Конспект НОД «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
опыты и эксперименты по музыке (подготовительная группа)
Цель:
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение
- экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.
Обучающие задачи:
1. Обучение детей в умении устанавливать причинно–следственные связи.
2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.
Развивающие задачи:
1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperim._deyat.docx | 41.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Конспект музыкального занятия
«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
с использованием технологии исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
Якуненко Н. А.
Цель:
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение
- экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.
Обучающие задачи:
1. Обучение детей в умении устанавливать причинно–следственные связи.
2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.
Развивающие задачи:
1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Оборудование: деревянные и металлические линейки, детская гитара, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, гусли, аудиозаписи, листы бумаги (А4)
Репертуар: С. Прокофьев «Петя и волк», «Шутка» Ю. Селиванова
Ход занятия: Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (струнная партия).
Музыкальный руководитель: Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих. А поможет нам песня. «Здравствуйте» (автор Л. Хисматулина)
М. Р. Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.
Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А, как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Дети отвечают: - Не интересной! - Не яркой! - Скучной!
М. Р. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
Дети отвечают:
- Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.
- Звуки бывают громкие и тихие.
- Звуки высокие и низкие.
- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.
- По тембру - резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.
М. Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто–нибудь знает о том, что такое – звук?
Дети. Нет!
М. Р. Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты. Ведь непросто наше занятие называется «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
М. Р. Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.
Эксперимент 1: Откуда рождается звук?
Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.
Материалы: детская гитара, линейки (металлическая и деревянная)
Дети садятся за первый стол.
М. Р: Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)
М. Р: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.
Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская гитара) вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
М. Р: Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.
Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.
Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну) какой звук звонче: металлический или деревянный?
Дети: Металлический
М.Р: Так на что похоже колебание? (на волну)
Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент!
Эксперимент 2: «Звуки разные нужны, звуки разные важны».
Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.
Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.
М. Р. Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный). К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).
Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)
М. Р. Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент? (Различные предметы издают различные звуки). Молодцы, ребята!
Эксперимент 3: Поющая вода.
Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука
Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.
М. Р: Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?
(В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды). Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.
(Дети стучат по 1 и 4 сосудам.)
Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное). Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)
Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.
М. Р. Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.
(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)
Дети: Звук постепенно уходит вниз.
М. Р: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять). Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята!
Эксперимент 4 «Звучание бумаги»
Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги
Материал: бумажные листы
М. Р. Дети, перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру) Верно, они одинаковые по размеру. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?
Дети: Издаваемый звук разный.
М. Р: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять). Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята! И в заключении мы покажем, как с помощью бумаги мы исполним музыкальный номер.
Исполняется «Оркестр с бумажными листами» муз. Селивановой
М. Р. Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.
Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание детской экспериментальной музыкальной мини-лаборатории (из опыта работы)
Как правило, говоря об экспериментировании, мы подразумеваем экологическое воспитание дошкольников. А ведь экспериментирование как метод может и должно применяться в любой образовательной области. Муз...
«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
(развлечение для детей старшего дошкольного возраста)...
«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сист...
Конспект музыкального занятия "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория" с использованием технологии исследовательской деятельности
Детская экспериментальная музыкальная лаборатория с использованием технологии исследовательской деятельностиЦЕЛЬ: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательн...
Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"
Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"...
Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» с использованием технологии исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Статья «Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательск...