Нетрадиционные оркестры.
консультация по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей (Луцкина Е.В.)
Оркестр с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов для дошкольников
С давних времён во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Их сейчас называют погремушками. Младенцы, помимо хватания этой игрушки руками, ощупывания и опробования на вкус, прислушиваются к звукам, которые она издаёт. Так ребёнок, посредством экспериментирования со звучащими предметами начинает познавать мир. И порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче и умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит того, как складывается его общение со сверстниками и взрослыми и сверстниками. Задача взрослых – помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.
Опыт применения музыкальных инструментов в учебной работе образовательных учреждений разных стран.
Опыт детского музыкального воспитания с использованием музыкальных инструментов существует в разных странах. Созданы методические разработки, и даже педагогические системы (например, система музыкального воспитания Карла Орфа), в которых на основе теоретических посылок и практических рекомендаций доказывается целесообразность и необходимость применения музыкальных инструментов в музыкальном воспитании.
Немецкий композитор и педагог Карл Орф сконструировал специальный инструментарий, предназначенный для детского элементарного музицирования.
На начальной стадии обучения Орф рекомендовал применять, прежде всего, ударные инструменты – разнообразные треугольники, трещотки, барабаны, тарелки, бубны, развивающие ритмическое чувство детей, а также некоторые мелодические инструменты – металлофоны, ксилофоны и др. Ценность его системы состоит в том, что она рассчитана на разные возрастные группы детей с учётом особенностей каждой.
В настоящее время в учебных заведениях многих стран мира с помощью инструментов Карла Орфа дети музицируют, знакомятся с основами музыкально – теоретических знаний. Эти инструменты незаменимы при сочинении простых музыкальных произведений путём экспериментирования и импровизации.
В Венгрии с успехом применяется система музыкального воспитания, разработанная известным композитором ЗолтаномКодаем. В основе этой системы – венгерский фольклор, а её цель – вызвать живой и глубокий интерес у каждого человека к хорошей музыке. Правда, Кодай отдавал приоритет голосу, который даже называл единственным музыкальным «инструментом» для музицирования, выражающим первейшее художественное проявление человека. Он считал, что не следует начинать обучение игре на инструментах до той поры, пока слух ученика не будет воспитан на пении. Система музыкального воспитания ЗолтанаКодая помогла решить многие музыкально-педагогические задачи в Венгрии и внесла ценный вклад в разработку методов обучения любителей музыки и профессиональных музыкантов, как в Венгрии, так и в других странах.
Большое значение придаётся музицированию на простейших музыкальных инструментах, развитию детского творчества в Голландии. Музыкальное экспериментирование, слушание и анализ звучащего вокруг, спонтанная импровизация, сочинительство и многие другие формы, стимулирующие музыкальное развитие детей, подкрепляются здесь большим количеством изданного дидактического материала и разработкой специальных упражнений. Ребёнок учится применять полученные навыки и знания в новом упражнении или игре. Дети с помощью различных музыкальных инструментов занимаются изучением свойств звука. Сравнивая, например, звуки, образующиеся от удара палочкой по пластине металлофона, от удара пальцами по мембране бубна, во время переливания воды из бутылки в какую-либо другую ёмкость и т.п., они развивают точность и остроту своего слухового восприятия. Не менее интересен опыт показа на музыкальных инструментах различных человеческих характеров-настроений (неуверенный человек, трусливый, весёлый, решительный и т.д.). Затем организуются инструментальные диалоги, в которых дети наделяют инструменты определёнными эмоциональными свойствами. Заслуживает внимания применяемый в голландских образовательных учреждениях метод погружения. С его помощью детей знакомят с культурой других народов. Например, на занятии педагог вместе с детьми «отправляется» в Китай. Дети знакомятся с китайской народной музыкой, музыкальными инструментами, танцуют под народную музыку, помогая себе игрой на музыкальных инструментах (тарелочках, палочках, колокольчиках). Или, знакомясь с индийской культурой, дети не только музицируют на всевозможных барабанах, погремушках, но и поют, демонстрируют различные игровые сценки, помогая себе игрой на музыкальных инструментах. Получая удовольствие от такого музыкального экспериментирования, дети учатся сотрудничать, сообща решать задачи, возникающие в процессе обучения. Голландские педагоги стремятся обогатить процесс музыкального воспитания детей интересными и доступными формами, в которых музыкальные инструменты (в том числе и сделанные руками детей) предстают как активное средство вовлечения детей в музыкальную деятельность.
В Болгарии организованы специальные школы, где учат играть на традиционных народных инструментах: кавале (свирели), гайде (волынке) и др. Обращение к музыкальному фольклору своей страны обусловлено интересом к ней, осознанием большого значения традиционной народной культуры в воспитании детей.
Интересен опыт музыкального воспитания в Литве. Во время ансамблевого исполнения на скудучяе (духовом старинном народном инструменте) происходит многостороннее развитие детей: формируются навыки коллективной игры и внимательность, активизируется восприятие. Музицирование сочетается с песенным и танцевальным исполнительством.
Организация детского оркестра с использованием шумовых (нетрадиционных) музыкальных инструментов в детском саду.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, а оркестр с использованием шумовых инструментов вызывает у детей восторг (убедилась на собственном опыте). Дети играют на инструментах в сопровождении концертмейстера (педагога), который играет на фортепиано, аккордеоне.
Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре - это знают все, кто хотя бы раз отважился дать в руки детям незатейливые инструменты. Действительно, инструмент – чудодейственный предмет, завораживающе действующий на детей. Инструмент для детей – это символ музыки, в который должны быть вовлечены все дети.
Большие возможности открываются у детей, которые, как можно раньше вовлечены в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. У ребёнка развивается большой интерес к миру звуков. А для педагога главное – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность. Педагог поддерживает инициативу детей и стремление к импровизации при игре в оркестре. Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребёнка должен быть инструмент. Ведь именно инструмент будит творческую мысль, помогает детям понять, откуда берутся звуки. Основой шумового оркестра является приобщение детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение творческих сил, развитие природной музыкальности, ребёнок является создателем музыки, «играет в музыку». Шумовой оркестр является творческим самовыражением детей. Дети должны не только слушать и воспроизводить сочинённую другими музыку, но в первую очередь создавать и исполнять свою детскую элементарную музыку. Ребёнок, приобщённый к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесёт эту любовь через всю жизнь.
В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребёнка. При совместной игре в оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.
Шумовые и нетрадиционные музыкальные инструменты благодаря звучности и доступности, внешней привлекательности быстро вызывают интерес и завоёвывают любовь у детей разного возраста.
ВМатериалом для таких инструментов могут служить любые уже использованные или не нужные вещи. Такие, как коробочки, баночки, железные пробки. А также пластиковые бутылочки, бусинки, крупа, для наполнения баночек, деревянные палочки, хрустальные фужеры, баночки из-под «Растишки» и т.д. Так у могут появиться барабаны, маракасы, бубенцы, ветерок, звузунчик.
С большим удовольствием некоторые инструменты можно сделать с детьми и родителями. Сделав своими руками звучащий инструмент, ребёнок по-другому воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку и с большей активностью включается в совместноемузицирование.
Шумовой оркестр, доставлял детям много радости, да и нам, взрослым, тоже. У детей увеличивается интерес к музыкальным занятиям.
Обучаться игре на музыкальных инструментах могут все ребята без исключения. Для этого не требуется особых способностей, каких-то определённых данных. Все дети могут разучить все партии и легко заменить друг друга.
Положительные результаты дает прием "Играют все без исключения " (независимо от того, на каком инструменте ребёнок играет, какие у него способности). Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков.
А когда дети выступают на утренниках и развлечениях, оркестр делает эти праздники неповторимыми, интересными и привлекательными, доставляет огромную радость, как детям, так и гостям. Такое элементарное музицирование обогащает ребёнка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на неё лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. У неё есть главный смысл – прикладной, элементарная музыка помогает детям изучать и исследовать мир, а также своё отношение к нему через музыкально-творческую игру. Конечно, дети играют вне лада на металлофонах, а на шумовых инструментах вне метра и ритма, но пройдёт несколько лет, пока ребёнок начнёт ощущать мажорную тонику как главный звук, когда он сможет свободно импровизировать на музыкальном инструменте, это произойдёт не в детском саду. А задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы заложить «семена»в головках этих детей, из которых потом появятся прекрасные ростки. Музыкальный опыт, который дети получают на занятиях, позволяет заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия детского оркестра "Праздник для птички"
ЦЕЛЬ: Развитие у детей чувства ритма ЗАДАЧИ: Закрепить знания детей о празднике Продолжить работу над пением каноном. Способствовать развитию мелкой моторики Развивать слуховое вос...
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Детский оркестр" для детей 5-7 лет Автор - составитель музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна.
Программа "Детский оркестр" расчитана на детей старшего дошкольного возраста, имеющих уже первоначальные навыки и умения игры на...
Консультация для родителей" Детский оркестр"
Детский оркестр. Дети очень рано начинают проявлять интерес к звуковым и шумовым игрушкам. Старшие дошкольники с помощью звонков и погремушек могут передавать несложные ритмы, умеют м...
Роль совместного музицирования дошкольников в детском оркестре.
Цель и задачи по работе с детским оркестром, формы занятий, основные моменты работы....
Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной му...