Конспект занятия по музыкальной ритмике в старшей группе «Необычное путешествие в мир ритма».
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Мутина Мария Валентиновна

Цель: Способствовать развитию музыкально-ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobychnoe_puteshestvie_v_mir_ritma.doc784.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГБДОУ № 43

Приморского района  г.Санкт- Петербурга

Конспект непрерывной  образовательной деятельности

по образовательной области

«МУЗЫКА»

в  старшей группе

«Необычное путешествие  в мир ритма».

(доминантное музыкальное занятие по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста)

Разработала

Музыкальный руководитель

Первой квалификационной  категории

Синицына Людмила Валерьевна

Санкт-Петербург

 2021 год

Цель:

Способствовать развитию музыкально-ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

  1. Познавательное развитие:

 - Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», для закрепления результатов восприятия музыки.

  1. Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, музыкальную память, чувство ритма, воображение), побуждать узнавать песню по мелодии, ритмическому рисунку.

  1. Речевое развитие:

 - Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и     детьми в области музыки.

      - Способствовать формированию чувства метра и ритма.

  1. Социально-коммуникативное развитие:

- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие детского творчества.

     5. Физическое развитие

 - Способствовать развитию моторики, координации движений в соответствии с характером и формой музыкального произведения. –

Форма организации НОД: занятие-путешествие (нетрадиционная форма)

Методы обучения:

- беседа;

- практический;

- объяснение;

- упражнения;

- показ;

- повторение и закрепление.

Атрибуты для проведения НОД:

Дерево, пенек, дятел, домик Тузика, заранее подготовленные карта и письмо в соответствии с сюжетом, две большие куклы-марионетки собаки - Барбос и Тузик, атрибуты для МДИ, мультимедийное и музыкальное сопровождение.

Музыкальный материал:

Марш «Улыбка» (обработка Суворовой Т.И.)

Песня «Поезд» муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан

 Веселая музыка для выхода персонажей

«Австрийская полька» (или любая 3х частная пьеса)

«Полька Кремена»

Запись звука дождика или имитация на фортепиано

Музыкальный зал оформлен как лес. В зале расставлены дерево на дереве закреплен дятел, пенек, домик Тузика. Стульчики для детей расположены вдоль стены. Заранее разложены игры и атрибуты, согласно сюжету.

Дети входят в зал под музыку марша, проходят по кругу и останавливаются, перестраиваясь в полукруг в середине музыкального зала. Музыкальный руководитель здоровается с детьми и предлагает провести  ритмическую разминку «Здравствуй говори!» (автор С. Коротаева).

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. Как вы думаете от кого это письмо (обращает внимание детей на конверт с изображением щенка Барбоса). Давайте его прочитаем.

 «Дорогие ребята, мне срочно нужна ваша помощь! Мой друг Тузик пригласил меня в гости, а живет он на другой стороне леса. Он прислал мне карту, а я совсем не могу в ней разобраться, потому что не умею читать и разгадывать загадки. А вы детки умные и смелые, я про вас слышал. Вы сможете мне помочь? Приезжайте в лес. Встречаемся на лесной опушке. Ваш пес Барбос!»

Музыкальный руководитель: Ребята, надо помочь! А как же мы отправимся с вами в лес, пешком туда не дойти. Давайте подумаем. Как лучше добраться в лес?

Музыкальный руководитель: Я предлагаю поехать на поезде! А чтобы было нам веселее ехать, мы будем петь песню! Договорились?

Дети встают в полукруг и исполняют песню «Поезд» (муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан), в конце песни изображают движение поезда. Садятся на стульчики.

Звучит веселая музыка, входит пес Барбос с картой. Здоровается с детьми.

Барбос: Здравствуйте, ребята, вы получили мое письмо и приехали к нам в лес! Как здорово! Вот эта странная карта, про которую я вам написал в письме, но я в ней совсем ничего не понимаю, давайте вместе посмотрим!

Дети с музыкальным руководителем рассматривают карту. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на пустые окошки.

Музыкальный руководитель: Давайте поможем нашему Барбосу. Посмотрите, что нарисовано на этой карте? Лес, дерево, пустые окошки.

Наверное, кто-то решил нас запутать. Как вы думаете, сможем ли мы отыскать подсказки? Да

А где же их искать? Как вы думаете куда нам идти? К дереву

         Дети идут «змейкой», приговаривая:

     По тропинке мы идем,

     Дружно к деревцу придем

     Раз, два, три, четыре, пять,

     Будем деревце искать!

Подходят к декорации «Дерево», Барбос обращает внимание детей на Дятла, который сидит на дереве.

Барбос: Здравствуй, дятел, помоги нам найти домик моего друга Тузика.

Дятел: Здравствуйте! Я вам помогу, но для этого поиграйте со мной и разгадайте мои ритмические шифровки.

Проводится игра с мнемотаблицами «Дятел». После игры дятел предлагает детям найти коробку с игрой под деревом.  Музыкальный руководитель обращает внимание детей на коробку, где лежат маракасы (шумелки) и записка:

«Мы веселые горошки,

Заскучали мы немножко,

С нами, дети, поиграйте-

Наши ритмы разгадайте!

А понравитесь вы нам-

Дадим подсказку, дети, вам!»

Проводится МДИ «Веселые горошки» (описание в приложении)

В коробке с горошками Барбос находит картинку.

Барбос: Ребята, смотрите, какая-то картинка, что на ней изображено? Пенек Может, она подходит к нашей карте? Давайте посмотрим. Как вы думаете куда нам дальше идти? К пеньку

Вставляют картинку в карту и идут дальше к декорации «Пенек»

Дети идут «змейкой», приговаривая:

     По тропинке мы идем,

     Дружно мы к пеньку придем

     Раз, два, три, четыре, пять,

     Будем мы пенек искать!

Под «Пеньком» находят палочки и картинки для МДИ «Ритмическая разминка» и записку:

«Палочки волшебные вы верно разложите

И по подсказке нужную дорожку вы найдите»

Проводится МДИ «Ритмическая разминка!

Барбос: Смотрите, ребята, мы сложили всю карту, и теперь без труда найдем домик моего друга Тузика!!! Пойдемте скорее!

Звучит запись дождя.

Барбос: Ой, ребята, дождик начинается, куда же нам спрятаться?

Музыкальный руководитель:  А мы дождика не боимся, мы с ним поиграем!

Проводится ритмическая  разминка «Дождик»

Музыкальный руководитель: Вот и дождик закончился, можно идти дальше!

Дети идут «змейкой», приговаривая:

     По тропинке мы идем,

     Будку Тузика найдем

     Раз, два, три, четыре, пять,

     Будем с Тузиком играть!

Навстречу выбегает Тузик. Барбос и Тузик здороваются. Барбос хвалит детей и предлагает детям потанцевать.

Исполняется танец «Полька»

Музыкальный руководитель: Наше необычное приключение закончилось. Я хотела бы узнать ваше мнение о нашем путешествии. Я раздам вам карточки, они двухсторонние, на одной стороне изображена улыбка, на другой стороне- грустное выражение лица. Если вам понравилось путешествие, поднимите смеющуюся мордочку и скажите что именно вам запомнилось больше всего, если что-то не понравилось, поднимите грустную сторону карточки и расскажите что вам не понравилось.

Детям предлагается поделиться своими впечатлениями

Музыкальный руководитель: Давайте попрощаемся с нашими персонажами и гостями. До встречи, ребята!

Дети уходят в группу.

Приложение

                                       

«Весёлые горошки»

Возраст: 5-7 лет

Вид игры: Игра на развитие чувства ритма.

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении простых ритмических рисунков.

Дидактические задачи:

 - воспитывать умение играть в парах, подчиняться правилам игры;

 - закрепить знания о длительности звуков;

 - воспитывать умение слушать и воспроизводить услышанный ритм.

Дидактический материал: Киндеры - маракасы с горошками, большие и маленькие карточки «весёлых» горошинок.

Правила игры: Число участников – 8 (четыре пары). Предварительно разучивается песенка «Весёлые горошки». Дети разделены на пары: у одного карточки «весёлых» горошинок, у другого киндеры – маракасы, наполненные горошинками. Ведущий начинает петь песню, дети подпевают, по окончании песни ведущий простукивает своими маракасами простой ритмический рисунок. Дети, у которых в руках маракасы, повторяют за ведущим, дети, у которых карточки, выкладывают ими ритмический рисунок на столе (или на полу). Затем дети проверяют друг друга и меняются ролями. Игра повторяется. Затем, по желанию, можно сделать ведущим кого-либо из детей. Выигрывает та пара, у которой было наименьшее количество ошибок.  

F:\работа\игра Весёлые горошки\DSCN7600.JPG

                                           

                                           «Ритмическая разминка»

Возраст: 5 – 7 лет

Вид игры: Игра на закрепление у детей чувства ритма, 3-х частной музыкальной формы, развитие психических процессов.

Цель: Развитие общей музыкальности детей.

Дидактические задачи:

- развитие чувства ритма

- закрепление 3-х частной музыкальной формы

- формирование коммуникативных качеств

- развитие комбинаторных действий, умений действовать по образцу и замыслу

- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления

Дидактический материал: Ритмические палочки по две на ребенка, карточки с изображением ритмического рисунка, карточки с графическим изображением предметов (дом, снежинка, елка, бантик, бабочка и т. п.), любая 3-х частная форма музыкального произведения, например, «Звездная полька», Австрия.

Правила игры: Число участников – вся группа. Дети заранее разделены на команды по 3 человека, в руках у каждого по две ритмические палочки. На первую часть музыки дети свободно двигаются по залу, выполняя руками «моталочку» перед собой. На вторую часть музыки дети выполняют ритмический рисунок, изображенный на предложенной карточке. На третью часть музыки дети ищут свою команду в условленном месте и собирают предложенное графическое изображение. Ведущим может быть как музыкальный руководитель, так и ребенок. Количество детей в одной команде может варьироваться, в зависимости от предложенного графического рисунка. Затем игра повторяется с другими карточками.

         C:\Users\user\Desktop\фото\20151125145321-1.jpg

                                                   «Дятел»

Возраст: 5 – 7 лет

Вид игры: Игра на развитие чувства ритма, психических процессов.

Цель: Развитие чувства ритма.

Дидактические задачи:

- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления

- развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии

- формирование артикуляционно- телесных и двигательных ощущений, элементарных -- ритмических рисунков

- развитие ритмического слуха на основе простейших ритмов с речевой поддержкой

- развитие коммуникативных качеств, умения сотрудничать

Дидактический материал: Мнемотаблица, карточки с изображением ритмического рисунка, ритмические палочки.

Правила игры: Число участников – вся группа. В мнемотаблице зашифровано стихотворение О.С.Боромыковой «Дятел».

Дятел сядет на сучок:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Дятел смотрит, где жучок:

Туки-туки-туки-тук,

Снег идет, метут метели:

Так-так, так-так-так,

Прячьтесь птицы, прячьтесь звери:

Туки-туки-туки-так.

 Назначается ребенок ведущий, который проговаривает строчку из мнемотаблицы, и в пустую клетку ставит  карточку с изображением ритмического рисунка. Дети повторяют строчку из мнемотаблицы  и отстукивают ритмическими палочками заданный ритм. Игра повторяется снова со следующей строчки. Отстукивать ритмический рисунок можно любым другим способом, например, звучащими жестами. Как вариант игры, можно разделить детей на две подгруппы: первая читает строчку из мнемотаблицы, сопровождая речь звучащими жестами, вторая подгруппа отстукивает заданный ритм палочками.

C:\Users\user\Desktop\фото\20151125174450-1.jpg     

                                           

                                                  «Дождик»

Возраст: 5-7лет

Вид игры: Развитие чувства  ритма у детей

Цель: Научить детей слушать и четко передавать ритмический рисунок.

Дидактические задачи:

  • развитие чувства ритма через слово и координацию движения
  • развитие восприятия воли, памяти, мышления на основе усложнения заданий
  • воспитывать умение действовать в коллективе

Дидактический материал: Деревянные дощечки и по две деревянные палочки на каждого игрока

Правила игры: Подгруппа детей до 5 человек. Дети с педагогом четко проговаривают стихотворный текст, одновременно ударяя двумя палочками по дощечке. На слова «кап-кап-кап» отстукивают ритм палочкой о палочку, заданный педагогом (принцип «эхо»). Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Дождик, дождик, что ты льешь?
- Кап-кап-кап
*, кап-кап-кап**!
Погулять нам не даешь?
- Каап-кап-кап
***, каап-кап-кап!
Очень мы хотим гулять.
Кап-кап-каап, кап-кап-каап!
Через лужицы скакать.
Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап-кап!


читает и отстукивает ритм педагог;    

** – повторяют ритм дети;

*** – педагог меняет ритм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия во второй младшей группе "Необычное путешествие"

Конспект занятия ФЭМП во второй младшей группе "Необычное путешествие"...

Конспект открытого музыкального занятия в средней группе "Необычное путешествие" 2016 г.

Благодаря открытым занятиям педагог развивается,делится опытом с другими педагогами и специалистами....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Необычное путешествие ».

Рекомендовано для воспитателей старших групп детского сада пл познавательному развитию...

Конспект занятия в первой младшей группе "Необычное путешествие"

Цель: Обобщать знания детей полученные в процессе обучения....

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе "Необычное путешествие"

Необычный гость приходит к ребятам на музыкальное занятие и приглашает их в путешествие. На пути им встречается много препятствий и заданий....

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Необычное путешествие»

Конспект НОД для детей подготовительной группы  «Необычное путешествие» Подготовили:воспитатель Е. Э. Ковалева;воспитатель И. А. Денисова Цель: Познакомить детей с неко...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Необычное путешествие в космос»

Конспект занятия предназначен для детей старшего возраста при закреплении темы "Космос"....