Конспект НОД «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
опыты и эксперименты по музыке (подготовительная группа)

Якуненко Нинель Анатольевна

Цель:

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение
  • экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

 

Обучающие задачи:

1. Обучение детей в умении устанавливать причинно–следственные связи.

2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperim._deyat.docx41.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект музыкального занятия

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

с использованием технологии исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\Брусничка\Downloads\1359274_1.jpeg

Музыкальный руководитель

Якуненко Н. А.

Цель:

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение
  • экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

Обучающие задачи:

1. Обучение детей в умении устанавливать причинно–следственные связи.

2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование: деревянные и металлические линейки, детская гитара, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, гусли, аудиозаписи, листы бумаги (А4)

Репертуар: С. Прокофьев «Петя и волк», «Шутка» Ю. Селиванова

Ход занятия: Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (струнная партия).

Музыкальный руководитель: Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих. А поможет нам песня. «Здравствуйте» (автор Л. Хисматулина)

М. Р. Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.

Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А, как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?

Дети отвечают: - Не интересной! - Не яркой! - Скучной!

М. Р. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?

Дети отвечают:

       - Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.

- Звуки бывают громкие и тихие.

- Звуки высокие и низкие.

- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.

- По тембру - резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.

М. Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто–нибудь знает о том, что такое – звук?

Дети. Нет!

М. Р. Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты. Ведь непросто наше занятие называется «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

М. Р. Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.

Эксперимент 1Откуда рождается звук?

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалыдетская гитара, линейки (металлическая и деревянная)

Дети садятся за первый стол.

М. Р: Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)

М. Р: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская гитара) вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

М. Р: Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.

Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну) какой звук звонче: металлический или деревянный?

Дети: Металлический

М.Р: Так на что похоже колебание? (на волну)

Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент!

Эксперимент 2: «Звуки разные нужны, звуки разные важны».

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.

М. Р. Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный). К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

М. Р.  Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент? (Различные предметы издают различные звуки). Молодцы, ребята!

Эксперимент 3: Поющая вода.

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

М. Р: Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

(В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды). Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.

(Дети стучат по 1 и 4 сосудам.)

Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное). Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)

Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

М. Р. Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Дети: Звук постепенно уходит вниз.

М. Р: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять). Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята!

Эксперимент 4 «Звучание бумаги»

Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги

Материал: бумажные листы

М. Р. Дети, перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру) Верно, они одинаковые по размеру. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?

Дети: Издаваемый звук разный.

М. Р: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять). Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята! И в заключении мы покажем, как с помощью бумаги мы исполним музыкальный номер.

Исполняется «Оркестр с бумажными листами» муз. Селивановой

М. Р. Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.

 Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание детской экспериментальной музыкальной мини-лаборатории (из опыта работы)

Как правило, говоря об экспериментировании, мы подразумеваем экологическое воспитание дошкольников. А ведь экспериментирование как метод может и должно применяться в любой образовательной области. Муз...

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

(развлечение для детей старшего дошкольного возраста)...

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с де­тьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сист...

Конспект музыкального занятия "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория" с использованием технологии исследовательской деятельности

Детская экспериментальная музыкальная лаборатория с использованием технологии исследовательской деятельностиЦЕЛЬ: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательн...

Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"

Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"...

Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» с использованием технологии исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательск...