Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в музыкально-педагогических исследованиях
проект по музыке (старшая группа)
Проблема коммуникативного развития в дошкольном возрасте существовала и существует в настоящее время, так как научить общаться, воспринимать, чувствовать задача одна из самых сложных. Многочисленные исследования показали, что опыт общения с музыкой, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Актуальность формирования коммуникативных навыков у дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. В настоящее время необходимо обратить внимание на гармоничное развитие дошкольников, приобщить и социализировать их общение и контакт с окружающим миром, а также со сверстниками. Научить их творить, созидать в коллективе и уметь обсуждать полученные музыкальные знания и опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nikulitsa_r.v.docx | 20.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в музыкально-педагогических исследованиях
Музыкальный руководитель: Никулица Ростислав Витальевич
Аннотация
Проблема коммуникативного развития в дошкольном возрасте существовала и существует в настоящее время, так как научить общаться, воспринимать, чувствовать задача одна из самых сложных. Многочисленные исследования показали, что опыт общения с музыкой, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Актуальность формирования коммуникативных навыков у дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. В настоящее время необходимо обратить внимание на гармоничное развитие дошкольников, приобщить и социализировать их общение и контакт с окружающим миром, а также со сверстниками. Научить их творить, созидать в коллективе и уметь обсуждать полученные музыкальные знания и опыт.
В отечественной науке в области психологии и педагогики искусства рассматриваются уникальные подходы по вопросам воспитания общения посредством музыкального искусства. В исследованиях Г.С. Тарасова, значительно уточняется понимание музыки как формы художественного общения, что позволяет выделить те коммуникативные позиции, которые занимает личность в ситуации общения с музыкой. Тем самым автором подчеркивается роль позиции («творческой») как способность выражать свои мысли и эмоции [4, С.115]. Таким образом, воспитывая умение «творчески» импровизировать, сочинять, фантазировать свои мысли и эмоции дошкольники учатся свободно контактировать с окружающим миром, успешно раскрывать свои способности.
В этом смысле методика Т.Э.Тютюниковой может быть применена в условиях раннего развития, детям предлагаются фантастические путешествия и увлекательные исследования, в которые творческий руководитель вовлекает своих воспитанников. Методика применяется для музыкально-творческого обучения воспитанников в достижении эффективности результатов творческой активности. В дидактическом смысле музыкально-творческая деятельность актуальна как метод стимулирования познавательной деятельности дошкольника средствами элементарного музицирования. Организация игровой деятельности способствует развитию эмоциональной сферы, приобретению опыта общения с музыкой, развивает воображение и наглядно-образное мышление, расширяет круг эмоциональных представлений, любви к музицированию и импровизации.
В основу методики Т.Э.Тютюниковой по элементарному музицированию положены два метода. Первый метод направлен на активизацию творческих проявлений ребенка, его способность к импровизационному творчеству, музицированию, фантазии, сочинительству. Проблема импровизаций детей одна из самых увлекательных и сложных, так как требует созданий ситуаций для творчества и фантазии.
Второй метод это моделирование музыкального языка, в котором моделирование становится механизмом обучения. В своем методе, автор применяет ряд творческих приемов и принципов объединенных в процесс «творить» звучащими жестами, импровизировать движение как совместно, так и индивидуально с каждым. Девиз: делай вместе с нами, эти звуки обо мне, музыка моего тела, игры звуками, фольклорный танец, речевое музицирование, звуки раньше чем символы, графическая запись.
Учитывая небольшой жизненный и музыкальный опыт детей, неразвитость их эмоционально-чувственной и образной сферы необходимо включать в атмосферу комплекса игровых действий.
Согласно позиции Г. С. Тарасова, к таким игровым действиям относится пластическое интонирование музыкальной речи в виде «исполнительского» участия рук, корпуса, ног, наклонов головы при воссоздании «пульса» музыкального произведения, его темпа и ритма, динамики, направленности и высоты звучания, музыкальной фразировки и т.п. Чем разнообразнее тематика сценариев, игр, танцев, процесс фантазии и импровизации возрождается спонтанно и непредсказуемо, тем самым дети непроизвольно вовлекаются в игру воображаемого «музыкального театра». В целом, считает Г. С. Тарасов, художественная игра предполагает обыгрывание сюжетов, событий, образов, воплощенных в музыке в импровизированной форме. Дети сами выбирают себе роль и находят те выразительные средства, которые необходимы для выражения их образного видения произведения [5, С.55-58].
Для успешного осуществления и развития коммуникативных навыков необходимо вовлекать воспитанников в различные музыкально-познавательные игры, в которых каждый дошкольник сможет реализовать собственные потенциальные возможности. В игре, по мнению А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина появляется наиболее доступный способ переработки информации и интересный способ выражения эмоций и впечатлений. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомимика), когда необходимо выразить эмоциональное состояние [7, С.27].
В игре, по мнению А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина появляется наиболее доступный способ переработки информации и интересный способ выражения эмоций и впечатлений. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомимика), когда необходимо выразить эмоциональное состояние [7, С.27].
По мнению психолога-исследователя И.Г.Вечкановой, игра как форма организации деятельности дошкольников позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувства симпатии к взрослом, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.
Л.Г.Куревина и Л.Г.Петерсон в «Концепции образования: новый взгляд» сформирована новая переакцентировка ценностей приводят по этому поводу образный пример: если в традиционном обучении педагог «выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети – роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог-дирижером» [2].
В своих фундаментальных исследованиях с точки зрения психологии Б.М.Теплов раскрыл значение полноценного восприятия музыки как активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и «соделывание», причем, оно не является чисто психическим актом, а включает, весьма разнообразные «телесные» явления, прежде всего движения. Таким образом, можно заключить, что Б. М. Теплов углубляет понимание проблемы, разрабатываемой Э. Жак-Далькрозом, с собственно психологических позиций [6].
Вслед за Тепловым, Д.К. Кирнарская с позиции музыкальной психологии Д.К. Кирнарская подчеркивает, чтобы уметь мыслить многоканально и музыкально, а также принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего, прислушиваться и чутко откликаться. Особого внимания педагога заслуживает четко сформулированная и обоснованная позиция исследователя относительно последовательности действий [3, с. 100-103].
Л.С.Выготский. в своём труде «Психология искусства» говорит о том что эстетическая эмоция (эмоция вызванная посредством восприятия произведения искусства, в том числе музыкального) не вызывает немедленного действия, в отличии от эмоции, вызванной реальными жизненными обстоятельствами. [1, С.326].
Таким образом очень важно в современном мире создать благоприятные условия детям дошкольного возраста, помочь им накопить музыкальный опыт, научить фантазировать, импровизировать, добиваться успехов в понимании музыки как формы художественного общения.
Список литературы
- Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с. 8, с.326].
- Куревина О.А.., Петерсон Л.Г. в «Концепции образования: Современный взгляд. М., 1999. 21 с.
- КирнарскаяД.К.. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-ХХ1 век, 2004.- С.100-103.2
- Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 115 – 121.
- Тарасов Г. С. Музыкальная психология /Спутник учителя музыки. Составитель Т.В. Челышева. М., 1993. – С.55-58].
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В.2 т. – М., Педагогика. 1985. – Т.1 , 328 с
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация....
Значение игры в развитии коммуникативных навыков у дошкольников
В игре ребенок познает окружающий мир, развивается, учится общению....
Презентация проекта "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в соответствии с ФГТ"
В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками....
Доклад на тему: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников».
Для себя я считаю эту проблему актуальной, так как столкнулась с ней на практике. Многие дети нашей группы испытывают проблемы в общении. Поэтому я, как воспитатель считаю могу повлиять на раз...
Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет
Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры....