СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Бондаренко Ирина Николаевна

Цель: Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.  Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_mdi_starshie_3.docx194.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СБОРНИК

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Составила: Музыкальный руководитель

Бондаренко И.Н.

Введение

Цель: Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.  Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Задачи:

В сборнике собраны разные виды музыкально-дидактических игр: для развития звуковысотного слуха; на развитие чувства ритма; на развитие динамического и тембрового слуха; на развитие диатонического слуха; на развитие памяти и слуха; на развитие детского творчества и др.

Применение музыкально- дидактических игр:

  • в процессе пения;
  • в процессе слушания музыки;
  • в процессе ритмических движений;
  • в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

 

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1. Игры для развития звуковысотного слуха

 

№ 1. «Игрушки гуляют»

Игровой материал: Музыкальная лесенка из пяти ступеней (из любого конструктора), металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.

Ход игры: В игре участвуют два ребёнка. Ребёнок - ведущий играет на металлофоне, другой ребенок определяет движение мелодии вверх или вниз и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки (вверх, вниз). Затем игроки меняются местами.

№ 2. «Найди пару»

Игровой материал: Набор колокольчиков разного звучания (4пары).

Ход игры: В игре участвуют 8 детей они делятся на две команды (по 4 человека) и становятся спиной друг к другу. Каждой команде раздаётся одинаковый набор колокольчиков. Игрок первой команды звенит в колокольчик, а игрок второй команды с соответствующим данному звучанию колокольчиком должен прозвенеть в ответ. И если ответ верен, образуется первая пара. Игра продолжается пака все пары не будут найдены.

 

№ 3. «Динь - Дан - Дон»

Игровой материал: Колокольчики разного звучания (высокий, средний и низкий регистр), набор карточек в виде колокольчиков разного размера (большой, средний, маленький) по количеству играющих детей.

Ход игры: Педагог показывает детям колокольчики, говорит, как их зовут и звенит: верхний – Динь, средний – Дан и нижний – Дон. После того как дети запомнили звучание, педагог звенит в колокольчик и спрашивает, какой колокольчик звенит?  (Динь, Дан или Дон). Дети показывают карточку и пропевают в соответствии с звучанием колокольчика: дан-дан-дан, дон-дон-дон, динь-динь-динь.

2. Игры для развития чувства ритма

 

№ 4. «Детский сад»

Игровой материал: Карточки с ритмическим рисунком по числу играющих детей (широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым), деревянные фишки по количеству детей.

Ход игры: Перед детьми набор карточек и фишка. Педагог читает стихотворение, дети отстукивают ритм по соответствующей карточке.

В детском садике детишки –

Все такие шалунишки!

На прогулку вышли дети.

Саша медленно идёт,

Он коня с собой несёт.

(дети выкладывают перед собой широкую карточку с изображением больших кружочков и медленно стучат деревянной фишкой по кружочкам)

 Побежал на горку Петя.

(дети выкладывают перед собой узкую карточку с изображением маленьких кружочков и быстро стучат деревянной фишкой по кружочкам)

А за ним помчался Федя.

(по узкой карточке)

Оля тихо, не спеша,

Куличик лепит из песка.

(по широкой карточке)

На пеньке сидит Иван

Громко стучит в барабан.

(по узкой карточке)

Игра проводится на занятии и в свободное время.

 

        № 5. «Эхо»

Игровой материал: Сундучок с деревянными фишками по количеству играющих детей.

Ход игры:

Стоит сундук, а в нём секрет.

Живёт там Эхо много лет. 

Открой сундук и постучи.

Ответь нам эхо, не молчи!

Педагог отстукивает своей фишкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими фишками.

При повторении игры ведущим становится ребёнок, правильно выполнивший задание.

 

№ 6. «Ритмическая загадка»                                 

Игровой материал: Карточки с ритмическим рисунком по числу играющих детей (широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым), детские музыкальные инструменты.

Ход игры: Педагог проигрывает на одном из музыкальных инструментов ритмический рисунок. Ребёнок должен выбрать и показать соответствующую карточку и проиграть ритмический рисунок с помощью любого музыкального инструмента.

№ 7. «Музыкальная сказка»                         

Игровой материал: Детские музыкальные инструменты.

Ход игры: Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

Говорят, как надо жить,

Что бы всем вокруг дружить!

Педагог предлагает детям придумать небольшую сказку и озвучить её на каком-либо музыкальном инструменте. Педагог начинает сказку, дети продолжают: «На опушке леса, в деревянной резной избушке жила-была курочка. Вышла курочка во двор и пошла по тропинке в огород (играет на металлофоне). А в огороде она увидела…» (дети продолжают рассказ и озвучивают его на музыкальном инструменте).

Игра проводится во второй половине дня.

 № 8. «Весёлые ребята»                                       

Игровой материал: Набор карточек.

Ход игры: Посмотрите, к нам в гости пришли весёлые ребята, они очень любят петь. Посмотрите, ребята, которые стоят по одному и подняли руки вверх, любят петь «ТА»! Их так и зовут – «ТА». А ребята, которые стоят по двое, поют «ТИ-ТИ!», поэтому их так и зовут – «ТИ-ТИ». Запомнили, как их зовут? А теперь давайте поиграем, ребята построятся, а мы попробуем позвать их по именам (ТА, ТА, ТИ-ТИ, ТИ-ТИ; ТИ-ТИ, ТИ-ТИ, ТА и т.д.). Вариант игры: добавляем движения. На слог «ТА» - один раз хлопнуть в ладоши, на слоги – «ТИ-ТИ» - два раза хлопнуть по коленкам.

№ 9. «Гном и дом»

Игровой материал: Набор деревянных гномиков на всех играющих детей.

Ход игры: Педагог читает стихи, и отстукивает ритмический рисунок с помощью деревянного гномика, дети повторяют ритмический рисунок сначала хлопками, а затем гномиками.

Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил дом.

Тук-тук-тук (3 раза).

Рядом жил поменьше гномик.

Строил он поменьше домик.

Тук-тук (2 раза).

Самый маленький гном.

Строил домик под грибом.

Тук-тук.

Вариант игры: Дети сами придумывают ритмический рисунок для гномиков. Ведущий ребёнок отстукивает ритм, остальные повторяют.

 

 № 10. «Гвоздь и молоток»

Игровой материал: Клавесы на всех играющих детей.

Ход игры: Педагог читает стихотворение, отстукивая несложный ритм клавесами. Дети одновременно повторяют ритм.

Возьмём гвоздь и молоток. (показать поочерёдно)

Будем строить мы мосток. (стучать палочкой о палочку)

Мост красивый и большой («домик» над головой)

Приходи играть со мной. (стучать поочерёдно по полу)

Далее дети повторяют за педагогом, заданный ритмический рисунок.

3. Игры для развития тембрового слуха

                        

 № 11. «В гостях у Эха»

Игровой материал: Два набора музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог предлагает детям отправиться в лес в гости к Эху. В лес идёт пара детей садятся на «пенёк» спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой «Эхо» повторяет его на таком же музыкальном инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. Дети по желанию меняются ролями.

№ 12. «Оркестр»

Игровой материал: Запись звучания музыкальных инструментов, карточки с изображением музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог приглашает детей послушать выступление музыкальных инструментов, отгадать какой музыкальный инструмент звучит и выбрать соответствующую карточку.  Дети выполняют задание по одному.

 

№ 13. «Шкатулка с секретом»

Игровой материал: Шкатулка, карточки с изображением музыкальных инструментов, запись с инструментальной музыкой.

Ход игры: Педагог говорит о том, что в музыкальной шкатулке живёт музыка. Предлагает её прослушать и определить, какие инструменты исполняют это произведение и найти их в шкатулке. Дети слушают и выбирают нужную карточку из шкатулки.

4. Игры для развития диатонического слуха

 

 № 14. «Матрёшки»

Игровой материал: Набор матрёшек по количеству играющих детей.

Ход игры: Дети отстукивают ритм матрёшками и поют.

Громко поют:

Вот матрёшки посмотри,

Пляшут весело они.

Так-так-так, так-так-так.

Так-так-так, так-так-так.

Тихо поют:

Ох, устали танцевать,

Будем мы ложить их спать.

Баю-бай, баю-бай, засыпай, засыпай.

Громко поют:

Ночь прошла, пора вставать

Будем вместе мы играть

Тра-та-та, тра-та-та.

Тра-та-та, тра-та-та.

Тихо поют:

А матрёшка, вот дела,

Тихо спела нам – ла-ла,

Ла-ла, ла-ла, ла-ла.

№ 15. «Угадай песню»                                                              

Игровой материал: Мелодии знакомых песен, карточки с изображением героев песен, фишки.

Ход игры: Дети сидят за столом, перед ними разложены карточки, исполняется мелодия дети узнают песню, находят соответствующие карточки и выкладывают в ряд. Игра проводится в свободное от занятий время.

          № 16. «Кукла»

Игровой материал: Кукла в русском народном костюме.

Ход игры: Куклу девочке купили,

И на праздник подарили,

О которой так мечтала,

Долго праздник ожидала.

Кукла глазками мигает,

Песни громко (тихо) распевает.

Педагог предлагает детям спеть (любую знакомую детям) песню вместе с куклой, сначала громко, а затем тихо.

 

5. Игра для развития памяти и музыкального слуха

 

№ 17. «Сколько птичек?»                                 

Игровой материал: Набор карточек с изображением одной птички, двух птичек и трёх птичек, металлофон.

Ход игры: Педагог предлагает послушать загадку:

Маленькая птичка – просто невеличка.

Синенькое горлышко, а сама, как солнышко (синичка).

Педагог говорит о том, что к нам в гости прилетела стайка синичек и раздаёт детям карточки. Давайте послушаем и угадаем, сколько птичек поют песенку? Педагог играет на металлофоне один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и показывают соответствующую карточку, с изображением одной, двух или трёх птичек.

№ 18. «Музыкальная викторина»

Игровой материал: Экран, ноутбук, презентация с иллюстрациями к сюжетам произведений, с которыми дети знакомы и соответствующим музыкальным сопровождением.

Ход игры: Педагог предлагает детям поучаствовать в музыкальной викторине и отгадать по иллюстрации к какому произведению она относится. На экране появляется иллюстрация с сюжетом произведения. Если произведение известно, то ребёнок называет его и имя композитора. Если ответ правильный, звучит запись произведения. Например: «Времена года» А. Вивальди, «Детская полька» М. Глинки, «Море» Н. Римского-Корсакова и т.д.

  № 19. «Шкатулка с музыкой»

Игровой материал: Шкатулка, карточки (мальчик поёт, девочка пляшет, солдат марширует).

Ход игры: Педагог говорит о том, что в музыкальной шкатулке живут три музыкальные пьесы и предлагает их прослушать. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку из шкатулки (песню, танец, марш).  

                                                   

 № 20. «Лото- музыкальные инструменты»

Игровой материал: Набор карточек с изображением музыкальных инструментов, карточки с игровым полем.

Ход игры: На столе перед игроками лежат карточки с игровым полем (шесть пустых квадратов). Ведущий (педагог или ребёнок) показывает карточку, игроки называют музыкальный инструмент, тот кто ответил первый, забирает карточку и помещает её на игровое поле. Выигрывает тот, кто первый закроет своё игровое поле – шесть карточек.

 

№ 21. «Музыкальный домик»

Игровой материал: Домик, карточки (мальчик поёт, девочка пляшет, солдат марширует).

Ход игры: Есть в лесу из брёвен дом,

Есть окошко в доме том.

Посмотрите вы в окно –

Что расскажет вам оно?

Педагог говорит о том, что в музыкальном домике живут три музыкальные пьесы и предлагает их прослушать. Дети слушают 3 пьесы разных жанров (песню, танец, марш). Для проверки ответов педагог достаёт из домика карточку и показывает её детям.

6. Игры на определение характера музыки

 

№ 22. «Тучка»                                

Игровой материал: Набор карточек с изображением туч (весёлых, плачущих, спящих), подборка музыкальных произведений (музыка: добрая, ласковая, убаюкивающая; грустная, жалобная; веселая, радостная, плясовая, задорная).

Ход игры:

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,

Тучка снова улыбнётся.

Педагог по ходу стихотворения показывает детям соответствующие тучки. Приглашает ребёнка, все прослушивают произведение, и вызванный игрок выбирает соответствующую характеру музыки тучку. Говорит название произведения и имя композитора. Все дети активно участвуют и проверяют правильность выполнения задания. Дети выполняют задание по одному.

 № 23. «Вальс-пляска-полька»

Игровой материал: Запись вальс, пляска, полька, три конверта в них карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры: Трём играющим раздаются конверты, по очереди они прослушивают по одному музыкальному произведению и называют его. Для проверки правильности ответа, открывают свой конверт и показывают карточку.

  1. Игра на развитие детского творчества

 № 24. «Теремок»

Игровой материал: Маски медведя, кошки, петушка, зайца, на всех играющих детей, музыкальные произведения, соответствующие героям.

Ход игры:

В чистом поле теремок стоит,

Из трубы дымок летит.

Кто же в тереме живёт?

Хором песенки поёт?

Педагог предлагает детям угадать кто живёт в теремке и передать образ в движении.

№ 25. «Сказка-шумелка»

Игровой материал: детские музыкальные и шумовые инструменты.

Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать музыкальные и шумовые инструменты и озвучить сказку.

 «Времена года»

Весна спешит, ручей журчит, -бубенчики

На сосульке капелька блестит, - металлофон

А поутру щебечут птички,

Как будто все на перекличке! - свистульки

А летом солнышко палит,

Ребят на реченьку манит,

Им весело плескаться, - ладошкой по барабану

Водичкой обливаться!

Но, вдруг, раздался страшный гром! - тарелочки

Все разбегаются домой! – палочками по барабану

Осенью порой тоскливо,

Идёт дождик проливной, - пальчиками по барабану

А листья шуршат так красиво, -бумага

И в лес нас зовут за собой!

Зимой злая вьюга кружится,

Снег под ногами хрустит, - фольга

Мчатся стремительно кони, - грецкие орехи

Слышится топот копыт!

Звон бубенцов раздаётся, - бубенчики

Песня весёлая льётся!

Содержание

№ 1. «Игрушки гуляют»…………………………………………..…..……..3

№ 2. «Найди пару»…………………………………………………….……..3

№ 3. «Динь - Дан - Дон»…………………………………………….....….…3

№ 4. «Детский сад»…………………………………….………………..…...3

№ 5. «Эхо»...…………………………………………………………….……4

№ 6. «Ритмическая загадка»……………………………………….……...…4

№ 7. «Музыкальная сказка»……….……………………………..…….……4

№ 8. «Весёлые ребята»………………….………………..………………......5

№ 9. «Гном и дом».…………………………………….……………………..5

№ 10. «Гвоздь и молоток»………………………………….………………..5

№ 11. «В гостях у Эха»………………………………….....………………...6

№ 12. «Оркестр»……………………………………………………...…........6

№ 13. «Шкатулка с секретом»…………………………………………..…...6

№ 14. «Матрёшки»………………………………………...………………....6

№ 15. «Угадай песню»……………………………………….…………..…..7

№ 16. «Кукла»………………………………………………………..………7

№ 17. «Сколько птичек?»…………………….……………………………...7

№ 18. «Музыкальная викторина»…………………………….………..……8

№ 19. «Шкатулка с музыкой»……………………………..…………………8

№ 20. «Лото- музыкальные инструменты»…………………...………..…...8

№ 21. «Музыкальный домик»………………………..……………...………8

№ 22. «Тучка»……………………………………………………………..….9

№ 23. «Вальс-пляска-полька»……………………………………….....……9

№ 24. «Теремок»……………………………………….…………………….9

№ 25. «Сказка-шумелка»………………………..…………………….…....10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль музыкально - дидактических игр в жизни детей дошкольного возраста."

Доклад раскрывает важность музыкально- дидактичеких игр в жизни ребенка дошкольного возраста, из виды и формы....

сборник музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста «Учимся музыке играя»

Представленный музыкальным руководителем  сборник музыкально-дидактических игр «Учимся музыке играя» направлен на музыкальное и двигательное развитие дошкольников, которое соответствует ФГОС ДО.Д...

СБОРНИК «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста»

Программа музыкального развития дошкольников строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предусматривает воспитание у детей восприимчивости, и...

« Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»

Музыкально- дидактические игры в жизни дошкольников...

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию днтей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»...

«Музыкально-дидактическое пособие Кубик Блума детей дошкольного возраста»

Дидактическое пособие - Кубик Блума. Оно разработано на основе приема технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум...