Методика музыкального воспитания с детьми раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)
В занятиях с детьми 1 г.— 1г. 6 мес. еще очень большую роль играет индивидуальное общение взрослого с ребенком. Общим для всей группы является главным образом слушание музыки и музыкально-двигательные показы. В играх и плясках необходимы чаще всего индивидуальные действия ребенка под непосредственным наблюдением или при непосредственной помощи взрослого. Возможны также одновременные действия двух-трех детей, регулируемые взрослыми.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методика музыкального воспитания с детьми раннего возраста
ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой,
музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребенка и его
всестороннему развитию. Интересное, разнообразное и радостное содержание музыкально-двигательного материала побуждает детей к разнообразным
проявлениям активности (эмоциональные возгласы, ритмический говорок, подпевание, пение, игра, пляска).
Таким образом, музыкальное воспитание способствует:
а) развитию эмоций, б) развитию речи, в) развитию движений, г) обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста состоят в следующем:
1. Дать детям радость н побуждать их к активности.
2. Дать яркие, художественные музыкальные впечатления.
3. Привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, музыкальную память, чувство
ритма) и музыкальную активность ребенка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой движения игры и пляски).
Массовый опыт музыкального воспитания детей этого возраста подтвердил, что уже на первом году жизни ребенка все они вполне осуществимы, если правильно понят их смысл, а содержание и методика музыкальной работы соответствуют не только возрасту, но и уровню развития детей, с которыми она проводится.
Музыка углубляет впечатления, получаемые ребенком, вызывая у него разнообразные проявления радостной активности: заинтересованность, внимание и общее оживление, улыбку и радостные возгласы, пение, игровые действия и пляску. Музыка вызывает у детей раннего возраста эмоциональный
отклик раньше других видов искусства. Только на основе радостных эмоций возникает интерес и любовь к музыке, а музыкальная восприимчивость
и музыкальная активность развиваются как следствие интереса и любви детей к музыке. Полноценным музыкальным воспитанием можно считать лишь такое, при котором соблюдены взаимная связь и равновесие в осуществлении всех трех его основных задач. Успешное выполнение задач музыкального воспитания детей раннего возраста в большой мере зависит от того, насколько приняты во внимание возрастные особенности нервно-психического развития ребенка данного возрастного интервала детей раннего возраста
Старшая подгруппа — дети в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет
В занятиях с детьми 1 г.— 1г. 6 мес. еще очень большую роль играет индивидуальное общение взрослого с ребенком. Общим для всей группы является главным образом слушание музыки и музыкально-двигательные показы. В играх и плясках необходимы чаще всего индивидуальные
действия ребенка под непосредственным наблюдением или при непосредственной помощи взрослого. Возможны также одновременные действия двух-трех детей, регулируемые взрослыми. Например, двое-трое детей одновременно баюкают большую куклу, которую держит музыкальный руководитель, или, например, взрослый пляшет одновременно с двумя детьми, держа каждого ребенка за руку (пляска «Маленькая кадриль»). В связи с этим типовое построение музыкальных занятий в этой группе таково:
1. Слушание музыки.
2. Музыкально-двигательный показ.
3. Игра или пляска с каждым ребенком (или двумя- тремя детьми одновременно). Остальные дети, если хотят, наблюдают эту часть занятия.
Как уже было сказано, дети 1 г. — 1 г. 6 мес. Постепенно все больше начинают интересоваться игрой или пляской товарища со взрослым. Это надо поощрять, удовлетворяя желание ребенка-зрителя плясать или играть, но только в тех случаях, когда участие других детей не мешает действиям ребенка, с которым в данный момент занимается взрослый. Есть дети, которые с интересом следят за действиями товарища, однако не только не проявляют желания в них участвовать, но даже отказываются, когда взрослый это предлагает. Обычно такое поведение свойственно новеньким, ослабленным или застенчивым детям, которые даже могут начать плакать, если им настойчиво предлагать участвовать в пляске или игре. Поэтому не следует спешить с вовлечением таких детей в движения: взрослый дает ребенку возможность наблюдать действия других, затем предлагает участвовать в них и в случае отказа продолжает индивидуальную игру или пляску с другим ребенком. Если ребенок вторично отказывается от движения (после длительного наблюдения действий других детей), взрослый на данном занятии предоставляет ему возможность оставаться лишь в роли зрителя. В дальнейшем, как правило, такой ребенок охотно и радостно участвует в заключительной части занятия.
Общая длительность первых двух частей музыкального занятия (слушание музыки и музыкально-двигательный показ), требующих внимания всей группы, примерно 7—8 минут. Заключительная часть занятия проводится неторопливо, так, чтобы вызвать по возможности у каждого ребенка проявления той активности, которая должна быть ему свойственна на данной ступени его музыкального развития.
Показатели музыкального развития детей в раннем возрасте.
Разнообразно используется музыкально-двигательный показ, но постепенно
переходят от показа движений к их словесному описанию; у детей развивают умение двигаться в соответствии с характером музыки, а также постепенно повышают активность детей в подпевании простейших интонаций песни, в сюжетных музыкальных играх.
Рассмотрим сначала основные методические приемы проведения музыкально-двигательных показов, так как разнообразие способов их использования играет особенно важную роль в музыкальной работе с детьми 1 г. 6 мес. — 2 лет.
Музыкально - двигательные показы .
Поскольку дети уже умеют непосредственно подражать и видимому, и слышимому, музыкально-двигательный показ побуждает их к игровым действиям, к пляске, к подпеванию. Например, музыкальный руководитель и воспитатель исполняют вдвоем пляску «Айда», а затем приглашают плясать старших детей группы, которые после показа взрослых сразу воспроизводят движения 1-й части (переступание на месте), а в дальнейшем и 2-ю ее часть (бег на месте). Для младших детей пляска взрослых со старшими детьми является повторением музыкально-двигательного показа, это помогает им быстрее освоиться с движениями, когда они сами пляшут. Или, например, взрослый пляшет с куклой, а затем предлагает старшим детям плясать с куклой, после чего кукла «приглашает» поочередно плясать и младших детей. Музыкально-двигательные показы очень важны и как иллюстрация к тексту песни, так как это в дальнейшем помогает детям лучше понимать ее, когда взрослый поет эту же песню только для слушания, без показа. В музыкально-двигательных показах с бессюжетными пособиями (бубен, флажок, погремушка) взрослый называет в песне действия, производимые во время показа, а в дальнейшем дети воспроизводят эти действия по словам песни. То же и в играх: предварительный показ взрослого разъясняет смысл действий игрушки, которой он управляет, а в дальнейшем дети сами выполняют эти действия по словам песни. Наряду с этим музыкально-двигательный показ играет особую и очень важную роль, разъясняя взаимоотношения участников игры, в которой потом будут участвовать дети. Например, взрослый убегает от собачки, изображая шутливый испуг, мишка рычит, когда его будят, и прогоняет взрослого, зайка пугается и прячется, когда появляется мишка, и т. д. В дальнейшем дети будут участвовать в простейших игровых действиях. Знакомясь с повадками животных, с их «звуковыми характеристиками» (лай, мяуканье, щебет и т. п.), дети
в дальнейшем узнают и называют животное до его появления /например, говорят, что это собачка, когда взрослый, еще не показывая ее, имитирует лай, по рычанию узнают и называют мишку, по чириканью - птичку и т. д.). Таким образом, музыкально-двигательный показ способствует развитию у детей способности разбираться в звуковых впечатлениях. Большую роль играет музыкально-двигательный показ в развитии подражания слышимому, речевой и певческой активности. Если действующее лицо появляется или выполняет какое-либо действие после определенных слов песни, возгласа или звукоподражания, которым она заканчивается, дети охотно вместе со взрослыми подпевают, звукоподражают, произносят слова с соответствующими интонациями (например, после пения «Заинька- зайка» появляется зайка, после лая собачка играет с детьми, после слова «Ух!» кукла съезжает на саночках с горки).
Таким образом, музыкально-двигательные показы, связанные со всеми остальными разделами работы, обогащают и развивают всестороннюю музыкальную активность детей.
Слушание музыки. Дети 1 г. 6 мес. — 2 лет слушают музыку, исполняемую
на различных инструментах, причем взрослый сообщает детям название инструмента, например дудочка, гармошка и т. п. Для слушания музыки детей этого возраста усаживают на стулья, расставленные полукругом, музыкальный руководитель садится перед ними, показывает инструмент,
на котором собирается играть, говорит: «Сейчас сыграю музыку», и этих слов достаточно, чтобы создалось заинтересованное ожидание. Вначале, перед ее исполнением, руководитель прикладывает палец к губам, говорит: «Тсс!» — и после этого начинает играть. Во время слушания детям предлагается соблюдать определенные правила поведения, т. е. сидеть тихо, положив руки на колени. Поэтому поначалу музыкальный руководитель играет очень недолго (10—15 секунд), делает паузы и спрашивает детей: «Еще сыграть?», повторяя после такого перерыва проигрывание. Если кто-нибудь из детей во время исполнения музыки нарушает тишину или мешает соседу слушать, то руководитель прерывает игру, успокаивает ребенка. В дальнейшем дети слушают музыку дольше, а некоторые из них перед слушанием сами прикладывают палец к губам и говорят: «Тсс!», сами
также останавливают соседа, если он мешает слушать. Если дети уже знакомы с песней как сопровождением музыкально-двигательного показа, музыкальный руководитель поет им песню без показа игрушки, сопровождая пение жестами, связанными с наиболее яркими моментами сюжетного содержания песни. Например, музыкальный руководитель или воспитатель говорит детям, что споет про птичку, и исполняет песню, сопровождая пение лишь двумя жестами: на слова «Подожди, не улетай!» взрослый предупреждающе грозит пальцем воображаемой птичке; на слово «Ай!» с сожалением разводит руками. Дети слушают с большим интересом знакомые песни, исполняемые без показа игрушки, причем выражают мимикой свои переживания, связанные с сюжетом песни, и участвуют в ее исполнении возгласами, звукоподражаниями и жестами. Например, в конце песни
«Птичка» дети разводят руками, в конце песни «Собачка» подражают лаю собачки, говорят слово «Ух» в заключение песни «Машенька» и т. д.
Таким образом, слушание музыки, так же как и музыкально- двигательный показ, побуждает детей к участию в исполнении знакомых песен, которые поет взрослый. Для детей 1 г. 6 мес. и старше, уже умеющих хорошо слушать музыку, исполняемую на инструменте, и знакомые песни без показа, музыкальный руководитель поет песню со словами, а затем играет ее мелодию на инструменте. Например, он поет детям «Птичку», после чего говорит: «А сейчас я сыграю про птичку» — и исполняет мелодию песни на инструменте. В дальнейшем можно вначале сыграть мелодию знакомой песни, предупредив детей, «про что» будет музыка, а затем спеть эту же песню со словами. Так у детей создается интерес к слушанию песни без показа и закладывается представление о том, что музыка тоже что-то рассказывает. Если дети регулярно слушают музыку и руководитель
обращает их внимание на особенности того, что он играет или поет, интерес детей к музыке становится все более ярко выраженным: они слушают 3—4 минуты (с перерывами), соблюдая полную тишину, а затем громко выражают одобрение — хлопают в ладоши, просят повторить, радостно смеются.
Упражнения, игры и пляски . Если у детей развита способность прислушиваться к музыке и подражать видимому, если музыкально-двигательные показы используются как средство побуждения ребенка к различным действиям, движения детей 1 г. 6 мес. — 2 лет заметно обогащаются и новым содержанием, и новой музыкой. Так, к концу второго года дети выполняют движения сначала по показу взрослого, затем в соответствии со словами песни и характером музыки, например: разнообразные движения, о которых говорится в песне «Ладушки», упражнения с бубном, с погремушками, с флажками. Некоторые игровые действия сопровождаются подпеванием детей: например, баюканье и пляска куклы, медленное помахивание флажками. Дети самостоятельно, в соответствии с характером музыки переходят от одного плясового движения к следующему, если в музыке ярко выражен контраст между 1-й и 2-й частями, соответствующими этим движениям (пляски «Ай да» и «Гопачок»).
Для детей 1 г. 6 мес. — 2 лет характерно стремление плясать не только со взрослыми, но и с партнером-ребенком: часто старшие дети группы по собственной инициативе настойчиво предлагают младшим плясать вместе (берут младшего ребенка за руки, показывают ему плясовые движения). Поощряя желание детей участвовать в совместных движениях друг с другом, музыкальный руководитель и воспитатель проводят пляски и игры, привлекая к ним все больше участников. Дети 1 г. 6 мес. и старше участвуют в сюжетных играх, в которых образную роль исполняет игрушка, управляемая вначале взрослым, а потом ребенком. В дальнейшем, когда взрослый сам исполняет образную роль, к этому привлекаются также старшие и наиболее развитые дети. Например, в игре «Мишка и детки» вначале воспитатель управляет движениями «гуляющего» игрушечного мишки, затем то же делает кто-нибудь из старших детей. Тем же путем идет развитие игры «Птичка». Большинство детей 1 г. 6 мес.—2 лет изображают в играх деток, которые убегают от собачки, ищут улетевшую птичку, будят мишку и т. д.
В играх постепенно действия детей все больше регулируются речью, звукоподражаниями и музыкой. Например, дети гуляют, а затем останавливаются и садятся на корточки, когда музыкальный руководитель или воспитатель поет: «Сели детки отдыхать», или пляшут, если она поет: «Стали деточки плясать», вначале дети убегают при появлении собачки, которая лает, а в дальнейшем они убегают, услышав лай собачки, которая еще не видна, но должна появиться (собачку показывают детям с некоторым опозданием); они спят, когда взрослый тихо поет колыбельную, и пляшут, когда после этого играют плясовую, и т. д.
Основной методический прием проведения игр и плясок в группе детей 1 г. 6 мес. — 2 лет состоит в том, что музыкальный руководитель или воспитатель по-разному привлекает старших и младших детей к участию в движении. Старшим детям взрослый предлагает плясать вдвоем (парами),втроем (маленькими кружочками с участием взрослого), а потом и всем вместе (ходить «стайкой»); младшим детям музыкальный руководитель дает возможность понаблюдать, как играют и пляшут старшие, и, если младший ребенок сам включается в пляску или игру старших, музыкальный руководитель поощряет его активность. Пассивным младшим детям музыкальный руководитель предлагает присоединяться к старшим, но не настаивает, если ребенок отказывается. С младшими и пассивными детьми воспитатель играет с каждым в отдельности после общей игры или пляски или включает этот материал в индивидуальное общение с ребенком вне занятий.
Подпевание и пение . Хотя у детей 1 г. 6 мес. —2 лет уже развито непосредственное подражание слышимому, все же подпевание и пение представляют для этого возраста наиболее сложную форму музыкальной
активности, если из него не исключено то, что трудно детям на данной ступени их речевого развития. Так, например, резко снижается активность детей в подпевании, если в песне много слов (их трудно запомнить) или текст состоит из трудных по звуковому составу слов (их трудно произносить). Замолкают дети в тех случаях, когда им что-нибудь мешает сосредоточиться на подпевании, например плясовые или игровые движения, с техникой которых ребенок еще не вполне освоился, новые зрелищные моменты, оживленные движения игрушки или взрослого. Поэтому для побуждения к подпеванию и пению должен быть подобран специальный материал песен с повторяющимися простыми по звуковому составу словами (например, «Заинька-зайка», «Машенька- Маша»), а также песни, в которых есть целые куплеты слогового пения, т. е. пения на определенных повторяющихся слогах, например: «бай-бай», «ля-ля-ля» и т. д. При соответствующем подборе песен к подпеванию детей побуждает, как уже было сказано, специальная методика проведения музыкально-двигательных показов, слушания музыки, упражнений, игр и плясок. Старшие и наиболее одаренные дети наряду с этим поют ту или иную песню не только по ходу пляски, игры или музыкально-двигательного показа, по также и по предложению взрослого — без его предварительного пения, и во время самостоятельной игры и деятельности (например, при баюкании куклы, размахивании флажком и т. п.).
Типовое построение, методика проведения и примерная длительность музыкальных занятий с детьми I года 6 месяцев—2 лет
Музыкальные занятия с детьми 1 г. 6 мес —2 лет требуют такого расположения материала и такой методики проведения, при которых неодинаковые по развитию дети были бы вполне удовлетворены. Особенно важно, чтобы младших детей не подавляла активность старших. Для этого наиболее подходящим является следующее построение музыкальных занятий:
1. Слушание музыки.
2. Связанные с музыкально-двигательным показом или уже известные детям и не требующие музыкально- двигательного показа игровые упражнения (например,
бубен, погремушка и т. п.).
3. Игра или пляска (на основе музыкально-двигательного показа или слов песни).
4. Индивидуальная игра или пляска музыкального руководителя с детьми, не участвовавшими в том или ином моменте музыкального занятия.
Примерная длительность занятия—6- 8-10 минут.
Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю.
Наряду с музыкальными занятиями музыкально- двигательный материал используется по ходу воспитательной работы. Например, воспитатель сопровождает пением некоторые развлечения детей (показ игрушки,
сценки с куклой и т. п.), индивидуально играет с новенькими или застенчивыми детьми, подпевает пляске детей, помогает им организоваться, когда они пытаются сами плясать вдвоем, втроем или в маленьком круге, проводит игру или пляску на прогулке и т. д. В работе с детьми второго года жизни используются примерно 15—16 названий из приведенной ниже таблицы. В слушании музыки можно, например, ограничиться одной колыбельной, в ходьбе под пение взрослого — одной маршевой песней; можно использовать не все пляски, названные в таблице.
Но очень важно дать детям сюжетное содержание в слушании музыки, в музыкально-двигательных показах и в играх, готовящих ребенка к пониманию
слов песни, к осмысленному участию в действиях, которые они будут выполнять затем на третьем году жизни. Необходимо также использовать упражнения, игры
и пляски, вводящие ребенка в совместные действия с другими детьми группы.
Показатели музыкального развития детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет
Показателями правильного музыкального развития детей данного возраста являются следующие проявления их эмоциональной и музыкальной активности:
1. Увидев музыкального руководителя, начинают петь без слов, на «ля-ля-ля», вспоминают сценки из игр и музыкально- двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе (например, пугают музыкального руководителя, имитируя лай собачки или рычание медведя). Очень довольны, когда музыкальный руководитель отвечает на это также игровыми действиями.
2. Внимательно слушают музыку, сидя на стульях в определенной позе. Вначале длительность непрерывного слушания 15-20 секунд, в дальнейшем 40-45 секунд.
3. Внимательно, с интересом слушают без музыкально- двигательного показа знакомую песню, исполняемую взрослым со словами, и мелодию топ же песни, сыгранную на инструменте после того, как она была спета.
4. Подпевают «бай-бай» и «ля-ля» в различных эпизодах музыкальных игр. Подпевают простейшие слова песен, например: «Заинька-зайка», «Машенька-Маша», «Мяу-мяу».
5. Переносят в самостоятельную игру отдельные действия, виденные в музыкально-двигательных показах, сопровождают эти действия звукоподражаниями и словами, которые были включены в показ, например: цокают, водя лошадку по столу, говорят: «На, па», когда кормят собачку, кричат «Ура!», подняв флажок, и т. п.
6. По показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения, например: хлопки по коленям, легкие полуприседания, держа руки на боках, быстрые
шажки на месте, кружение на месте. В дальнейшем выполняют эти же движения в соответствии со словами песни (пляска «Микита»).
7. Приглашают друг друга плясать, пляшут вдвоем, держа друг друга за обе руки, пытаются втроем образовать кружок, сами присоединяются к маленькому кружку
(2-3 ребенка), в котором пляшет взрослый, с помощью взрослого расширяют круг и суживают, громко смеются, приближаясь друг к другу (пляска «Маленькая кадриль»).
8. Прекращают движения с небольшим опозданием после прекращения сопровождающей музыки (например, удары по бубну, встряхивание погремушки, пляску).
9. В простейших сюжетных музыкальных играх «спят» или пляшут в зависимости от музыки, исполняемой взрослым. Поют «Баю-баю» игрушечной собачке или мишке, убегают от них сначала по показу взрослого, затем по его словесному указанию, а в дальнейшем по звукоподражанию (лай, рычание).
Старшие дети (примерно в возрасте 1 г. 10 мес.- 1 г. 11 мес.) по собственной инициативе включаются в исполнение образной роли (например, роли мишки или
собачки), управляют движением игрушечной птички.
10. Проявляют потребность в музыкальном оформлении своей самостоятельной игры и деятельности, например напевают (складывая мячи, передвигая по столу кубики или лошадку) свои «собственные» мелодии, не воспроизводящие знакомые песни. Вместо текста повторяют при этом различные гласные и слоги.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ МУЗЫКАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
План музыкальной работы включается в общий план воспитательной работы с детьми на данный период. Намечая задачи и содержание музыкальной работы, надо исходить не только из возрастных возможностей и общих показателей музыкального развития большинства детей группы, но и принять во внимание индивидуальные отклонения отдельных детей от этих общих показателей,
Например, большинство детей группы 2—3 лет активно в подпевании, но есть и дети, недостаточно поющие или совсем непоющие. Необходимо выяснить причины этого отставания (застенчивость, плохо развитая речь, пониженный тонус и т. д.) и в зависимости от их характера наметить те или иные способы его устранения. В план индивидуальной работы с детьми первого года должен быть включен и музыкальный раздел. Таким образом, наряду с задачами и содержанием
работы, которые планируются для проведения организованных музыкальных занятиях со всей группой, в плане должны быть предусмотрены также задачи и содержание музыкальной работы с отдельными детьми, особенно в этом нуждающимися. По ходу отмечаются наиболее существенные успехи и
недостатки в музыкальном развитии большинства детей группы и отдельных детей, показатели развития которых резко отличаются от общих показателей группы.
К концу запланированного периода работы эти сведения определяют характер дальнейшей работы. Музыкальный руководитель должен также составлять
и записывать в особой тетради развернутый план ближайшего музыкального занятия в каждой группе детского учреждения, а после проведения занятия кратко
отмечать в этой же тетради:
1) какие изменения были внесены в намеченный план, т. е. что было добавлено или сокращено (вписать название добавленного материала и вычеркнуть сокращенный
пункт занятий);
2) как прошло занятие (знак « + », если прошло хорошо,
и знак «—», если плохо). Название нового материала подчеркивается — так нагляднее регистрируется дозировка нового материала в работе с детьми.
При составлении плана следующего занятия музыкальный руководитель принимает во внимание этот краткий учет предыдущего, помогающий яснее представить направление, перспективы дальнейшей работы с детьми.
Литература
1. Бабаджан Т.С. «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» -
М., «Просвещение», 1957.
2. Ветлугина Н.А. «Методика мyзыкального воспитания в детском садy"-М: Просвещение, 1982.
3. Смирнова Е.О, Галилузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. «Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» - М.: Русское слово, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Интегрированные музыкальные занятия с детьми раннего возраста"
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...
Планирование музыкальных занятий с детьми раннего возраста.
Помесячное планирование музыкальных занятий в группах раннего развития....
Методика организации наблюдений с детьми раннего возраста на прогулке.
В материале представлены содержание и организационно-методические формы проведения наблюдений с детьми раннего возраста....
Организация музыкального воспитания с детьми раннего возраста
материал для работы с детьми ранего возраста...
консультация музыкального руководителя для родителей "Музыкальное воспитание детей в раннем возрасте в период адаптации"
Музыкальное воспитание детей в раннем возрасте в период адаптации...
«Организация музыкального воспитания с детьми раннего возраста»
Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста.Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:- вызывать у детей чувство радости и побуждать и...
Консультация для воспитателей : Методика проведения занятий по музыкальному воспитанию с детьми раннего возраста
Методика проведения занятий по музыкальному воспитанию с детьми раннего возраста...