Творческие задания для занятий музыкой
учебно-методический материал по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Королёва Людмила Александровна

Публикация включает в себя практические задания для музыкального развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_zadaniya_dlya_muzykalnogo_zanyatiya.docx15.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческие задания для музыкального занятия

«Рождение музыки»

Игра или рождение музыки?

Как рождается музыка? По-разному. Иногда — из игры, как это часто бывало, например, у юного Сергея Прокофьева.

Давай послушаем, как об этом рассказывал сам Сергей Сергеевич Прокофьев: «В одно сухое осеннее утро я шел на репетицию, звонко отстукивая каблуками по пустынному тротуару. Из бокового переулка появился полковник и, позвякивая шпорами, пошёл сзади меня. По военной привычке, чувствуя мой мерный шаг, он попал в ногу со мной и, в течение некоторого времени топ-топ-топ моих каблуков сливались с дзинь-дзинь-дзинь его шпор... Я это заметил , мне сначала понравилось, а потом захотелось пойти синкопой (из дальнейшего текста тебе станет ясно, что синкопа - это смещение ударения с сильного шага на слабый). Я задержал ногу на полшага и дальше пошёл нормально, попадая как раз посредине между позвякиванием его шпор. Получилось топ-дзинь-топ-дзинь-топ. Полковник, который, вероятно, был занят собственными мыслями, вдруг заметил, что идёт не в ногу, и выправился, но я уже уловил игру и одновременно с его перестройкой сам перестраивался на новую синкопу. То обстоятельство, что он никак не может попасть в ногу, видимо, стало раздражать его: шпоры зазвякали нервнее, я услышал несколько перестроек с топаньем подошвы, затем шпоры зазвучали слабее и откуда-то сбоку. Я

покосился в ту сторону и увидел, как полковник по диагонали пересёк улицу и ушёл на противоположный тротуар».

Не правда ли, юный Сергей Прокофьев был изрядным выдумщиком? Но и одновременно — человеком, тонко и необычно воспринимающим окружающий мир. В самой повседневной жизненной ситуации, которую другой и не заметил бы, Сергей Прокофьев слышит музыку. Вначале это его одинокие шаги «топ-топ-топ». Затем появляется нечто другое, а именно звон шпор «дзинь-дзинь-дзинь». Чуткое ухо Прокофьева сразу улавливает разницу в окрасках этих двух звуков. На какое-то время оба разных звука сливаются, совпадают по времени. Но для Прокофьева это скучно, и он затевает игру. Вместо того, чтобы шагнуть, он задерживает ногу, выжидает, пока раздастся «дзынь» и только тогда делает «топ». Конечно, и по ритму, и по окраске подучившееся звуковое сочетание «топ-дзинь-топ-дзинь» гораздо интереснее, чем простое совпадение шагов Прокофьева и полковника. Вот так и рождается музыкальный замысел.

А тебе поручается выполнить такое творческое задание. Подбери звучащие предметы, которые могли бы изображать «топ» и «дзинъ». У тебя получится маленький радиоспектакль, который хорошо бы записать на магнитофон.

Сочиняем песню.

Хочешь сочинить песню? Для этого вспомни своё двустишие о сосне. Несколько раз проговори его вслух, отмечая голосом ударные слоги. При этом станет чётким ритм стиха. Теперь совмести этот ритм со звуками, извлечёнными из сосудов с водой. Получилось? Если сбился, повтори ещё раз, медленнее. Попробуй спеть, вторя себе на сосудах с водой. Видишь, как интересно получается!

Но, чтобы вышло совсем замечательно, вспомни, что у песен иногда бывают инструментальные вступления и заключения. Какой пример из прослушанного ты можешь привести? Песня при этом оказывается как бы «в середине» между ними. Давай и мы сделаем так:

Вступление

Звучат только сосуды с водой


Песня

Звучит твое пение и сосуды с водой


Заключение

Звучат только сосуды с водой

Имей в виду, что музыка во вступлении и заключении может быть абсолютно одинаковой, то есть просто повторяться, а может быть и разной. Может ты приведёшь примеры из прослушанной тобой музыки? Сочиняй же так, как тебе нравится. Есть интересный приём одновременной игры сразу по обоим сосудам. Для этого тебе понадобятся два карандаша. Возьми их в каждую руку. Когда звучат два звука одновременно, они пишутся друг под другом. В записи это выглядит так:

31

А теперь приготовимся исполнить всю песню, со вступлением и заключением. Будет очень хорошо, если ты потренируешься петь песню, используя записанный тобой образец с «легато», «нон-легато» и «стаккато». Ты уже понимаешь, что в музыке важно не только то, что поётся, но и то, как это

делается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь творческих заданий. "Нарисуем музыку".

Тетрадь творческих заданий по программе "В гармонии с музами"....

Конспект занятия в подготовительной речевой группе «Проказы старухи зимы» пересказ сказки К.Д.Ушинского с творческими заданиями

Конспект занятия для детей с задержкой речевого развития направлен на умение правильно и грамотно оформлять предлоджения, развивать мелодико-интонационные  характеристики речи....

Использование игровых творческих заданий на занятиях по развитию связной речи (из опыта работы)

В данной статье идет речь об игровых творческих заданиях, которые могут быть использованы для развития связной речи детей, имеющих общее недоразвитие речи....

Календарное планирование творческих заданий на музыкальных занятиях.

Вданной работе представлен перспективный план работы с детьми среднй, старшей и подготовительной группы....