Конспект музыкального занятия «Музыкальный портрет»
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

Королёва Людмила Александровна

Конспект музыкального занятия для старших дошкольников, направленного на творческое развитие музыкальных сенсорных способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект музыкального занятия

на тему «Музыкальные портреты»

Тема занятия: Музыкальные портреты в программной музыке

Тип занятия: комбинированный

Цель урока: творческое развитие группы музыкальных сенсорных способностей дошкольника

Задачи:

- формировать умения творчески воспринимать и различать изобразительные элементы музыки;

- учить детей творчески передавать характерные черты музыкальных персонажей в танцевальных, образных движениях;

- творчески развивать ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотность.

Музыкальный материал:

- «Гном» М. Мусоргского

- «Шествие гномов» Э. Грига

- «Слово на ладошке» Е. Попляновой

- Ритмодекламация «Гном», Н. Боровик

Методы и приемы:

- наглядный (презентация «Путешествие в мир музыки», оркестровое исполнение произведений)

- словесный (вопросы проблемного характера, сочинение сказочного сюжета)

- практический (пение, сочинительство в музыке)

- метод контрастных сопоставлений (пьесы с одинаковыми названиями, сравнение музыкальных интонаций)

- уподобление характеру звучания музыки (оркестровка, двигательно-изобразительная наглядность)

Оборудование:

- музыкальный центр, аудиозаписи

- книжка-игрушка «Путешествие в мир музыки»

- дидактическая игра «По-разному» (штрихи)

- бумага, фломастеры у всех детей, детские музыкальные инструменты

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Педагог. Какую музыку мы слушали на последних занятиях?

Дети. «Шествие гномов». (Звучит пьеса).

Педагог. Верно, «Шествие гномов» норвежского композитора Э. Грига. Что было интересного в пьесе?

Дети. Шагали злые гномы.

Педагог. А почему мы решили, что они злые?

Дети. Музыка таинственная, иногда страшная, злая, сердитая, колючая, отрывистая, тяжелая.

Педагог. А на что похожа средняя часть пьесы, какая она по настроению?

Дети. Музыка волшебная, нежная, мерцающая, светлая, переливчатая; сверкают сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье.

Педагог. Какими инструментами мы оркестровали вторую часть? Дети. Металлофоном, колокольчиками, треугольником, арфой.

Педагог. Молодцы! А сегодня я предлагаю вам послушать другую пьесу с похожим названием - «Гном» из цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки». Послушайте, какой гном изображается в музыке Мусоргского. (Звучит пьеса).

Дети. Злой, хитрый, коварный, страшный.

Педагог. Да, в музыке слышны внезапные акценты, прыжки, паузы. Она звучит то громко, то резко, то таинственно, приглушенно. Будто гном крадется, затевая что-то недоброе, то пугающе кривляется, делает свои страшные ужимки, ковыляет. (Звучит фрагмент).

В пьесе Грига изображены, как мы говорили, шагающие гномы. Музыка похожа на причудливый марш. Она и называется «Шествие гномов». А послушайте, пьеса «Гном» Мусоргского похожа на марш? (Звучит фрагмент)

Дети. Да.

Педагог. Предлагаю попробовать помаршироватъ под эту музыку. (Дети выполняют задание). Удобно маршировать под пьесу Мусоргского?

Дети. Нет.

Педагог. Верно. В этой музыке передаются неровные, ковыляющие движения, прыжки гнома - страшного злого карлика. Нарисуйте дома шествие гномов или одного гнома такими, какими вы их представили, слушая музыку.

А сейчас я предлагаю вам вместе сочинить сказку и тоже про гнома, но, например, про доброго гнома. Как его назовете?

Хорошо. Пошел Кузя гном как-то в лес. Вдруг поднялась вьюга.

Речевая игра «Вьюга» (изменения движения в зависимости от содержания стихотворения)

А теперь давайте сочиним музыку на эти слова — такую же холодную и ледяную. (Дети выполняют задание).

Педагог. Замерз гномик, дует на руки, греет их. Вдруг слышит какие-то голоса (м-м-м). Он тоже так запел, а сам прислушивается. Помогайте мне, ребята. (Кластерное пение). А тут как тут... Кого, ребятки, встретит гном?...

Дети. Маленького белого зайца.

Педагог. Ладно, зайчика. А если он маленький, то какой у него голосок?

Дети. Высокий, тоненький.

Педагог. Вот заяц и здоровается с гномом: «Цикали-цикали» (высоким голосом, руки вверху). А гном ему своим голосом: «Ца-ца» (средним голосом, хлопки), улыбнулись они друг другу и пошли на горку кататься (рисуют рукой движение мелодии глиссандо вверх и вниз, поют). Посмотрите, как это делает гном в нашем музыкальном паровозике.

Только съехали... Кого еще они встретили?

Дети. Медведя, большого и тяжелого.

Педагог. Хорошо. Если медведь большой, то каким голосом мы его озвучим?

Дети. Низким, грозным.

Педагог. Тогда медведь так здоровается с гномом и зайцем: «Букали-букали» (низким голосом, руки вниз).

А заяц как с ним здоровается? (Дети отвечают и показывают)

А гном? (Дети выполняют задание).

И вот они все вместе начали говорить. Пожалуйста, кто каким персонажем хочет быть, тот того показывает и озвучивает.

А потом они даже свое стихотворение сочинили.

Игра на развитие звуковысотности и ритма «Цыкали-букали» (К. Орф).

Однако они не только пели по-разному, но и шли по-разному. Хотите, мы покажем, как они шли?

Посмотрите на мой рисунок

О-о-о-о-о-о-о-о...

О-о О-о О-о...

О! О! О! О!

Первая линия у нас непрерывная, длинная. Равномерно, без толчков и остановок следите пальчиком и одновременно продевайте гласную «О» все время на одной высоте: одинаково, монотонно. Не прерывайте пение до конца линий. (Дети выполняют задания).

Не правда ли, гласную «О» мы пели все время по-разному. Еще раз посмотрите внимательно на схемы, пропойте их и найдите соответствующие для наших персонажей. (Дети показывают соответствие схемы и персонажа стрелками).

Заяц

О-о-о-о-о-о-о-о...

Гном

О-о О-о О-о...

Медведь

О! О! О! О!

А теперь возьмите листочки и фломастер, нарисуйте дорожку понравившегося вам персонажа и мы все вместе «пошагаем» с нашими друзьями.

Игра «По-разному» (понятие о штрихах)

Педагог. Молодцы! Наши герои шли-шли и пришли в звериную музыкальную школу. Там зверята занимались - играли в игру «Слово на ладошке». Хотите поиграть?

Песня «Слово на ладошке» Е. Попляновой. (Дети поют по очереди свое слово и прохлопывают его ритм). Занимались-занимались зверята с гномиком в «Лесной школе», как раздался звонок (Педагог звонит колокольчиком). И все пошли на переменку. И мы отдохнем - поиграем. Согласны?

Ритмодекламация «Гном» (Н. Боровик) - догонялки.

Хорошо! Вот какую длинную сказку мы с вами сегодня сочинили. Мне очень

понравилось. А вам? Что больше всего понравилось? Какое новое музыкальное произведение мы сегодня слушали?

Вы помните ваше домашнее задание? Спасибо. До свидания.

Музыкальное прощание

Список использованной литературы:

Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, изд. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки Л., 1973.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997.

Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000.

Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., 1997.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка 3 класс

Поплянова Е. Чики-брики-гав! Веселые музыкальные минутки – Челябинск -96

Поплянова Е. Волшебная страна музыки – Челябинск 1996

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха – Москва «Музыка» 1996

Комплект дисков «Музыкальные шедевры» (О.П. Радыновой) по шести темам - «Музыка выражает характер, настроения человека», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Музыкальный магазин"

Дети отправляются в удивительную страну звууков - в музыкальный магазин. Там они знакомятся с музыкальными инструментами, играют на них , смотрят презентацию про них....

Конспект музыкального занятия «Музыкальные картины зимы»

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «Музыкальные картины зимы»...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Конспект музыкального занятия "Музыкальные жанры"

занятие знакомит детей с музыкальными жанрами (песня, танец, марш)...

Конспект музыкального занятия "Музыкальные инструменты" для старшего дошкольного возраста

Предлагаю вам конспект тематического музыкального занятия "Музыкальные инструмнты" для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям дошкольных учреждени...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Конспект интегрированного открытого музыкального занятия «Музыкальная мозаика весны»

ель занятия. Расширять представления о весне и её признаках. Совершенствовать навыки звукоизвлечения, связывая их с необходимой выразительностью. Развивать умение владеть голосовым аппаратом, соз...