Нейропсихологические музыкальные упражнения с атрибутами «стакан» и «мяч» в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях в ДОО
консультация по музыке (старшая группа)

Михалева Валентина Викторовна

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_na_mo.docx22.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 16

Ленинск-Кузнецкий городской округ

                                        

                                

 «Нейропсихологические музыкальные упражнения с атрибутами «стакан» и «мяч» в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях в ДОО»

Подготовила:

Михалева Валентина Викторовна,

 музыкальный руководитель

МБДОУ № 16 г.Ленинска-Кузнецкого

2023г.

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация?

Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Это малоподвижный образ жизни наших детей, так как недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, неразвитой ориентировки в пространстве, а значит, и неразвитого чувства ритма.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с получением знаний, проявлением когнитивных функций мозга, работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством.

           Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

          Давно известен тот факт, что речевая функция имеет тесную связь с общей двигательной системой организма. При этом нельзя забывать о том, что ключевой мотив любого ребенка в освоении новых знаний – это интерес. Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика. Этот метод позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность.

Что же такое нейроритмика? Это  комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.

           Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения можно включать в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.

Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов. Упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние.

 Благодаря нейроиграм оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.  

Что же такое нейропсихологическая игра (нейроигра)?

            Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

- ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;

- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);

- формируется правильное взаимодействие ног и рук;

- ребёнок учится последовательно выполнять действия;

- развивается слуховое и зрительное внимание.

Преимущества использования нейроигр:

- игровая форма обучения;

- эмоциональная привлекательность;

- многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом, между детьми в парах;

- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

           Если же нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи. Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность, чему немало способствует важная составляющая музыки – ритм.

           Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое ритм? 

    Ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи:

слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательных движений, интонационной выразительности речи.

В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Игровые упражнения на развитие чувства ритма, необходимо включать уже с младшей группы и даже ранее.

             Ритмические игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.

Я предлагаю вашему вниманию несколько нейроигр, основанных на развитии чувства ритма.

Игры со стаканом.

Для организации игры со стаканами не надо создавать специальную развивающую среду, достаточно только приобрести стаканчики, можно обновлять на них наклеечки по тематике занятий или досугов, которые могут сделать дети своими руками. Фантазии для творчества очень много.

Первый этап.

Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, От-да-ем!». Можно передавать стаканчик под счет или придумать другие слова, которые помогут в игре. Например: «Правой берем, вправо отдаем»;

Далее, порядок движений усложняем: Хлопните два раза, возьмите и передайте стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем».

Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем».

Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой, хлопните один раз. Передайте стаканчик вправо соседу: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп, берем, отдаем». 

Когда дети усвоят этот навык можно увеличить темп передачи стаканчиков.

Теперь можно подключить музыкальное сопровождение, начиная с простого мотива.

Например попевка «Скачут, скачут две лошадки»:

Скачут, скачут две лошадки, но, но!       1,2 слова- берем стакан у себя

                                                 3,4 слова- ставим стакан соседу и убираем руку

                                                «но, но» - 2 хлопка, или 2 щелчка с детьми более старшего возраста

Скачут, скачут без оглядки, но, но!

Скачут, скачут в новый город, цок, цок!

Звонко цокают подковы, цок, цок! 

С остальными фразами такие же жесты.

Сначала в медленном темпе, затем можно постепенно увеличивать темп и менять музыкальную композицию.

Вариант 1

Играет любое количество человек. Главное — точно повторять движения за водящим. Допустивший ошибку, покидает игру. Каждый получает стакан (чашку), ставит его, перевернув вверх дном, на стол или на пол перед собой. Порядок движений такой: левой рукой хлопаем по столу слева от стакана, затем правой — справа. Левой рукой задеваем дно стакана, правой – сверху стакана. Хлопаем в ладоши и правой рукой передвигаем стакан соседу в правую сторону (2 вариант – переходим на место соседа справа, если стаканы стоят на столах, а дети стоят перед столами).

Вариант 2. Музыкально – ритмическая игра со стаканчиками за столом

На столах по кругу стоят  стаканы вверх дном. Играющие садятся за стол. Под музыку польки Рахманинова начинают передвигать стаканы «против часовой стрелки» по кругу:

1 тема - Один раз передвинули, 3 хлопка и так повторили 4 раза.

Далее музыка сменяется, и вместе с музыкой меняются движения:

2 тема- Две руки хлопнули по столу, затем в ладоши, шагаем ритмично вправо, на месте 2 шага. Эти движения повторяются всю 2 тему.

В 3 тему, при смене музыки встаем со стульев и «гуляем» произвольно рядом со столами.

И повторяем все сначала. Движения можно менять.

Вариант 3. Игровые танцы со стаканчиками в кругу.

        Описанные выше движения возможно выполнять попарно и в одиночку, сидя, или стоя в кругу, с перемещениями и без, в одном темпе, либо с ускорениями. И выполняться они могут как с атрибутом – стаканчиком, мячиком, так и без. Атрибуты легко можно заменить хлопками. Главное, чтобы в танце был четкий ритм, который можно уловить детям. Также есть нейротанцы уже с предлагаемым набором движений для выполнения. Такие танцы всегда с удовольствием выполняются детьми.

(показ ритмического танца с хлопками показ танца «по подсказам-словам» «Почесали ручкой ушко»).

Вместе с игрой со стаканчиками использую игры с мячиками. У них похожи правила игры, только вместо стаканчиков – мячики, соответственно, выполняются движения с мячами те, которые им подходят:  

1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот

2. передача соседу и наоборот.

3. по кругу

4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая)

5. вариации.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальные развлечения, как одна из форм летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация предназначена для работников дошкольных учреждений, родителей (законных представителей) воспитанников....

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Материал будет полезен воспитателям и учителям - логопедам при разработке нейропсихологических игр и игровых упражнений, что надо учитывать и на что обращать внимание....

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста :ка применять на практике...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развиваю...

Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"...

"Гжель. Методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства"

В этой презентации я делюсь информацией об истории возникновения народной росписи Гжель. Методы и приёмы использования мастихина, кисти и кулинарного мешочка....