Звучащие жесты
консультация по музыке

Михалева Валентина Викторовна

В материале представлены приемы из разработок Карла Орфа по музыкальному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchashchie_zhesty.docx19.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практическая консультация для воспитателей.

Звучащие жесты в музыке тела

Подготовила:

музыкальный руководитель

Михалева Валентина Викторовна

Одной из самых увлекательных и необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а значит, и основ музыкального искусства, являются игры со звуками. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать, придумывать свою музыку. Для простейшей импровизации служит «природный» музыкальный инструмент – собственное тело (руки, пальцы, ноги), с помощью которого мы можем издавать ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ.  

Термин «Звучащие жесты» - принадлежит немецкому педагогу Гунильде Кетман, которая в содружестве с Карлом Орфом разработала систему комплексной музыкальной деятельности, строящейся на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. 

Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе важное место, поскольку игра звуками своего тела – это первая собственная бессознательная импровизация ребенка, его путь к дальнейшему освоению других приемов ритмического рисунка. Это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Легкость такой импровизации заключается в способности и привычке людей ритмично воспроизводить перечисленные жесты, которая, возможно, имеет и некий биологический смысл. Основа импровизации в звучащих жестах – это непроизвольная, неконтролируемая умом, спонтанная моторика тела. И при своей простоте она дает человеку эмоционально-двигательную разрядку.

Звучащие жесты подразделяют на 4 основных тембра – это хлопки, шлепки по частям тела, щелчки и притопы. Их применение может быть в самых различных сочетаниях, вместе или по отдельности. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения.

Хлопки – звонкие – всей ладонью; тихие – согнутыми ладонями или верхней частью кисти, несколькими пальцами; также можно использовать для воспроизведения тихих шелестящих звуков потирание ладонями, верхними частями кистей.

Притопы – всей стопой, пяткой, носком.

Шлепки – по коленям, по груди, по бокам.

Щелчки – пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам.

Подобные ритмические «инструменты» - сопровождения есть в том или ином виде у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре. Звучащими жестами можно сопровождать потешки, игры. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях при отсутствии других инструментов.

На начальном этапе использования звучащих жестов, для освоения подобной тактики, жесты используются по типу «эхо» - педагог показывает несколько «ритмических рисунков», дети повторяют, с речевой поддержкой или без нее, например:

Тюшки-тютюшки

Тюшки-тютюшки,

Сделай топотушки! (топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ или другой рисунок)

Тюшки-тютюшки,

Сделаем щелкушки! (щелк-щелк-щелк, щелк-щелк-щелк-щелк-щелк)

Тюшки-тютюшки,

Шлепушки и хлопушки (шлеп -  хлоп)

Тюшки-тютюшки,

Щелкушки-топотушки (щелк - топ)

Тюшки-тютюшки,

Бурчушки и молчушки!

Молоток

Тук-тук, молоток, забей гвоздиков пяток!

Тук-тук, тук-тук-тук, и в подметку, и в каблук!

(жесты – удары кулачком по ладошке, поочередно левой и правой ручками)

Мячик

Чуть ударишь этот мячик, начинает он скакать!

Скачет, скачет, скачет, скачет и не может перестать!

(жесты – короткие и длинные хлопки в соответствии с  ритмом)

Если нравится тебе, то делай так

Если нравится тебе, то делай так: (хлопки в любом ритмическом рисунке)

Если нравится тебе, то делай так: (щелчки в любом ритмическом рисунке)

Если нравится тебе, то делай так: (импровизированные жесты, чередования и сочетания)…

Раз, два, три

Раз, два, три! Ну-ка, повтори!

Ну-ка, не зевай, за мною повторяй!

(хлоп-хлоп, шлеп-шлеп-шлеп, топ-топ-топ)

Раз, два, три! Ну-ка, повтори!

Ну-ка, не зевай, за мною повторяй!

(щелк, щелк-щелк; топ, топ-топ, хлоп, хлоп-хлоп, хлоп)

Раз, два, три! Ну-ка, повтори!

Ну-ка, не зевай, за мною повторяй!

(импровизация)

В дальнейшем звучащие жесты можно «перенести» на инструменты, имеющиеся в арсенале группы – треугольники, ложки, тарелки, ксилофоны, барабаны.

Использование звучащих жестов эффективно для освоения и развития чувства ритма. Это также и воспитание тембрового слуха, в сочетании с движениями, это и развитие координации и реакции, умения слышать окружающих. Телесное освоение ритма помимо прочих своих преимуществ имеет свойство просто доставлять удовольствие: активные ритмические движения направлены на разрядку существующих напряжений и вызывают положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Звучащие жесты» в музыкальной педагогике

Звучащие жесты – это «природные инструменты» человека, которые воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их уникальность и незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе об...

Конкурс. Семинар для родителей "Игры со звучащими жестами"

Один из методов обучения детей пению – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Так просто – удивитесь Вы. Да, да, так просто! Эти элементарные зв...

Речевые игры со звучащими жестами

Игры используются для отработки чувства ритма, развития фонематического слуха и речи....

Консультация для воспитателей "Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма"

Краткие теоретические вопросы о развити чувства ритма детей дошкольного возраста и возможности использовать музыкальные игры в условиях совместной деятельности восптателя и детей в режимных моме...

Звучащие жесты как эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей

Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно...

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ

Вся наша жизнь – это ритм. Музыку создают как маленькие дети, играющие в ладушки, так и резвящаяся толпа футбольных фанатов на стадионе. И чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто звучать и дв...

«Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма»

Консультация для воспитателей для организации совместной деятельности с предлагаемым практическим материалом....