Ритм, как инструмент музыкального развития дошкольников.
статья по музыке
Ритм- это мощный инструмент для музыкального развития дошкольников. Человек рождается уже со своим встроенным ритмом. Ритм –это наиболее доступное для освоения средство музыкальной выразительности. И в этой статье хотела бы по-подробнее остановиться именно на нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ритм как инструмент музыкального развития детей | 25.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ритм, как инструмент музыкального развития дошкольников.
Ритм- это мощный инструмент для музыкального развития дошкольников. Человек рождается уже со своим встроенным ритмом. Ритм –это наиболее доступное для освоения средство музыкальной выразительности. И в этой статье хотела бы по-подробнее остановиться именно на нём.
Музыкальное развитие дошкольников — это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства. Оно направлено на формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, а также на передачу опыта музыкальной деятельности, и ритм способствует решению этих задач
Развитие чувства ритма, ритмического слуха, ритмического восприятия присутствует во всех видах музыкальной деятельности, таких как:
-пение;
-музыкально-ритмические движения;
-игра на музыкальных инструментах;
-детское музыкальное творчество;
и имеет большое значение в музыкальном воспитании.
История ритма берёт своё начало на заре человечества.
Ритм имманентно присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года.
Исходя из этого можно сделать вывод, что человек уже рождается со своим встроенным ритмом, ритм – это что-то очень естественное, близкое для него.
Регулярный музыкальный ритм присущ танцевальной музыке всего мира, профессиональной (композиторской) музыке Европы начиная со школы Нотр-Дам и позже вплоть до середины XX века, в традиционной музыке Востока — многим жанрам макамо-мугамной традиции, индийской классической музыке, большинству жанров популярной музыки Востока и Запада, джазу и др.
Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения.
Объединяясь, звуки и паузы могут образовывать ритмический рисунок музыкального произведения. Стабильные, схематические группировки длительностей в истории музыки образовывали ритмоформулы, которые заняли место важнейшего маркера жанра и стиля, подобно тому как в тысячелетних монодических культурах (например, в знаменном распеве и в григорианском хорале) важнейшим маркером лада была мелодическая формула.
Помимо ритмоформул, разделяемых сообществом композиторов и слушателей (как, например, формула итальянской сицилианы, испанского болеро, польского полонеза и мн.др.), истории музыки известны индивидуальные «ритмические проекты», характерные для отдельных сочинений отдельных композиторов как в прелюдии «Шаги на снегу» К. Дебюсси, «Революционном этюде» Ф. Шопена, финале Седьмой фортепианной сонаты С. С. Прокофьева и во многих других композиторских опусах.
Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени (секундам, миллисекундам и т. п.), в нём заданы лишь относительные длительности нот и пауз.
Из вышеприведённой исторической справки можно увидеть, что и музыка и человеческая жизнь и природа –всё, подчинено ритму.
По мнению выдающихся ученых и педагогов таких, как Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, М.Л.Палавандишвили,
музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни и затем повсеместно сопровождает его. .
С точки зрения ученых, музыкально - ритмическая деятельность носит яркую эмоциональную окрашенность, возможность активно выразить отношение к музыке в движении. Именно движение помогает полнее воспринимать музыкальное воспроизведение.
Существуют различные виды деятельности направленные на ритмическое развитие дошкольников, такие как:
-игры;
-ритмические упражнения;
-творчество(сочинение ритмического рисунка);
-игра на музыкальных инструментах;
-музыкально-ритмические двмжения.
Задачи ритмического развития:
--Знакомит с понятиями ритма;
-Учить совместной игре на музыкальных инструментах;
-Учить названиям различных ударных и шумовых инструментов;
-Учить воспроизводить ритмический рисунок средней сложности с помощью ударных и шумовых музыкальных инструментов;
-Учить воспроизводить ритмический рисунок средней сложности жестами, танцевальными движениями;
-Поощрять желание детей проявить самостоятельность в сочинении своего ритмического рисунка и показа его различными способами(в танце, на инструментах, жестами);
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к музыке в целом;
-Воспитывать чувство коллективизма посредством совместного слаженного воспроизведения ритмических рисунков;
-Прививать внимательность и организованность, посредством игры в ударно-шумовом оркестре;
Развивающие:
-Развивать ритмический слух;
-Развивать эмоциональную отзывчивость;
-Развивать творческую активность;
-Развивать мелкую маторику;
-Развивать образное мышление
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что возможности ритмического развития безграничны.Ритм наиболее доступен для понимания детям, близок их подвижной природе, соответственно с помощью ритмических упражнений итд проще привить интерес детей к музыкальным занятиям, делая их весёлыми, увлекательными.
Важную роль в ритмическом музыкальном развитии играют музыкальные инструменты,( и многие из них доступны для освоения детям с 1,5 лет)такие как: маракасы, клависы, барабан, лягушки, металлофон, ксилофон, бубен, ложки. Многие из них не имеют определённой высоты звучания, и первое что слышат дети это «шум», который эти инструменты создают.
Далее дети знакомятся с инструментами с определённой высотой звучания , в том числе с теми на которых можно воспроизвести мелодию.
Единицей ритмической ткани является ритмический рисунок.
Начиная с 3,5-х лет можно просить детей повторять простейшие ритмические рисунки (две четверти, три четверти), которые дети должны будут повторить за педагогом, исполнив на музыкальных инструментах, или с помощью своего тела(хлопки, прыжки, топот итд итп). Далее ритмические рисунки начинают усложняться, и уже к 5-6 годам ребёнок может исполнить более сложные ритмические рисунки(триоль, синкопа, пунктирный ритм).
Такое постепенное усложнение при знакомстве с ритмом, музыкальными инструментами, звуками и музыкой в целом имеет плавный характер, что наиболее эффективно.
Для развития творчества важно просить детей придумать свой ритмический рисунок и исполнить его на музыкальных инструментах или движениями тела. Это развивает воображение и творческую активность детей.
По существу, ритм – это одно из средств подведения ребёнка к пониманию выразительности музыкального языка.
Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приёмов, помогает хорошо освоить музыкальные навыки , а также развивает творческие задатки дошкольников.
В заключении можно сказать что через освоение простых ритмо-формул(освоить которые им помогает естественность ритма) дети приходят к пониманию более сложной музыки и более чуткому её восприятию, что в свою очередь ведёт к развитию культуры личности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аппликация, как инструмент всестороннего развития дошкольника.
В статье раскрывается роль аппликации во всестороннем развитии дошкольника, выделяются виды аппликации и приводятся примеры нестандартных техник аппликации....
Ритм – как основа музыкального развития дошкольника.
Ритм – как основа музыкального развития дошкольника....
Презентация. Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном развитии дошкольников.
Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном развитии дошкольников....
ТРИЗ как инструмент креативного развития дошкольников
Представлена презентация консультации для воспитателей на тему: "ТРИЗ как инструмент креативного развития дошкольников"...
Сказкотерапия - инструмент нравственного развития дошкольников.
Сказкотерапия - инструмент нравственного развития дошкольников....
Презентация.Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном развитии дошкольников.
Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном развитии дошкольников....