СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по музыке (средняя группа)
Цель: Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий. Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sr.gr_.mdi_sbornik_2.docx | 219.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СБОРНИК
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составила: Музыкальный руководитель
Бондаренко И.Н.
Введение
Цель: Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий. Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.
Задачи:
В сборнике собраны разные виды музыкально-дидактических игр: для развития звуковысотного слуха; на развитие чувства ритма; на развитие динамического и тембрового слуха; на развитие диатонического слуха; на развитие памяти и слуха; на развитие детского творчества и др.
Применение музыкально- дидактических игр:
- в процессе пения;
- в процессе слушания музыки;
- в процессе ритмических движений;
- в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Игры на развитие звуковысотного слуха
№ 1. «Посылка от друзей»
Игровой материал: Набор различных музыкальных инструментов, с которыми дети уже знакомы.
Ход игры: Педагог говорит о том, что в детский сад пришла посылка и предлагает посмотреть, что в ней находится. Открывает и достаёт по одному музыкальному инструменту, спрашивает: «Что это?» тот, кто первым правильно назовёт, получает инструмент себе.
В конце игры педагог предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах.
№ 2. «Угадай мелодию»
Игровой материал: Мелодии знакомых песен.
Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать поочередно несколько знакомых мелодий песен, вспомнить название музыкального произведения и спеть фразу или куплет из песни. Дети поют без напряжения, протяжно, не спеша, отчетливо произнося слова.
- Игры для развития чувства ритма
№ 3. «Дятел»
Игровой материал: Игрушка дятел, ложки (палочки) по количеству участников игры.
Ход игры: Педагог проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:
Вышел дятел на работу.
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.
Целый день мы слышим стук
Тук-тук.
Он стучит, и лес вокруг
Повторяет: Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.
Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют.
№ 4. «Концерт лесных жителей»
Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, макет леса, лесные жители.
Ход игры: Педагог говорит детям что лесные жители хотят показать нам концерт, а мы будем им помогать – играть на музыкальных инструментах.
Выходит, Медведь и просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (медленно), Волк (шагает под ритмичные удары барабана), Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне), Лошадка (скачет под ритмичные удары ложек), Птичка (летит под звон бубенчика).
№ 5. «Музыкальный кубик»
Игровой материал: Музыкальные инструменты (бубен, барабан, ложки, дудочка, колокольчик, маракас), кубик.
Ход игры: Дети выбирают себе музыкальный инструмент. Педагог бросает кубик, на гранях которого изображены те же музыкальные инструменты что и у детей, и определяет какой музыкальный инструмент будет повторять заданный ритмический рисунок. Педагог выстукивает ритмический рисунок, ребёнок повторяет его, используя выбранный музыкальный инструмент.
№ 6. «Музыкальное лото»
Игровой материал: Набор карточек по количеству играющих детей, с изображением как дети маршируют, бегают, прыгают.
Ход игры: 1. Педагог предлагает детям внимательно послушать музыку и показать соответствующую карточку. 2. При повторном прослушивании дети выполняют движения в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении, ритмично маршируют (спокойно, весело, бодро), бегают (весело, легко, мелко), подпрыгивают (как мячик).
№ 7. «Гномы пляшут»
Игровой материал: Деревянные маленькие гномики.
Ход игры: Педагог говорит о том, что к нам в гости пришли весёлые гномики, они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет плясать большой гном. Педагог берёт гнома и выстукивает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм используя маленьких гномиков.
№ 8. «Кто идёт? Как идёт?»
Игровой материал: Медведь, белка.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идёт по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками.
По дороге по лесной
Мишка шёл к себе домой (долгие звуки-долгие хлопки).
Мимо белка пробегала
И грибочки собирала (короткие звуки-короткие хлопки).
Дети повторяют вместе с педагогом, затем самостоятельно.
- Игры для развития звуковысотного слуха
№ 9. «Кошка гуляет»
Игровой материал: Лесенка, кошка.
Ход игры: Педагог играет на металлофоне движение мелодии вверх и вниз, просит детей узнать, куда пошла гулять кошка, вверх по лесенке или в низ? Дети определяют направление движения мелодии.
№ 10. «Поющий мешочек»
Игровой материал: Мешочек, карточки с изображением персонажей знакомых детям песен.
Ход игры: Дети сидят в кругу, педагог предлагает посмотреть какие песни любит исполнять поющий мешочек. Каждый из игроков по очереди достаёт из мешочка карточку, называет персонажа песни, и поёт фразу или куплет сольно или все вместе, по желанию (без музыкального сопровождения).
№ 11. «Озвучь предмет»
Игровой материал: Набор кубиков с изображением предметов, звучание которых можно изобразить голосом, мешочек.
Ход игры: Педагог и дети сидят в кругу. Каждый из игроков по очереди достаёт из мешочка кубик, бросает его, затем показывает голосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней грани кубика (молоток, часы, туча и капелька, самолет, паровоз и т.д.).
№ 12. «Динь - Дан - Дон»
Игровой материал: Колокольчики разного звучания (высокий, средний и низкий регистр), набор карточек в виде колокольчиков разного размера (большой, средний, маленький) по количеству играющих детей.
Ход игры: Педагог предлагает отгадать музыкальные загадки.
Динь - дан - дон, мой колокольчик,
Мелодичный мой звоночек.
Колокольчиков трезвон,
Очень веселит нас он.
Показывает детям колокольчики, говорит, как их зовут и звенит: верхний – Динь, средний – Дан и нижний – Дон. После того как дети запомнили звучание, педагог звенит в колокольчик и спрашивает, какой колокольчик звенит? (Динь, Дан или Дон).
№ 13. «Птички летают»
Игровой материал: Макет дерева, птички на липучках по количеству играющих детей (мама птичка и птенцы).
Ход игры: Педагог раздаёт детям, птичек-мам и птенцов:
На рассвете птица-мать
Учит птенчиков летать.
Дети, изображающие птицу-маму, летят к дереву, прикрепляют птицу на нижнюю веточку и поют низким голосом:
Вы крыльями машите,
К мамочке летите.
Дети, изображающие птенчиков, летят к дереву, прикрепляют птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами:
Очень весело летать,
С ветки на веточку порхать!
- Игры на определение жанра и развитие памяти
№ 14. «Музыкальная шкатулка»
Игровой материал: Шкатулка, карточки (мальчик поёт, девочка пляшет, солдат марширует).
Ход игры: Педагог говорит о том, что в музыкальной шкатулке живут три музыкальные пьесы и предлагает их прослушать. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку из шкатулки (песню, танец, марш).
№ 15. «Кукла Маша»
Игровой материал: Кукла Маша.
Ход игры: Дети стоят в кругу, педагог с куклой в руках поёт:
В гости кукла к нам идёт
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Кукла песенку поёт
Ля-ля-ля, Ля-ля-ля.
Кукла спит, она устала (укачивает)
Баю-бай, баю-бай.
Педагог передаёт куклу ребёнку, он должен продолжить песню сочинив свою мелодию.
В гости кукла к нам идёт…
Кукла песенку поёт...
Кукла спит, она устала (укачивает)…
Кукла передаётся следующему ребёнку и т.д.
- Игры на развитие музыкальной памяти и музыкального слуха
№ 16. «Поющая ферма»
Игровой материал: Набор фигурок домашних животных и птиц.
Ход игры: Педагог предлагает детям прогуляться на ферму, посмотреть на домашних животных, птиц, послушать как они поют и спеть вместе с ними (звукоподражание за педагогом).
№ 17. «Угадай произведение»
Игровой материал Экран, ноутбук, презентация с иллюстрациями к сюжетам произведений, с которыми дети знакомы и соответствующим музыкальным сопровождением.
Ход игры: Педагог предлагает детям поучаствовать в музыкальной викторине и отгадать по иллюстрации к какому произведению она относится. На экране появляется иллюстрация с сюжетом произведения. Если произведение известно, то ребёнок называет его и имя композитора. Если ответ правильный, звучит запись произведения. Например: «Клоуны» Д.Б. Кабалевский, «Болезнь куклы» П.И. Чайковский, «Шествие гномов» Э. Григ, и т.д.
- Игры на развитие тембрового и динамического слуха
№ 18. «Эхо»
Игровой материал: Два набора музыкальных инструментов.
Ход игры: Педагог предлагает детям отправиться в лес в гости к Эху. В лес идёт пара детей садятся на «пенёк» спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой «Эхо» повторяет его на таком же музыкальном инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. Дети меняются ролями.
№ 19. «Громко-тихо запоём»
Игровой материал: Набор матрёшек по количеству играющих детей.
Ход игры: Дети отстукивают ритм матрёшками и поют.
Громко поют:
Вот матрёшки посмотри,
Пляшут весело они.
Так-так-так, так-так-так.
Тихо поют:
Ох, устали танцевать,
Будем мы ложить их спать.
Баю-бай, засыпай.
Громко поют:
Ночь прошла, пора вставать
Будем вместе мы играть
Тра-та-та, тра-та-та.
Тихо поют:
А матрёшка, вот дела,
Тихо спела нам – ла-ла,
Ла-ла, ла-ла, ла-ла.
№ 20. «Звук-шум»
Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, набор карточек с изображением шумовых звуков (ручей, гром, листопад, петушок, часы, ветер и т.д.).
Ход игры: В игре участвуют двое детей, один выбирает музыкальный инструмент, играет на нём и спрашивает: «Что напоминает этот музыкальный звук?». Второй участник выбирает из набора карточек соответствующий шумовой звук и называет его. Например: звук металлофона напоминает шум дождя, звук барабана напоминает шум грома и т.п.
№ 21. «Невидимый оркестр»
Игровой материал: запись звучания музыкальных инструментов.
Ход игры: Педагог приглашает детей послушать выступление музыкальных инструментов. Но предупреждает детей о том, что музыкальные инструменты в этом оркестре необычные – невидимые. Поэтому нам нужно отгадать, какой музыкальный инструмент звучит и показать, как на нём играют (пантомима).
№ 22. «Колыбельная-полька»
Музыкальный материал: «Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова, «Полька», муз. М. Глинки; набор бабочек (листочков, снежинок, подснежников) по количеству детей.
Ход игры: Звучит музыка, дети двигаются в соответствии с характером произведения. Если она тихая, медленная, спокойная, ласковая - дети двигаются медленно, плавно, а если быстрая, громкая, веселая, бодрая - дети пляшут.
№ 23. «Гости»
Игровой материал: Карточки животных и птиц на всех играющих детей.
Ход игры: Выходят дети (4-5 человек), педагог раздаёт им карточки так, чтобы другие не видели картинку (ребёнок смотрит и прячет карточку за спину).
Посмотрите, ребята,
В гости к нам пришли зверята.
Кто они, не знаем.
Сейчас мы отгадаем!
Дети «гости» по очереди с помощью звукоподражания «озвучивают» своего персонажа. Дети «зрители» отгадывают, кто это и, если ответ верный им показывают карточку. Дети «зрители» отгадывают всех «гостей», затем они меняются местами, и игра продолжается.
- Игры на определение характера и жанра музыки
№ 24. «Кто в домике живёт?»
Игровой материал: Домик, фигурки зверей и запись соответствующих им музыкальных произведений.
Ход игры: Педагог рассказывает:
В чистом поле дом стоит,
Из трубы дымок летит.
Кто же в домике живёт?
Хором песенки поёт?
Педагог предлагает послушать музыку и угадать кто в домике живёт. Дети слушают и узнают музыкальный образ. Если ответ правильный, педагог выставляет перед домиком фигурку героя. Игра продолжается пока все жители домика не будут названы.
№ 25. «День-ночь»
Музыкальный материал: «Полька», муз. М. Глинки, «Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова, «Полька», муз. Д. Львова-Компанейца, «Баю», муз. М. Раухвергера.
Ход игры: Педагог предлагает поиграть в игру «День-ночь», «днём» под плясовую музыку дети танцуют, прыгают в соответствии с музыкой, «ночью» под колыбельную песню ложатся спать (стоя, ладошки под щёчку или лёжа на коврике по желанию).
№ 26. «Весёлый паровоз»
Игровой материал: Маски медведя, кошки, петушка, зайца, на всех играющих детей. Музыкальные произведения: М. Красев «Медвежата», В. Витлина «Кошечка», «Петушок», рус. нар. мел., Л. Лядова «Зайчик».
Ход игры:
Едет, едет паровоз
Мимо ёлок и берёз,
Поезд едет, колёса стучат,
А в поезде нашем зверята сидят.
Педагог предлагает детям угадать кто едет в поезде и передать образ в движении.
Содержание
№ 1. «Посылка от друзей»…………………………………………………..3
№ 2. «Угадай мелодию»……………………………………………………..3
№ 3. «Дятел».…………………………………………………………...….…3
№ 4. «Концерт лесных жителей»…………………………………….……...3
№ 5. «Музыкальный кубик»...………………………………………….……4
№ 6. «Музыкальное лото»………………………………………………...…4
№ 7. «Гномы пляшут»…………………………….…………………….……4
№ 8. «Кто идёт? Как идёт?»………………….………….………………......4
№ 9. «Кошка гуляет».…………………………………….…………………..4
№ 10. «Поющий мешочек»…………………………………………………..5
№ 11. «Озвучь предмет»…………………………………...………………...5
№ 12. «Динь - Дан - Дон»………………………………………………........5
№ 13. «Птички летают»……………………………………………………...5
№ 14. «Музыкальная шкатулка»………………………………………...…..6
№ 15. «Кукла Маша»……………………………………………………..…..6
№ 16. «Поющая ферма»……………………………………………...………6
№ 17. «Угадай произведение»………………………………………….……6
№ 18. «Эхо»……………………………………………………………..……7
№ 19. «Громко-тихо запоём»……………………………..…………………7
№ 20. «Звук-шум»……………………………………...………………..…...7
№ 21. «Невидимый оркестр»………………………..………………………8
№ 22. «Колыбельная-полька»……………………………………………….8
№ 23. «Гости»…………………………………………………………...……8
№ 24. «Кто в домике живёт?»…………………………………………….….8
№ 25. «День-ночь»………………………………………..…………….…....9
№ 26. «Весёлый паровоз»………………………..…………………….….…9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....
методические разработки по музыкальным, музыкально-ритмическим, музыкально-дидактическим играм для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальные, музыкально-ритмические, музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....
Мультимедийная музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные загадки Маши и Медведя"
Методическая мультимедийная разработка «Музыкальные загадки Маши и Медведя» позволит заниматься музыкально-сенсорным развитием ребёнка не только на музыкальных занятиях, но и и...
Музыкально – дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) «Музыкальные загадки»
Музыкальное восприятие – слушание интерпретация.Тема: «Симфонический оркестр»(6 -7 лет)Данная музыкально – дидактическая игра способствует формированию у детей устойчивог...
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные картинки» Младший дошкольный возраст
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные картинки»Младший дошкольный возраст Цель: закрепление знаний детей о трех ведущих жанрах музыки (песня, танец, марш)Задачи:закреплять у...
СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий. Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к осн...
СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий. Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к осн...