Консультация для воспитателей «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Ци Лидия Петровна

Консультация музыкального руководителя для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_shumovoy_orkestr.docx46.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35  города Благовещенска»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей

Тема:  «Шумовой оркестр  как средство развития

музыкальных способностей  детей

дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель:

Ци Лидия Петровна

2017 год

Дошкольное детство – самый неповторимый, самый замечательный и самоценный период в жизни человека. Именно в это время начинает развиваться личность ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования». Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, оказывает благотворное влияние на общее эстетическое, моральное и физическое развитие.

     Федеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно, ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

     

     Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе сотрудничества и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детском саду и в школе.

Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле (как и во многих других) - мама. Когда малыш видит, как мама поет и играет, он хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех начинаниях - это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый человек. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить: маленькими ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного рода деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.

Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста.

Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клАвесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков.

Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами. Карл Орф  был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.

Но действительную мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах.

Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации. Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска. Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду.

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Нужно ли тратить драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые — современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой. Но мы ведем речь не о скрипках и не о фортепьяно, а о шумовых инструментах. Об инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.

Сколько выдумки и фантазии в «пошумелках», сделанных руками педагогов из различных баночек, трубочек, стаканчиков, дощечек! Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании.

Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер... Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.

     Формирование у дошкольников метроритмического чувства во всех его компонентах (чувство ритма, метра, темпа, формы, ритмического рисунка)- является определяющим для успешного дальнейшего музыкального развития и приобщения их к коллективным формам музицирования. Все компоненты чувства ритма при этом имеют большое значение, но главным является чувство равномерной метрической пульсации и на протяжении всего обучения уделяется пристальное внимание его формированию и развитию. Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается само собой. Такие задания как: услышать, отметить его самыми разными способами в инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях, «звучащих жестах» даются детям на каждом занятии.

     Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:

1.  Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов.

2.  Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство, музыкальную память

3.  Способствует   становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка , настойчивость , целеустремлённость , усидчивость , развивается память и умение сконцентрировать внимание. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Игра на шумовых музыкальных инструментах развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку

4.  Способствовать практическому усвоение музыкальных знаний.

5.  Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.

6.  Воспитывать потребность к музицированию.

7.  Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии.

8.  Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-ребенок».

9.  Способствовать воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля, волевую сферу ребёнка.

10. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение.

В работе с детским шумовым оркестром используются следующие

 Формы  музыкальных занятий:

  • индивидуальная  (на начальном этапе обучения игры на музыкальном

инструменте)

  • групповая (при игре на однородных инструментах)
  • коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра)

Коллективная форма – самая сложная,  но она даёт положительные результаты, если звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Методы обучения детей на шумовых инструментах:

  • словесный (рассказ, объяснение)
  • наглядный (показ приёмов игры педагогом или ребёнком)
  • стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми)
  • практический (повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных  инструментах)

Принципы работы с шумовым оркестром:

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей
  • быть интересной для них    
  • быть систематической формой обучения
  • быть групповой формой обучения  

Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению на них

проводится последовательно и организованно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально – дидактических игр. В каждой группе должна быть создана предметно – развивающая среда, в которой находятся различные шумовые музыкальные инструменты, соответствующие возрасту детей. Систематическое применение в музыкальной деятельности музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к ним, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Чтобы ребёнок сосредоточился  именно на одном инструменте, знакомство

с ним нужно вводить постепенно. Нужно, чтобы ребёнок мог внимательно

рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, извлечению соответствующего звука , а также познакомиться с тембром звука , который характерен данному инструменту.

Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов

должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков)  классиков, современных композиторов и народной музыки  самых разнообразных по тематике и жанрам.

 Репертуар можно условно разделить:

  • на маленькие пьески  для первоначальных упражнений
  • попевки, песенки для индивидуальной работы
  • пьесы для коллективного исполнения.

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания  различных инструментов, совершенствуются в выразительности

исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нём. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки. При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента  к детским песенкам
  • Импровизация звуковых картин на заданную тему
  • Звуковая иллюстрация стихов
  • Сказки –шумелки.

Сказки-шумелки

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

  • Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
  • Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
  • Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
  • Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
  • Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  • Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
  • Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
  • Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  • Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

·  Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

·  Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

·  Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

·  Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

·  Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

·  Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

·  Металлические банки разных размеров;

·  Стеклянные бутылки и фужеры;

·  Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.

И многое другое, из чего можно извлечь звуки. Например:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШУМЕЛКИ

Погремушка (шумелки)

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.

Барабан

Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из - под лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.

Колокольчик

Для него потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под минеральной воды. На нитки нанизывается пуговицы или бусинки, затем концы ниток закрепляются вверх под крышкой бутылочки – колокольчик готов.

Веселые дуделки

Для этого нужно взять всего лишь использованную катушку из под скотча,  картон, цветную бумагу. Вставить дуделку из старой игрушки и проделать 2 дырочки.

Деревянные палочки

Палочки, которые можно использовать в разных видах музыкальной деятельности, связанных с ритмом и ритмическим рисунком. Изготовляются из фломастеров и коробочек от бахил.

Коробочка

Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить её или оклеить цветной бумагой. Играть на инструменте можно деревянной палочкой.

Треугольник

Для этого инструмента потребуются три металлические трубочки от металлофона и тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть деревянной или металлической палочкой.

Бубен

Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая круглая коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем.

Румба

Нам потребуется (рогатка, леска или металлическая проволока, и материал для нанизывания шашки, ключи, и.т.д.)

Шейкеры

Можно сделать из банок от чипсов, детского чая: внутрь насыпать мелкую крупуили горох, сверху раскрасить или обклеить цветной самоклеющейся бумагой.

Шумовые браслетики

Можно изготовить из цветных резинок для волос и бубенчиков.

Кастаньеты из скорлупы грецкого ореха

Рубель

Дрова

Дискофон

Ложкарики (использованы пластиковые ложки, которые, как оказалось, издают красивый, щелкающий, мягкий звук, и два диска)

Каштаньеты (из деревянной дощечки и пары каштанчиков)

Тарелочки-шумелочки  (склеены две пластиковые тарелки, между ними любой наполнитель: крупа, камешки, бусинки и пр.) 

Крышкофоны  (название говорит само за себя: использованы разнообразные крышки)

Перчатки-кастаньетки  (из детских перчаток, к пальчикам которых пришиты крупные пуговицы)

Зубастики  (из детских носочков и пуговиц)

Музыкальные инструменты можно украшать разными способами, и позволить это сделать детям. Это позволяет ребенку развивать мелкую моторику, фантазию. В процессе украшения музыкальных инструментов у детей развиваются коммуникативные, творческие способности, воображение и мышление. Данные инструменты станут прекрасным  украшением музыкального уголка, и будут использоваться детьми в свободной, игровой, театрализованной деятельности и на занятиях. Практическое применение самодельным музыкальным инструментам, выступать в оркестре на праздниках и развлечениях детского сада.

Литература

Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.

Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они ...

Консультация для воспитателей "Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Истоки способностей и дарований детей – накончиках их пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки, которыепитают источник творческой мысли».(В. А. Сухомлинский)....

Консультация для воспитателей «Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»

Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть с...

Консультация для воспитателей: Логоритмика как средство развития речевых, двигательных и музыкальных способностей детей

В данной статье указываются не только цель и коррекционные задачи, но и музыкальные средства коррекции, а также примеры ритмодекломации, которые можно применить на практике....

Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»...