Ритм, как инструмент музыкального развития дошкольников.
статья по музыке

Анисимова Мария Андреевна

Ритм- это мощный инструмент для музыкального развития дошкольников. Человек рождается уже со своим встроенным ритмом. Ритм –это наиболее доступное для освоения средство музыкальной выразительности. И в этой статье хотела бы по-подробнее остановиться именно на нём.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ритм, как инструмент музыкального развития дошкольников.

Ритм- это мощный инструмент для музыкального развития дошкольников. Человек рождается уже со своим встроенным ритмом. Ритм –это наиболее доступное для освоения средство музыкальной выразительности. И в этой статье хотела бы по-подробнее остановиться именно на нём.

Музыкальное развитие дошкольников — это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства. Оно направлено на формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, а также на передачу опыта музыкальной деятельности, и ритм способствует решению этих задач

Развитие чувства ритма, ритмического слуха, ритмического восприятия присутствует во всех видах музыкальной деятельности, таких как:

-пение;

-музыкально-ритмические движения;

-игра на  музыкальных инструментах;

-детское музыкальное творчество;

и имеет большое значение в музыкальном воспитании.

История ритма берёт своё начало на заре человечества.

Ритм имманентно присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года.

Исходя из этого можно сделать вывод, что человек уже рождается со своим встроенным ритмом, ритм – это что-то очень естественное, близкое для него.

Регулярный музыкальный ритм присущ танцевальной музыке всего мира, профессиональной (композиторской) музыке Европы начиная со школы Нотр-Дам и позже вплоть до середины XX века, в традиционной музыке Востока — многим жанрам макамо-мугамной традиции, индийской классической музыке, большинству жанров популярной музыки Востока и Запада, джазу и др.

Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения.

Объединяясь, звуки и паузы могут образовывать ритмический рисунок музыкального произведения. Стабильные, схематические группировки длительностей в истории музыки образовывали ритмоформулы, которые заняли место важнейшего маркера жанра и стиля, подобно тому как в тысячелетних монодических культурах (например, в знаменном распеве и в григорианском хорале) важнейшим маркером лада была мелодическая формула.

Помимо ритмоформул, разделяемых сообществом композиторов и слушателей (как, например, формула итальянской сицилианы, испанского болеро, польского полонеза и мн.др.), истории музыки известны индивидуальные «ритмические проекты», характерные для отдельных сочинений отдельных композиторов как в прелюдии «Шаги на снегу» К. Дебюсси, «Революционном этюде» Ф. Шопена, финале Седьмой фортепианной сонаты С. С. Прокофьева и во многих других композиторских опусах.

Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени (секундам, миллисекундам и т. п.), в нём заданы лишь относительные длительности нот и пауз.

Из вышеприведённой исторической справки можно увидеть, что и музыка и человеческая жизнь и природа –всё, подчинено ритму.

По мнению выдающихся ученых и педагогов таких, как                           Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, М.Л.Палавандишвили,     

 музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни и затем повсеместно сопровождает его. .

С точки зрения ученых, музыкально - ритмическая деятельность носит яркую эмоциональную окрашенность, возможность активно выразить отношение к музыке в движении. Именно движение помогает полнее воспринимать музыкальное воспроизведение.

Существуют различные  виды деятельности направленные на ритмическое развитие дошкольников, такие как:

-игры;

-ритмические упражнения;

-творчество(сочинение ритмического рисунка);

-игра на музыкальных инструментах;

-музыкально-ритмические двмжения.

Задачи ритмического развития:

--Знакомит с понятиями ритма;

-Учить совместной игре на музыкальных инструментах;

-Учить названиям различных ударных и шумовых инструментов;

-Учить воспроизводить ритмический рисунок средней сложности с помощью ударных и шумовых музыкальных инструментов;

-Учить воспроизводить ритмический рисунок средней сложности жестами, танцевальными движениями;

-Поощрять желание детей проявить самостоятельность в сочинении своего ритмического рисунка и показа его различными способами(в танце, на инструментах, жестами);

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к музыке в целом;

-Воспитывать чувство коллективизма посредством совместного слаженного воспроизведения ритмических рисунков;

-Прививать внимательность и организованность, посредством игры в ударно-шумовом оркестре;

Развивающие:

-Развивать ритмический слух;

-Развивать эмоциональную отзывчивость;

-Развивать творческую активность;

-Развивать мелкую маторику;

-Развивать образное мышление

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что возможности ритмического развития безграничны.Ритм наиболее доступен для понимания детям, близок их подвижной природе, соответственно с помощью ритмических упражнений итд проще привить интерес детей к музыкальным занятиям, делая их весёлыми, увлекательными.

Важную роль в ритмическом музыкальном развитии играют музыкальные инструменты,( и многие из них доступны для освоения детям с 1,5 лет)такие как: маракасы, клависы, барабан, лягушки, металлофон, ксилофон, бубен, ложки. Многие из них не имеют определённой высоты звучания, и первое что слышат дети это «шум», который эти инструменты создают.

Далее дети знакомятся с  инструментами с определённой высотой звучания , в том числе с теми на которых можно воспроизвести мелодию.

Единицей ритмической ткани является ритмический рисунок.

Начиная с 3,5-х лет можно просить детей повторять простейшие ритмические рисунки (две четверти, три четверти), которые дети должны будут повторить за педагогом, исполнив на музыкальных инструментах, или с помощью своего тела(хлопки, прыжки, топот итд итп). Далее ритмические рисунки начинают усложняться, и уже к 5-6 годам ребёнок может исполнить более сложные ритмические рисунки(триоль, синкопа, пунктирный ритм).

Такое постепенное усложнение при знакомстве с ритмом, музыкальными инструментами, звуками и музыкой в целом имеет плавный характер, что наиболее эффективно.

Для развития творчества важно просить детей придумать свой ритмический рисунок и исполнить его на музыкальных инструментах или движениями тела. Это развивает воображение и творческую активность детей.

По существу, ритм – это одно из средств подведения ребёнка к пониманию выразительности музыкального языка.

Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приёмов, помогает хорошо освоить музыкальные навыки , а также развивает творческие задатки дошкольников.

В заключении можно сказать что через освоение простых ритмо-формул(освоить которые им помогает естественность ритма) дети приходят к пониманию более сложной музыки и более чуткому её восприятию, что в свою очередь ведёт к развитию культуры личности в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация, как инструмент всестороннего развития дошкольника.

В статье раскрывается роль аппликации во всестороннем развитии дошкольника, выделяются виды аппликации и приводятся примеры нестандартных техник аппликации....

Ритм – как основа музыкального развития дошкольника.

Ритм – как основа музыкального развития дошкольника....

Презентация. Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном развитии дошкольников.

Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном развитии дошкольников....

ТРИЗ как инструмент креативного развития дошкольников

Представлена презентация консультации для воспитателей на тему: "ТРИЗ как инструмент креативного развития дошкольников"...

Сказкотерапия - инструмент нравственного развития дошкольников.

Сказкотерапия - инструмент нравственного развития дошкольников....

Презентация.Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном развитии дошкольников.

Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном развитии дошкольников....