Развитие коммуникативной культуры ребенка средствами музицирования
статья по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Королёва Людмила Александровна

В публикации раскрываются цели и задачи занятий музицированием в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_razvitie_rebenka.docx17.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Потребность в постоянном творческом развитии и росте предоставляют детям музыкальные занятия, целью которых является создание необходимых условий для выявления и развития индивидуального творческого потенциала каждого дошкольника, становления его личности через трансляцию музыкальной культуры. Стратегия обучения на музыкальных занятиях должна быть направлена на определяющее, приоритетное развитие субъективного внутреннего мира ребенка в процессе обучения и становления его как личности. Основной акцент должен быть сделан не столько на обучающем, сколько на развивающем характере занятий. Современная теория творческих способностей утверждает, что эти способности, развитые в одной области, на одном материале, благотворно сказываются на формировании общих способностей личности, умении творчески мыслить, созидать и при благоприятных условиях могут переходить на другие области деятельности. Эта теория позволяет надеяться, что способности ребенка, развитые, например, средствами музыки и приобщения в той или иной мере к самостоятельной элементарной деятельности и творчеству в процессе обучения, при благоприятных условиях могут перейти в творческую активность и стать творческими способностями, а могут быть и свойствами личности.

Творчество способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению дошкольников к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике. Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.

Музицирование – сольное или совместное, - прекрасно решает многие психологические проблемы и проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни, творческий – может проявлять свою фантазию на деле. Художественные возможности каждого при музицировании, особенно совместном, повышаются во много раз, успех равно выпадает всем, дети чувствуют ценность каждого в общем деле. Занимаясь звукотворчеством, дети придумывают фантастические приемы, - и здесь задача музыкального руководителя вложить ему в ждущие руки какой-либо прием и натренировать его. Таким образом, навык приобретается как бы сам собой, в процессе жизни. Постепенно у детей растет самооценка, они уже сами знают, чего бы хотели достичь, и с самозабвением занимаются самосовершенствованием игры. Затем приходит понимание процесса труда, его кропотливость, зависимость успеха от желания и работоспособности. Тут же можно получить награду – духовную(!) – за труд: радость от красоты, созданной самостоятельно. Приходит чувство удовлетворения от достигнутой цели и, вместе с ним, радость от самого процесса труда.

Для ребенка любой вид познания – уже творчество. Поэтому главная

цель уроков творчества – развить ученика в непосредственном, живом, творческом музицировании.

В процессе занятий решаются следующие задачи

Развивающие:

- развитие творческого начала личности;

- развитие чувства ритма, слуха, интуиции, обогащение музыкальной памяти;

- выявление и развитие творческого потенциала дошкольника и его самореализация;

- развитие уверенности ребенка в своих силах.

Познавательные:

- освоение навыков музицирования;

- знакомство с различными музыкальными произведениями.

Воспитательные:

- воспитание музыкально-эстетических чувств личности;

- формирование музыкального вкуса;

- формирование оптимистического взгляда на самого себя и окружающий мир.

Творческая импровизация в пении, в инструментальном исполнении, движение под музыку, ритмизация стихов, речевые упражнения способны вызвать интерес у любого ребенка и создать необходимые психологические предпосылки для успешного освоения нотной грамоты, исполнительских навыков. В процессе данной работы формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

Первым условием развития творчески направленных способностей, особенно на начальном этапе, должна быть целенаправленная, систематически организованная творческая деятельность. Вторым важным условием развития творчески направленных способностей является дифференцированный подход в обучении, учет возрастных и индивидуальных различий. Творческие задания должны быть доступны учащимся. Их необходимо продумывать и подбирать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

В процессе работы педагог имеет возможность выявить детей с более выраженными музыкальными способностями и наметить пути дальнейших занятий с ними. Творческие упражнения активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха (ладоинтонационный, гармонический, чувство метроритма, формы, музыкальная память), а также развивают вкус и наблюдательность. Основным видом творчества может быть:

- ритмизация текстов;

-движение под музыку;

-речевые упражнения;

-ритмические импровизации;

- допевание ответной фразы;

- импровизация мелодии на данный ритмический рисунок;

- варьирование небольших попевок;

- мелодизация данного или собственного текста, а также ритмическая, а затем и мелодическая импровизация на простейших музыкальных инструментах.

Фундаментальным средством познания мира для детей является игра. Смешные картинки, веселые тексты для распевания, игровые ситуации на уроке – все это должно способствовать тому, чтобы музыкальные занятия не отнимали у детей счастливого ощущения жизни. У игры много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Она никогда не утомляет, естественно включает детей в орбиту познаваемого, кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс. Наконец, игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься, так как поглощен ею целиком. Именно в игре он живет наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью. Вся задача заключается в том, чтобы направить игру в нужное для учебы русло. Особенно важно, что в игре возникают ситуации, очень похожие на имеющие место в музыке. Благодаря этому, ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок. Конечно, игровой урок потребует от педагога некоторой организаторской работы, но она будет тем легче, чем меньше педагог будет посторонним в проводимой игре. Подобно дирижеру, который, управляя музыкой, не может не находиться «внутри» музыки, музыкальный руководитель должен сам принимать участие во всех игровых ситуациях, которыми он руководит на занятии. Это, кстати, помогает ему и контролировать игру, не позволяя ей уходить в сторону от целенаправленности занятия.

Любое задание на занятии можно сделать игровым. Оттенок игры можно придать любой «строгой», на первый взгляд, работе. Специально сочиненные игры даются на уроках, как правило, в конце: это диктуется необходимостью «эмоционального крещендо» и финальной разрядки.

В разнообразных играх и заданиях детям предлагаются различные роли: «дирижера», «хормейстера», «композитора», благодаря которым они приобретают вместе с необходимыми знаниями и навыками уверенность в себе, артистичность, свободу, воображение, а главное – интерес к музицированию, к процессу познания музыкальных тайн.

В заключении следует отметить, что в процессе развития творческих способностей ребенка только тот добьется максимальных результатов, кто твердо знает и соблюдает основные принципы методики, прежде всего важнейший из них – принцип соотношения цели и средств. Педагог обязан постоянно помнить: на уроках творчества все должно быть направлено к тому, чтобы сформировать у ребенка способность прекрасно слышать, чтобы с помощью такого слуха научить его свободно мыслить, чувствовать, творить, чтобы посредством музыкально-художественного творчества воспитать и вырастить из него талантливого Человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами игротворчества

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Развитие коммуникативной культуры педагога как средство повышения качества образоания в детском саду

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ как одно из требований к профессиональной деятельности современного педагога...

Игра - средство развития коммуникативной культуры

Игра как средство развития коммуникативной культуры у старших дошкольников...

Презентация на тему: "Речевые игры как средство развития коммуникативной культуры у дошкольников"

Презентация освещает пробемы в речевом развитии детей, основные цели и задачи речевого воспитания....

Речевой этикет как средство развития коммуникативной культуры и социокультуры дошкольников

В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотно...

"ТАНЕЦ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА"

Развитие танцевальных навыков у детей-дошкольников является не только программной задачей, но и важным условием в становлении личности.Актуальность выбранного нами направления работы обусловлена тем, ...

"Технологии Сторисек и Буккросинг как средство развития коммуникативной культуры дошкольников"

Что такое Технологии Сторисек и Буккросинг, основные этапы их реализации в ДОУ...