СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по музыке (младшая группа)

Бондаренко Ирина Николаевна

Цель: Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.  Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ml_mdi_sbornik_1.docx112.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СБОРНИК

 

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Составила: Музыкальный руководитель

Бондаренко И.Н.

Введение

Цель: Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.  Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Задачи:

В сборнике собраны разные виды музыкально-дидактических игр: для развития звуковысотного слуха; на развитие чувства ритма; на развитие динамического и тембрового слуха; на развитие диатонического слуха; на развитие памяти и слуха; на развитие детского творчества и др.

Применение музыкально- дидактических игр:

  • в процессе пения;
  • в процессе слушания музыки;
  • в процессе ритмических движений;
  • в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Игры на развитие звуковысотного слуха

№ 1. «Мама и детки»

Игровой материал: Карточки с изображением курочки и цыплят на всех детей (гусыни и гусят, утки и утят).

Ход игры: Ведущий раздает детям по две цветные карточки с изображением курочки и цыплёнка. Ведущий спрашивает: «Кто вас зовёт – курочка или цыплёнок?». Дети слушают музыку и отвечают, поднимая соответствующую карточку.

№ 2. «Медведи на прогулке»

Игровой материал: Мишки трех величин по числу играющих, металлофон.

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне и спрашивает: Кто идёт? Дети слушают и показывают соответствующую карточку. Когда звук низкий – идёт папа Михайло Потапыч, высокий – маленький Мишутка, средний – мама Настасья Петровна.

№ 3. «Кто в теремочке живёт?»

Игровой материал. Теремок с окошками, каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него изображены жители теремка.

Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок. Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. В доме том полно друзей, ты узнай их поскорей.

Звучит мелодия, соответствующая герою теремка, дети узнают мелодию, называют героя. Первый правильно ответивший ребёнок для проверки ответа открывает окошко. Например, звучит кваканье лягушки, ребёнок называет героя и открывает окошко, за которым сидит лягушка. Игра продолжается до тех пор, пока все герои не будут названы.

№ 4. «На лугу пасутся-кто?»

Игровой материал. Магнитная доска, карточки с изображением коровы, барашка, козочки, лошадки, поросёнка и их деток.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В один тёплый летний денёк на лужок вышли детки погулять телёнок, барашек, козочка, лошадка и поросёнок (поместить на доску). Они веселились, играли и даже не заметили, как наступил вечер. Мамы потеряли своих детей и стали звать их». Послушайте - кто зовёт своих детей?

Дети слушают, называют, повторяют (му, бе, ме, и-го-го, хрю), показывают соответствующую карточку, прикрепляют к доске «маму» к малышу. Игра продолжается, пока все «мамы» не найдут своих малышей.

№ 5. «Музыкальный сундучок»

Игровой материал. Сундучок, в нём игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.

Ход игры. Воспитатель говорит, что к нам пришли гости. Они спрятались от нас в этот сундучок. И просят вас отгадать кто там. Мы сейчас послушаем музыку и узнаем, кто там прячется. Дети слушают мелодии знакомых произведений: «Петушок» — русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Медведь» В. Ребикова и др. Узнают и называют музыку, а воспитатель достает из сундучка соответствующую игрушку и показывает всем.

№ 6. «Кошка и котята»

Игровой материал. Домик, котята, кошка, миска, металлофон. У детей в руках игрушечные кошка и котята.

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель показывает домик и говорит: «В этом домике живут кошка и котята. Их пора кормить молочком. Позовём их. Послушайте, ребята, кого я зову первым, играет на металлофоне. Дети с котятами в руках встают и ставят их перед миской с молоком. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как котята, «мяу-у-у, мяу-у-у». Затем зовет кошку — воспитатель играет на металлофоне. Дети ставят фигурки кошек на стол перед миской и поют «мяу».

№ 7. «Лесные жители»

Игровой материал. На планшете изображен лес с деревьями, кустами, пеньками и облаками (съёмные детали). А за ними спрятаны фигурки животных, птиц, насекомых.

Ход игры. Воспитатель предлагает полюбоваться красивым лесом (дети рассматривают). А вы знаете, что наш лес полон чудес? Хотите узнать кто живёт в нашем лесу? Тогда послушайте и угадайте кто спрятался за ёлкой (берёзой, кустом, грибком, облаком и т.д.).

Дети слушают мелодию и отгадывают (зайчик, медведь, ёж, кукушка, воробей, ворона, пчела).  Для проверки ответа ребёнок заглядывает за дерево (куст, облако и т.д.) где находится фигурка.

2. Игры для развития тембрового и диатонического слуха

№ 8. «Что лежит в сундучке?»

Игровой материал: Карточки с изображением сундучков, фонарик.

Ход игры: Воспитатель показывает детям сундуки и говорит, что там лежат музыкальные инструменты, а какие мы сейчас будем угадывать. Ребята слушают звучание одного из музыкальных инструментов, угадывают его. Для проверки ответа воспитатель светит фонариком на сундучок, и ребята видят изображение музыкального инструмента.

№ 9. «Гном и подарки»

Игровой материал: Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, деревянные ложки, бубен; гном (мягкая игрушка), мешок.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с гостем:

Гномик – очень маленький,

Но зато – удаленький! 

Шапка красная на нём –

Светит ночью, светит днём.

Весь такой забавный, —

Маленький и славный! 

Что с собою он принёс?!

Кто ответит на вопрос?

Воспитатель говорит, что в мешке у гнома лежат музыкальные игрушки, которые гном даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог (за ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Гномик даёт игрушку ребенку, который играет на ней. Затем Гномик передает игрушку другому ребенку. Играют все дети.

№ 10. «Тихо-громко»

Игровой материал: Гном.

Ход игры: Воспитатель поёт. Дети сидят на стульях полукругом, хлопают (громко, тихо) в зависимости от содержания текста песни.

Гном к ребятам прибежал

И тихонечко сказал –

Кап-кап-кап, Кап-кап-кап (хлопают ритмично, тихо)

Дождик капал за окном,

А теперь гремит там гром –

Бом-бом-бом, Бом-бом-бом (хлопают ритмично, громко).

После того, как дети усвоят задание, можно предложить им деревянных гномиков для отстукивания ритма.

№ 11. «На чём играют звери?»

Игровой материал: Карточки с изображением зверей, фонарик.

Ход игры: Решили звери как-то раз,

Концерт устроить для вас.

А на чём они играют,

Кто из вас угадает?

Воспитатель предлагает детям отгадать, на чём играют звери. Дети слушают мелодию, называют музыкальный инструмент и показывают способ игры на нём (барабан, бубен, колокольчик, ложки). Для проверки ответа воспитатель светит фонариком на карточку с изображение зайчика (лисы, медведя и т.д.) и ребята видят изображение музыкального инструмента.

№ 12. «Музыкальная шкатулка»

Игровой материал: Шкатулка, запись звуков природы и отрывков музыкальных произведений; листы бумаги и бубенчики по количеству детей.

Ход игры:

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают!

Нам шкатулка даст ответ

Живут здесь звуки, или нет?

Воспитатель предлагает открыть шкатулку и послушать, звучит музыка или шум природы. Если дети слышат шумы природы – они шуршат листом бумаги. Если музыку – звенят бубенчиком. В конце игры воспитатель говорит о том, что в нашей шкатулке живут дружно музыка и шумы природы.

№ 13. «Коробочка с секретом»

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям, яркая коробочка, повязанная бантом.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что прилетала сорока и принесла ребятам коробочку с секретом.

Что скрывается под крышкой?

Очень мы хотим узнать.

Может это ложка? Может это кошка?

Будем крышку открывать?

Что б секрет нам разгадать!

Затем дети поочерёдно достают из коробочки музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. В конце игры воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах.

  1. Игры на развитие ритмического слуха

№ 14. «Зайка на прогулке»

Игровой материал: Зайка; запись «Марш», «Бег», «Колыбельная».

Ход игры: Воспитатель даёт кому-либо из детей зайку и поёт один из куплетов песенки. Ребёнок выполняет действие по тексту, затем игрушка передаётся другому ребёнку и исполняется второй куплет и т.д.

  1. Зайка белый, хвостик серый

По полянке он шагал — вот так. 

(ребёнок «марширует» с Зайкой)

  1. Вдруг увидел он лисичку,

Очень быстро побежал — вот так.

(ребёнок «бежит» с Зайкой

  1. В дом зашёл, закрыл замок,

И в кроватку зайка – скок!

Тише, детки не шумите,

Вы зайчонка не будите.

(ребёнок «укачивает» Зайку)

№ 15. «Весёлый ёжик»

Игровой материал: Ритмические кубики или палочки по числу играющих.

Ход игры: Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, дети его повторяют:

Воспитатель:

  1. Ёжик идёт, песенку поёт

туки-туки-тук, туки-туки-тук.

  1. Ёжик идёт, грибочек несёт,

тук-тук, тук-тук.

  1. Ёжик идёт, песенку поёт

туки-туки-тук, туки-туки-тук.

  1. Ёжик идёт, листочек несёт,

тук-тук, тук-тук.

  1. Ёжик идёт, песенку поёт

туки-туки-тук, туки-туки-тук.

№ 16. «Гномики пляшут»

Игровой материал: Набор деревянных гномиков по числу играющих детей.

Воспитатель: Гномы собрались в кружок

Кто пойдёт плясать дружок?

Вышел старший гном вперёд,

Всем пример он подаёт,

Вот так…

Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча гномом-игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок. Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально.

  1. Игра на определение жанра и развитие памяти

№ 17. «Маша спит-Маша танцует»

Игровой материал: Кукла Маша, кроватка.

Ход игры: Звучит колыбельная мелодия, в кроватке спит кукла Маша, воспитатель укачивает её и напевает вместе с детьми «Баю-бай», «баю-бай». Затем предлагает «разбудить» её. Дети хлопают в ладоши под весёлую музыку – «кукла Маша просыпается». При повторном исполнении песни куклу Машу «будят»: петушок, собачка, кошка.

  1. Игры на развитие динамического слуха и чувства ритма

№ 18. «Слушай и повторяй»

Игровой материал: Запись с музыкальными произведениями.

Ход игры: Дети сидят на ковре по кругу. Выполняют движения за воспитателем. Под громкую музыку хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают лёгкие хлопки в ладоши перед собой.

№ 19. «Бубен»

Игровой материал: Бубны по количеству участников игры.

Ход игры: Дети сидят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю, бубен в левой руке. Воспитатель играет на бубне, ударяет по нему правой рукой.

В руку бубен мы возьмём,

Загремит он словно гром

Бом-бом-бом! Бом-бом-бом!

А теперь он отдохнёт,

Тихо песенку споёт.

С этими словами воспитатель легко встряхивает бубен, звук лёгкий, тихий.

№ 20. «Лошадка»

Игровой материал: Ложки по количеству участников игры.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем повторяют потешку и стучат ложками:

  1. Лошадка, лошадка, шагает по лугу

Цок-цок-цок, Цок-цок-цок (в медленном темпе)

  1. За тобой лошадка, угнаться не могу

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ, топ-топ (в быстром темпе)

  1. Не беги через лужок

Цок-цок, цок-цок,

Цок-цок, цок-цок! (в быстром темпе)

  1. Ты самый лучший мой дружок!

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ (в медленном темпе)

  1. Игра на развитие слухового внимания и силы звука

№ 21. «Барабан»

Игровой материал: Барабан, деревяные палочки.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель стучит в барабан тихо, затем громко, затем – очень громко. В соответствии с громкостью звучания дети выполняют движения. На тихое звучание стучат палочками тихо «Легкий дождь». На громкое звучание – громко «Сильный ливень». На очень громкое звучание топают ногами «Гроза».

  1. Игра на развитие музыкальных представлений

№ 22. «Прогулка по лесу»

Игровой материал: Запись с музыкальными произведениями.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать и выполнить действия в соответствии с характером музыки.

  1. Спит лисёнок под кустом

У него уютный дом (под колыбельную присесть, сложить ручки под щёчку).

  1. Мишка вышел погулять

Любит он маршировать (под марш – маршировать)

  1. С ветки на ветку, белка скакала.

Шишку нашла и заплясала (под плясовую – плясать)

  1. Лиса по лесу бежала,

Она курочку украла (под быструю музыку – бегать).

  1. Игра на развитие слухового внимания и чувства ритма

№ 23. «Курочка и цыплята»

Игровой материал: Запись с музыкальным произведением.

Ход игры: Дети сидят за столами. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия под любую не очень быструю музыку. «Курочка зовёт одного цыплёнка» - Дети стучат по столу одним кулаком. «Курочка зовёт двух цыплят» - Дети стучат по столу двумя кулаками одновременно. «Курочка зовёт трёх цыплят» - Дети одновременно стучат по столу кулаками и топают правой ногой. «Курочка зовёт четырёх цыплят» - Дети одновременно стучат по столу кулаками и топают обеими ногами. Цыплята прибежали, мамочку обняли – Дети обнимаются.

  1. Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

№ 24. «Петушок и оркестр»

Игровой материал: Игрушка Петух, набор музыкальных инструментов по количеству детей, музыкальное произведение в записи.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть кто к ним пришел в гости

Раньше всех петух встаёт,

Песню громкую поёт

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Посмотрите, петушок

Нам принёс большой мешок

Что в мешочке поглядим…

Дети по одному достают из мешочка музыкальные инструменты и называют их. Воспитатель предлагает детям поиграть в оркестре для петушка. Дети оркеструют какое-либо музыкальное произведение в записи.

  1.  Игра на развитие музыкального слуха и образных движений

№ 25. «Воробьи и кошка»

Игровой материал: Маска кошки,  музыкальное произведение в записи.

Ход игры: Воспитатель произносит слова

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Чик-чи-рик! Чик-чи-рик!

Высоко летает,

Всех ребяток знает.

Чик-чи-рик! Чик-чи-рик!

Под музыку дети «летают», изображая воробушков. Как только музыка прекращает звучать – воробьи замирают на месте, на охоту выходит кошка.

Воспитатель в маске кошки: мяу-мяу!

Кошка ищет того, кто пошевелился. Игра повторяется, роль кошки играет ребёнок.

  1.  Игра на развитие музыкального слуха и исполнительских способностей

№ 26. «Песенное дерево»

Игровой материал: Дерево со съёмными листочками, на листочках с обратной стороны изображены герои знакомых детских песенок.

Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на дерево, на котором растут песенки. Снимает листочек, показывает, дети называют изображенного героя (кошка, мышка, лошадка, зайчик, птичка и др.).

 Воспитатель предлагает вспомнить песенку, в которой встречается данный персонаж. Поют песенку (без музыкального сопровождения) индивидуально или хором по желанию детей.

  1.  Игра на развитие музыкального слуха

№ 27. «Лесенка и песенка»

Игровой материал: Музыкальная лесенка из пяти ступеней (из любого конструктора), металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне и поёт песенку

Мы по лесенке шагаем

Тихо песню напеваем.

Вверх, вверх, вверх!

Вверх, вверх, вверх!

(показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх)

Мы по лесенке шагаем

Громко песню напеваем.

Вниз, вниз, вниз!

Вниз, вниз, вниз!

(игрушка идёт по лесенке вниз)

 Затем предлагает поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку.

Затем отрывок песенки исполняется на металлофоне без слов. Ребёнок должен понять, куда вести игрушку, вверх или вниз.

  1.  Игра на развитие музыкального слуха, певческого дыхания и творчества

№ 28. «Дудочка»

Игровой материал: Дудочки из плотного картона по количеству играющих детей.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям дудочки и показывает, как можно в них гудеть. Предлагает погудеть, как большой слон (низким звуком) и как маленький слоник (высоким). Затем «сыграть на дудочке» простую знакомую песенку (интонировать без слов) или придумать свою.

  1.  Игра на развитие творческих представлений

№ 29. «Пчёлы и дождик»

Игровой материал: Маски пчёл, цветы, макет берёзы с ульем.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких пчёлок.

1-2-3-4-5, начинаем мы играть

Пчёлы в поле полетели.

Зажужжали, загудели (летают под весёлую музыку)

Всё порхали по цветам,

Собирали там нектар (присели собирать нектар)

Вдруг закапал тёплый дождь,

Улетели пчёлы прочь (под шум дождя пчёлы летят в улей).

Содержание

№ 1. «Мама и детки»…………………………………………………….…..3

№ 2. «Медведи на прогулке»………………………………………………..3

№ 3. «Кто в теремочке живёт?».………………………………………….…3

№ 4. «На лугу пасутся-кто?»………………………………………………...3

№ 5. «Музыкальный сундучок»...……………………………………...……4

№ 6. «Кошка и котята»………………………………………………………4

№ 7. «Лесные жители»………………………………………………….……4

№ 8. «Что лежит в сундучке?»………………….………………………......4

№ 9. «Гном и подарки».……………………………………………………..5

№ 10. «Тихо-громко»………………………………………………………..5

№ 11. «На чём играют звери?»……………………………………………...5

№ 12. «Музыкальная шкатулка»………………………………………........5

№ 13. «Коробочка с секретом»……………………………………………...6

№ 14. «Зайка на прогулке»…………………………………………………..6

№ 15. «Весёлый ёжик»…………………………………………………..…..7

№ 16. «Гномики пляшут»……………………………………………………7

№ 17. «Маша спит-Маша танцует»…………………………………………7

№ 18. «Слушай и повторяй»…………………………………………………7

№ 19. «Бубен»…………………………………………………………….….8

№ 20. «Лошадка»………………………………………………………..…...8

№ 21. «Барабан»…………………………………………………….……….8

№ 22. «Прогулка по лесу»……………………………………………..……9

№ 23. «Курочка и цыплята»…………………………………………...……9

№ 24. «Петушок и оркестр»……………………………………………..….9

№ 25. «Воробьи и кошка»…………………………………………….…....10

№ 26. «Песенное дерево»…………………………………………….….…10

№ 27. «Лесенка и песенка»……………………………………….…….….10

№ 28. «Дудочка»…………………………………………………….……...11

№ 29. «Пчёлы и дождик»………………………………………….….……11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»...

Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Представлены различные музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию музыкальных способностей. Материал ориентирован на детей младшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическая игра «Гусеница» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Музыкально - дидактическая игра "Гусеница", разработана для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения демонстрируют настолько выраженные п...

Музыкально – дидактическая игра «Ритмослов» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: знакомство с музыкальными длительностями; развитие чувства ритма детей; закрепление знания музыкальных инструментовИгровой материал:...

Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы

Муниципальное дошкольное автономное некоммерческое образовательное   учреждение детский сад № 11муниципального образования Кореновский район        Ме...