Консультация для воспитателей "Методика проведения занятий по развивающим играм"
консультация по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей “Методика проведения занятий по развивающим играм”
Ворокова Ф.С.
Вопрос о том, с чего и как начинать подготовку детей дошкольного возраста к изучению математики не может решаться. как решался 100 - 15- лет назад. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах, простейших геомнтрических фигурах, обучению счёту, сложению и вычитанию, измерению. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным для подготовки усвоения детьми детьми математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять. но и рассуждать. очень важно подготовить детей к усвоению точного смысла слов, обозначающих основные математические понятия. Таким образом, предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетённых основных мыслей, логикой, т.е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и особенно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Отметим, что без хорошо сформированных элементарных математических представлений невозможна логическая подготовка, которая выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов подготовительной деятельности. Иными словами речь идёт о необходимости развития обучающе - развивающей функции игры, предполагающей через игру научить детей думать, мыслить не только последовательно и логично, но и неординарно, нестандартно, творчески. Рассмотрим на примере раздела “Изучение геометрических фигур”. Специалисты различают несколько уровней мышления дошкольников. Первый уровень самый простейший, характеризуется тем, что геометрические фигуры различаются только по форме. На втором уровне уже проводится анализ воспринимаемых форм, в результате которого выявляются их свойства. Геометрические фигуры на этом уровне выступают как носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Свойства ещё логически не упорядочены, фигуры только описываются, но не определяются. Этот уровень мышления дошкольников ещё не включает структуру логического исследования. Описанные два уровня развития мышления вполне доступны детям 3-6 лет. Но, если в работе с детьми дошкольного возраста, опирались на уже развитые уровни мышления, широко применялись развивающие игры, то существенным образом можно изменить уровень мышления детей 5-6 лет. Так как, играя в игры с поэтапным усложнением, дети не только определяют фигуры, но и по заданным признакам сходства, различий, основных свойств классифицируют, группируют множество заданных фигур. Игры с блоками Дьенеша позволяют формировать умение разбивать множество геометрических фигур на классы по трём свойствам, признакам (форма, цвет, величина); формируют умение строить отрицания свойств, обучают деятельности по классификации. Очень интересны и познавательны в целях тренировки детей в распознавании форм, величины, цвета фигур(бдоков) являются игры на образование цепочек фигур, выполненных по определённым правилам. Огромный интерес у детей вызывают игры на плоскостное моделирование мозаик, домино, лото. На первоначальном этапе детям предлагается рассмотреть, определить из каких геометрических фигур он состоит. Можно поиграть в такую игру “Какие здесь имеются фигуры?”. Дети в соревновательной форме определяют количество фигур в штуках. Далее дети моделируют из готовых форм силуэты. Незаурядные способности дети могут проявить в играх “Мозаика”, “Треугольное домино”, “Паркет” и т.д. Следующим интересным в развивающем обучении детей является использование игр серии “Найди недостающий предмет”. Педагогическая ценность заданий по этим играм в том, что дети учатся анализировать, сравнивать и по имеющимся наборам свойств находят недостающее. Эти задания нельзя сразу выполнить без предварительного сравнения,обобщения, анализа. Дети самостоятельно находят фигуры - предметы, объясняя сделанный выбор, выделив все закономерности в основе ряда. Опираясь на классификацию логико - математических игр, остановимся на играх такого типа “Продолжим ряд”, где дети по определённым предписаниям выполнят заданную последовательность. Они легко переносятся в тетрадь в клетку и дети выполняют их с большим интересом. Они приемлимы для детей с 3-х лет. Опробированные игры показали, что они воспитывают у детей не только усидчивость , внимание, умение обдумывать план действий. выполнять самостоятельно. А использование всех видов штриховки способствует развитию моторики рук, готовит детей к письму. К играм относятся игры - схемы, в которых указана последовательность действий стрелками. Эти игры позволяют наглядно познакомить детей как с линейным алгоритмом, так и с алгоритмами с условием. Так же эти игры развивают ориентировку в пространстве, способствуют использованию в речи “сначала”, “потом”, “после”; повышению развивающего эффекта обучения; формируют знание умения строго придерживаться правил игры, умение выражать свои действия адекватным языковым действием. Занимательный математический материал в силу, свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьёзной познавательной задачи, увлекая. развивает детей. Единой общепризнанной классификации не существует. В работе используются простейшие:
- геометрические конструкторы,
- логические блоки,
- игрушки - головоломки, состоящие из объёмных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определённым образом,
- логические упражнения на основе логических схем - правил,
- задачи на нахождение признаков отличия и сходства,
- задачи на поиск недостающей фигуры,
- лабиринты - упражнения,
- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, на восстановление целого из частей,
- задачи - смекалки геометрического характера с палочками,
- загадки с математическими элементами,
- стихи - считалки, скороговорки. поговорки с математическим содержанием,
- задачи в стихотворной форме,
- задачи - шутки.
Игры развивающего характера имеют свою собственную педагогическую ценность, позволяют разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию математических представлений и развитию логического мышления. Они расширяют возможность создания и решения проблемных ситуаций. открывают эффективные пути активизации умственной деятельности, способствуют созданию развивающей среды в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Летние развивающие игры с детьми на свежем воздухе».
Летом все стараются больше времени проводить на свежем воздухе, наслаждаясь теплыми деньками. Игры, которыми можно разнообразить досуг, чтобы всем было интересно и весело....
Планирование и методика проведения занятий с развивающими тренажерами
Развивающие тренажеры из бросового материала, которые можно сделать своими руками из подручного материала....
игра-занятие по развивающим играм "Сказка о чудесных превращениях квадрата"
ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА...
Консультация для педагогов на тему: «Коррекционно-развивающие игры в речевом развитии детей»
Игры – это любимое занятие наших детей. Трудно найти ребёнка, который не любил бы игр. Вместе с тем игра это не только детское развлечение, но и самый большой помощник родителям в воспитании детей. Во...
Консультация для родителей "Нужны ли детям развивающие игры онлайн!"
Нужны ли детям развивающие игры онлайн?Сегодня трудно представить повседневную жизнь без компьютера и интернета. Однако в силах родителей превратить компьютер не только в источник лишнего «возбу...
Конспект проведения занятия-сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Когда мамы нет дома»
Цель: Учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни; Сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему....
Консультация "Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность, безупречная правильность формы, возрастная и педагогическая направленность...