Консультация для воспитателей : Методика проведения занятий по музыкальному воспитанию с детьми раннего возраста
учебно-методическое пособие по музыке (младшая группа)

Михайлова Анастасия Александровна

Методика проведения занятий по музыкальному воспитанию с детьми раннего возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»логотип новый.jpg

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Методика проведения занятий
по музыкальному воспитанию
с детьми раннего возраста»

Воспитатель:

Михайлова Анастасия Александровна

г. Муравленко, 2023

Консультация для педагогов.

          В раннем дошкольном возрасте закладываются первоначальные способности, позволяющие в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности.

         С первых дней жизни ребенка сопровождает музыка, это пение матерью колыбельных песен, ее разговор различными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойствами вызывать активные действия ребенка. Доказано, что ребенок выделяет ее из всех получаемых впечатлений: отличает от шума, сосредотачивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, иногда пытается подпевать взрослому. Музыка оказывает положительное виляние на ребенка, и это необходимо использовать как средство педагогического воздействия. Кроме этого музыка дает богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними.

         Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста состоят в следующем:

1. Дать детям радость и побуждать их к активности.

2. Дать яркие, художественные музыкальные впечатления.

3.Привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, музыкальную память, чувство ритма) и музыкальную активность ребенка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой движения игры и пляски).

         

          Таким образом, музыкальное воспитание способствует:

           а) развитию эмоций,

           б) развитию речи,

           в) развитию движений,

           г) обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.

    В начале учебного года ставятся более простые задачи по музыкальному воспитанию. Прежде всего, эти задачи направлены на обогащение слухового опыта. Педагог исполняет песни, доступные детям по содержанию, ярко контрастные по характеру, в них имеются повторяющиеся слова, что позволяет стимулировать у детей звукоподражание взрослому. Первоначальная предпосылка музыкально- ритмических движений – ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движений.   

    К основным видам музыкальной деятельности можно отнести:

  • Слушание музыки - это один из ярких путей обогащения чувств ребёнка и расширения его кругозора, способствует развитию многих сторон личности ребёнка, формированию его морального облика, будить в нем мысли, воображение, развивать память, внимание, музыкальный вкус.
  • Пение - его главная задача-развитие речи, формирование навыков пения, развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и диатонического слуха, стремление исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни. Наша задача - научить детей петь непринужденно, более выразительно, помочь им добиться внятного произношения и пропевания слов, правильно передавать мелодию и слова песни. Для этого используются разнообразные методические приёмы. Дети не только поют, но и учатся узнавать песню по мелодии, вступлению, ритму, иллюстрации. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, они учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Соединение пения с движением дает положительные результаты в преодолении нарушенных двигательных и речевых функций.
  • Музыкально-ритмические движения являются частью образовательно- коррекционного процесса, направленного на всестороннее развитие детей, их социальную адаптацию. На занятиях дети раннего возраста учатся воспринимать музыку правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и ритмические упражнения.
  • Музыкальные игры – оптимальное психолого педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. «…Игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных» (Д.Б, Эльконин). 
  • Игра на детских музыкальных инструментах способствуют развитию подвижности пальцев, умению ощущать и напряжение, и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Инструменты помогают снизить двигательные нарушения, развить мышечную силу пальцев рук, преодолеть скованность и вялость, развить точность движений, необходимую при овладении навыками письма. Игра на инструментах вызывает живой интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Прислушиваясь к звучанию различных музыкальных инструментов, дети учатся различать звуки по тембру и высоте (колокольчики, погремушки, бубен, барабан.) После разучивания игры в зале, воспитатель повторяет игру в группе.

    Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу.

    Так же развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста способствует наличие в группе музыкального уголка. Музыкальные проявления у детей раннего возраста связаны с развитием восприятия окружающего мира, эмоционально-двигательной сферой, развитием речи. Под плясовую мелодию ребенок показывает ручки, ножки, учится топать, начинает осваивать ходьбу под музыку, выполняет несложные упражнения с предметами. Игровые действия также еще несовершенны – ребенок закрывает лицо руками, считая, что его не видно; прячется под зонтик от дождя.

     Младшие дошкольники еще очень мало что умеют, но усваивают все, следуя примеру педагога. Они привыкают выполнять задания по показу и по словесным указаниям. 

    Широкое применение на музыкальных занятиях находит игрушка. Педагог, исполняя песню, предлагает детям поговорить, о ком или о чем эта песня, показывает соответствующую игрушку, что помогает детям лучше запомнить произведение, вызывает эмоциональный отклик. Для активизации детей, пробуждения интереса к движению под музыку применяются разнообразные игровые приемы. Так, мишка, лошадка, или кукла смотрят, как двигаются дети, танцуют с ними, для них. На праздниках роли игрушек (зайчик, лиса, мишка) могут исполнять дети старших групп.

При подготовке музыкальных мероприятий и занятий, воспитатель осуществляет такие задачи как:

  • Помощь в украшении музыкального зала к празднику, занятию, мероприятию;
  • Разучивание с детьми элементарных хороводных, танцевальных движений, соответствующих сценарию мероприятия;
  • Выбор тематики костюмов для детей, в соответствии со сценарием мероприятия;
  • Помощь детям во время проведения музыкального занятия или мероприятия (построиться в круг, встать паровозиком, друг за другом);
  • Выучивание программы, сценария всего хода мероприятия, занятия;
  • Подготовка атрибутов по количеству детей, а также реквизита для персонажей мероприятия.

    Вовлечение родителей в организацию музыкальных мероприятий только начинается, и лучше начинать понемногу с малого, например: предложить родителям определенную тематику костюмов для детей; попросить помощи в подготовке атрибутов для праздника.

    Взаимодействие воспитателя с музыкальным педагогом состоит из:

  • Согласования музыкальных композиций;
  • Привлечения специалистов к исполнению ролей, раздать каждому из них копию сценария мероприятия;
  • Помощь в украшении зала к мероприятию;
  • Распределение речевого материала между воспитателями;
  • Знакомство с Дедом Морозом перед новогодним утренником, лучше организовать заранее в группе, чтобы дети его не испугались.

Музыка дарит родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в проведении работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста

Введение. I. Теоретическая основа. 1.1 Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка. 1.2 Особенности развития движений детей 3-го года жизни. 1.3 Формы организации по физическому воспитани...

Консультация для воспитателей "Методика проведения занятий на прогулке"

Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эс...

Организация музыкального воспитания с детьми раннего возраста

материал для работы с детьми ранего возраста...

Семинар для воспитателей "Особенности методики проведения занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста"

В семинаре обсуждается современное занятие по физическому воспитанию детей. Обсудили все этапы занятия, методику проведения разных частей занятий....

«Организация музыкального воспитания с детьми раннего возраста»

Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста.Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:- вызывать у детей чувство радости и побуждать и...

Методика музыкального воспитания с детьми раннего возраста

В занятиях с детьми 1 г.— 1г. 6 мес. еще очень большую роль играет индивидуальное общение взрослого с ребенком. Общим для всей группы является главным образом слушание музыки и музыкально-двигат...