«Техника Bodi Percussion как средство формирования чувства ритма у детей 4-7 лет, в том числе у детей с ОВЗ »
учебно-методический материал по музыке
Стендовый доклад
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №59 комбинированного вида" Советского района г.Казани
«Техника Bodi Percussion как средство формирования чувства ритма у
детей 4-7 лет, в том числе у детей с ОВЗ »
Подготовила музыкальный руководитель: Сабитова Гузель Талгатовна
Казань 2024
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».
Бехтерев Владимир Михайлович.
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».
Бехтерев Владимир Михайлович.
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».
Бехтерев Владимир Михайлович.
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».
Бехтерев Владимир Михайлович.
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».
Бехтерев Владимир Михайлович.
Цель:
постепенная выработка сознательного и чувственного восприятия ритма, ощущаемого как спонтанное жизненное проявление и дающего возможность переживать чувство гармонии и переплетения ритма музыки и собственного тела.
Задачи:
- согласование движений с темпом, характером и ритмом музыки; стимулирование внимания;
- самостоятельный поиск двигательных приемов при выполнении тех или иных команд ведущего;
- координирование слуховых, двигательных, тактильных и коммуникативных качеств восприятия.
Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, по данным системы здравоохранения состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила
название «здоровьесберегающие технологии».
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила
название «здоровьесберегающие технологии».
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила
название «здоровьесберегающие технологии».
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила
название «здоровьесберегающие технологии».
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила
название «здоровьесберегающие технологии».
В современном мире появилось огромное кол-во музыкальных инструментов и техники игры на них, и люди стали забывать, что их собственное тело само по себе является уникальным музыкальным инструментом с различным звучанием. И сегодня я предлагаю вам уделить внимание технологии «Боди-перкуссия», которая широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.
Музыка тела доступна для детей с раннего возраста. Примеры боди-перкуссии мы видим в детских играх, песнях, танцах («Ладушки», «Танец маленьких утят» и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных движений.
Перкуссия тела хороша тем, что её может освоить каждый. Тело – это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для детей с ОВЗ. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях, тем самым как бы массажируя его. Благодаря такому способу «массажа» происходит оздоровительный эффект.
Историческая справка
Историческая справка
Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до того, как человек додумался продолжить свои руки и ноги в барабанных палочках, вытянул губы в свирель, а вместо грудной клетки или бедер начал бить по натянутым кожаным мембранам и дереву.
С целью коммуникации африканцы на алмазных шахтах для разговоров между собой топали ногами в резиновых сапогах, создавая телесно-перкуссионную технику. Так рабы на плантациях в США, лишенные барабанов, решили общаться друг с помощью телесно-перкуссионной техники.
Немного позже перкуссия тела переросла в форму безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой. Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.
Body Percussion (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца.
Техника "Body Percussion" помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.
Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание») – многозначное слово:
1. Перкуссия - это группа ударных музыкальных инструментов, из которых звук извлекается ударом (молоточком, палочкой, колотушкой и проч.) или тряской (покачиванием, встряхиванием, переворачиванием и проч.) по звучащему телу (металл, дерево, кожа, пергамент, пластик).
Это самая многочисленная группа музыкальных инструментов. К ним относятся бубен, маракас, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.
2. Перкуссия в медицине— выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.
3. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод - «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.
Музыканты современности назвали такое направление «боди-перкуссия» или телесная перкуссия – музыка нашего тела. Это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается. Музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый.
Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы по музыкальному воспитанию вводит 4 типа звучащих жестов:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Опытный перкуссионист чередует ритмические рисунки по разным частям его тела с добавлением «звуковых эффектов»:
• пощёчины с открытым и закрытым ртом,
• клацанье языком,
• свист,
• стук.
Приемы работы с детьми в технике боди перкуссия.
1.Педагог, на фоне шлепков по коленям с детьми, выразительно и ритмично декламирует текст.
2. «Эхо» текст по фразам, педагог – дети.
3. Декламирование текста по-разному: громко, тихо, басом и т.д.
4. Добавляем движения: метрические шаги в рассыпную, по кругу, с поворотами, остановками, приседаниями и т.д.
На музыкальных занятиях я ввожу элементы перкуссии постоянно. Дети увлечённо их осваивают.
У воспитанников развиваются чувство ритма, слуховое внимание, улучшается координация, зрительно-моторная координация; воображение, музыкально – ритмические способности.
Ударные инструменты
В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки
Предлагаю вашему вниманию упражнения и музыкальные игры, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
Упражнение «Птички» - сначала выполняем со словами, затем молча.
Го-лубь / хлопок в ладоши правой рукой и по груди
Во-ро-бей / хлопок в ладоши, хлопок по груди правой, затем левой рукой.
Зя-блик / хлопок в ладоши правой рукой и по груди
Со-ло-вей / хлопок в ладоши, хлопок по груди правой, затем левой рукой.
С помощью этого упражнения у детей развивается слуховое внимание, речь, зрительная память, чувство ритма.
Ударные инструменты
В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки
М. Р.:
Ударные инструменты
В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки
М. Р.:
Ударные инструменты
В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки
М. Р.:
Ударные инструменты
В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки
«Ехал грека через реку» способствуют повышению тонуса мышц, развитию памяти, концентрации внимания.
Ехал грека через реку /хлопок по груди правой, затем левой рукой.
Видит грека в реке рак /хлопки по коленям с чередованием правой и левой рук
Сунул грека руку в реку /скользящие движения ладошкой о ладошку, попеременно
Рак за руку грека цап / «замок»
Вот такие схемы можно использовать для занятий техникой Боди перкуссия.
В заключение хочу отметить, что применение инновационной методики ритмо-техники Bоdy percussiоn в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторная координация; воображение, музыкально – ритмические способности.
Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами). Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле.
Вывод: Плюсами телесной перкуссии являются:
Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься телесной перкуссией;
• Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;
Хорошо привлекает внимание детей.
Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа),
• Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения,
• Снятие мышечных зажимов,
• Возможность самовыражения, и высказывания без слов,
• Развитие социальных и коммуникативных навыков.
Телесная перкуссия при работе с группой даёт:
Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа),
Уверенность в себе, снятия зажимов и стеснения,
Снятие мышечных зажимов
Возможность самовыражения, и высказывания без слов,
Развитие социальных и коммуникативных навыков.
• Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения,
• Снятие мышечных зажимов,
• Возможность самовыражения, и высказывания без слов,
• Развитие социальных и коммуникативных навыков.
Немецкий музыкант и композитор Карл Орф говорил: «Самым активным инструментом человека было и есть его тело. Слушать и слышать своё тело, играть на нём, как на перкуссии это значит пропускать музыку и её ритм непосредственно через себя». Систему боди-перкуссии, активно используют педагоги по всему миру в различных видах деятельности. Надеюсь, и в вашей практике она найдёт своё место. Желаю всем творческих успехов и новых интересных находок в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»
В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...
Опыт работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста".
Опыт работы...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Опыт работы...
«Музыкально — ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей».
В данной статье описываются технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей дошкольного возраста...
Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников...
Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию....
Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....