ПО РИТМОДЕКЛАМАЦИИ В ДОУ
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет), на учебный год.Игры сопровождаются музыкальными инструментами....