Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
проект
Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» с использованием технологии исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
с использованием технологии исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
В ФГОС ДО (от 17 октября 2013 года № 1155) «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» является одним из основных принципов дошкольного воспитания. Также, согласно ФГОС ДО, в требованиях к структуре образовательной программы ДО, «познавательное развитие» обозначено как образовательная область, которая предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, в т. ч. об их звучании, ритме, темпе.
Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но и оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка.
В детском саду «Подснежник» (сентябрь текущего года) началась реализация долгосрочного познавательно - творческого проекта под названием «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория». Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» является актуальным в настоящее время, т.к. реализует современные подходы, инновационные технологии в образовательном процессе.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Цель проекта:
Развивая у детей познавательную активность, способствовать развитию природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, интереса к миру звуков.
Задачи:
- создавать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности.
- развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами, дифференцировать шумы и звуки;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
- развивать природную музыкальность детей, фантазию, ассоциативное мышление и воображение в звукоподражательных играх со словом, инструментами при озвучивании стихов и сказок.
- поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами
Ожидаемые результаты.
Дети:
- формирование у детей заинтересованного отношения к опытно-экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;
- развитие познавательной активности в процессе анализа различных звуков
- развитие музыкально - творческих способностей.
Родители:
- вовлечение родителей в педагогический процесс, посредством приобщения их к опытно – экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;
- сближение с детьми и педагогами в процессе проведения опытов и экспериментов, элементарного музицирования;
- участие в выставке самодельных музыкальных и шумовых инструментов.
Воспитатели:
- повышение профессиональной компетентности в области опытно – экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;
- укрепление отношений с родителями, как с участниками педагогического процесса;
- проявление творческой индивидуальности в музыкально-педагогической деятельности ДОУ;
Новизна.
Главной отличительной особенностью проекта является продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способности к музыкальному творчеству, т.к. одной из самых увлекательных форм первичного познания звукового мира, а через него основ музыкального искусства, являются игры со звуками - творческие исследования.
Проект реализуется по трем направлениям:
1.Создание и организация работы творческой группы педагогов.
2.Совместная деятельность с детьми.
3.Взаимодействие с родителями.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
-Анализ ситуации в ДОУ по данному вопросу
-Изучение литературы по теме «Опытно – экспериментальная деятельность по
музыкально-эстетическому воспитанию в ДОУ», изучение опыта работы других ДОУ.
-Беседы с детьми о строении музыкальных и шумовых инструментов (с использованием
иллюстраций, видео презентаций).
-Подбор музыкального репертуара: песенного, для слушания музыки, музицирования,
подбор музыкально-дидактических игр
-Анкетирование родителей с целью выявления знаний по данному вопросу
Практический этап:
-Разработка конспектов интегрированных занятий (с включением в музыкальную деятельность опытно-экспериментальной деятельности.
-Создание презентаций и видеофильмов, подбор иллюстраций по данной теме
-Консультация для воспитателей: «Экспериментируем в музыке: занимательные опыты и эксперименты»
-Проведение мастер-классов по созданию самодельных музыкальных и шумовых инструментов
-проведение цикла тематических занятий (по ознакомлению с шуршащими, деревянными, металлическими звуками),
-занятий – путешествий (например, в Стеклянное королевство),
-Проведение концерта «Радуга звуков»
-Совместная практическая и творческая деятельность (проведение опытно-экспериментальной деятельности по музыкальному воспитанию)
-Самостоятельная деятельность детей в музыкальном пространстве детского сада
-Проведение краткосрочных образовательных практик: «Музыкальная шкатулка», «Волшебные палочки», «Смастери барабан», «Узнай по звуку».
-Организация выставок детского творчества «Самодельные музыкальные и шумовые
инструменты»
Экспериментирование со звуковым материалом развивает у дошкольников инициативность, произвольность и креативность, способствует развитию интеллектуальной компетенции. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Воспитанники изучают звуковые свойства различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических), детских музыкальных инструментов. Исследуя различными способами получение звука, дошкольники приобретают навык игры на инструментах. У детей развивается тембровый и звуковысотный слух, творческие способности.
Взаимодействие с родителями
-Участие в мероприятиях с детьми (в опытно-экспериментальной деятельности по музыкальному воспитанию)
-Консультация «Экспериментируем в музыке: занимательные опыты и эксперименты»
-Проведение опытов в домашних условиях
-Участие в создании выставки «Самодельные музыкальные и шумовые инструменты», видеотеки
-Анкетирование родителей по результатам проведенных мероприятий. Анализ.
Заключительный этап:
-Создание копилки методических материалов по данной теме
- Отчет по реализации проекта, показ видео- и фотоматериалов по проекту на педагогическом часе, родительском собрании.
-Выступление с проектом на заседании РТГ музыкальных руководителей
ДОО
-Мониторинг знаний детей
-Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения
-Награждение благодарностями родителей-участников проекта
Трудоёмкость проекта:
Данную работу может провести любой музыкальный руководитель, заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Организация данной работы не трудоемка, при наличии методической базы и соответствующей подготовки педагога. Тем не менее, в рамках обычного музыкального занятия сложно решить эти задачи. Необходимы специально организованные занятия, группами не более 8-10 человек.
Трудности при реализации данного проекта могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
Перспективы проекта
Поддерживать заинтересованное отношение к участию в опытно – экспериментальной деятельности по музыкально – эстетическому воспитанию у всех участников проекта;
В заключении хочется отметить, что в современной музыкальной среде исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов, получает все большее развитие. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
(развлечение для детей старшего дошкольного возраста)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1210700-1579943306.jpg)
«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сист...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-678405-1601383403.jpg)
Конспект музыкального занятия "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория" с использованием технологии исследовательской деятельности
Детская экспериментальная музыкальная лаборатория с использованием технологии исследовательской деятельностиЦЕЛЬ: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательн...
Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"
Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-948451-1507489480.jpg)
Проект (Исследовательно – экспериментальный) «Музыкальная лаборатория"
Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными рук...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/03/picture-66915-1675451660.jpg)
Статья «Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательск...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-452901-1417462390.jpg)
Конспект НОД «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
Цель:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умениеэкспериментировать со звуками, создавая свои соб...