Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы детей дошкольного возраста
картотека по музыке
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы детей дошкольного возраста | 64.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Красноярский край
Управление образования администрации г. Минусинска
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида»
662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А
Картотека
музыкально-дидактических
игр
для старшей группы
детей дошкольного возраста
Составила воспитатель высшей
квалификационной категории
Онькова М.Б.
г. Минусинск, 2022
Игра «Три цветка»
Дидактическая игра на определение характера музыки
Цель: развитие у детей представлений о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная). Игровой материал: Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); грустная, жалобная; веселая, радостная, плясовая, задорная. (Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.) Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки. 1вариант. Звучит музыкальное произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора. 2вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Звучит музыкальное произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Музыкальный репертуар: на выбор
Игра: «Игралки-повторялки»
Дидактическая игра на определение ритма музыки
Цель: развитие внимательности и тренировка сложных способностей ритмической музыкальной памяти
Игровой материал: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков)
Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит музыкальный инструмент (например, металлофон). По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.
Игра: «Веселые подружки» Дидактическая игра на развитие чувства ритма
Игровой материал: Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д. Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка. Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Ведущий: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! Ведущий берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного).
Музыкальный репертуар: русская народная мелодия «Светит месяц».
Игра: «Сладкий колпачок»
Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала
Цель: развитие музыкальной памяти ребенка. Игровой материал: Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ребенка. Ход игры: Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Ведущий предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Примечание: Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.
Игра: «Цветик-семицветик»
Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха
Цель: развитие музыкальной памяти ребенка Игровой материал: Демонстрационный: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка — рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы «Слушание музыки» Ход игры:Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок но сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темна музыки данного произведения, его жанра.
Музыкальный репертуар:
- «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский).
- «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский).
- «Новая кукла» (П. И. Чайковский).
- «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» (П. И. Чайковский).
- «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» (II. И. Чайковский).
- «Шествие гномов» (Э. Григ).
- «Дед Мороз» (Р. Шуман)
Игра: «Найди нужный колокольчик»
Дидактическая игра на определение высоты звучания
Цель: развитие звуковысотного слуха детей
Игровой материал: Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай»
Ход игры: В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им.
При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.
Игра: «Музыка и движения» Игра на развитие ритмического слуха, музыкальной памяти, закрепление музыкальных жанров
Цель: развитие у детей умения узнавать и определять на слух музыкальный жанр произведения, передавая его характерным движением: марш, полька, вальс, колыбельная.
Игровой материал: кубик с характерными карточками на которых изображены рисунки : танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.
Ход игры: Ведущий показывает детям кубик с характерными карточками. Дети рассматривают их и называют действие: танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают. Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение и найти на кубике карточку, соответствующую звучанию музыки, например: «Военный марш» (муз. Г. Свиридова), «Колыбельная» (муз. Н. Римского-Корсакова), «Полька» (муз. С. Рахманинова), «Попрыгаем» (муз. А. Сатулина) и т.д. Дети находят карточку и выполняют соответствующее движение. Примечание: Эту игру можно применить для знакомства с новым музыкальным материалом по всем видам музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар: на выбор
Игра: «Музыкальная загадка»
Игра на развитие тембрового слуха
Цель: развитие тембрового слуха и слухового внимания
Игровой материал: музыкальные инструменты различных групп: маракасы, ксилофон, коробочка, ложки, ритмические палочки, кубики; металлофон, бубенцы, колокольчик, треугольник, бубен; небольшая ширма.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках, поставленных в ряд. Воспитатель показывает инструменты по одному, прости назвать из, напоминает как они звучат. Затем предлагает детям отгадать, какой инструмент звучит. Воспитатель играет на инструментах за ширмой, а дети отгадывают. После того, как прозвучал ответ, воспитатель показывает инструмент и ещё раз играет на нём. Затем музыкальные загадки дети загадывают по очереди, подходя к воспитателю и играя на понравившемся инструменте, остальные дети отгадывают.
Примечание: Для игры берутся инструменты одной группы: деревянные, духовые, струнные, металлические и пр.
Игра: «Принц и Принцесса»
Игра на развитие динамического слуха
Цель: развитие у детей динамического слуха и навыков игры на детских музыкальных инструментах
Игровой материал: Музыка в аудиозаписи.
Ход игры: Дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.
Звучит “Вальс” Г.Свиридова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми воспитатель регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.
Музыкальный материал: «Вальс» Г.Свиридова
Игра: «Угадай, на чём играю»
Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков
Цель: развитие умения различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов
Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.
Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает, кому-либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.
1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть, как идёт, бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.
2 Усложнение: Когда дети освоятся с игрой, можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит, и инструменты тоже звучат поочерёдно.
3 Усложнение: После того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи.
Примечание: Для того, чтобы сделать игру более интересной и привлекательной, для детей следует ввести игровой персонаж: это могут быть животные, Клоун, Петрушка, Бабушка-забавушка и пр.
Музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. М.И. Глинка «Полька»
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
Веселая лесенка
Цель: закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз, развивать память, мышление.
№1 Игровой материал.
Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).
Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
№2 Игровой материал.
Лесенка из пяти ступенек игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. (В игре участвует несколько детей.) Игра проводится в свободное от занятий время.
Игра проводится во время занятий и в свободное время.
Бубенчики
Цель: закрепление знаний детей о высоких и низких звуках, развитие детского творчества. Развитие направленности слухового внимания.
№ 1 Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон.
Ход игры. Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): «дан-дан-дан». Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку (или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке. Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА
Придумай рассказ
Цель: развитие ритмического слуха, памяти, речи, творческих способностей.
Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, я расскажу вам историю, - говорит музыкальный руководитель. — Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). «Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Солнышко и дождик
Цель: развитие ритмического слуха, памяти, крупной моторики, творческих способностей
Услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца:
а) в движении,
б) в игре на музыкальных инструментах.
Ход игры:
1 вариант: Когда звучит музыка, изображающая дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор - «танец ладошек».
2 вариант: Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА
Угадай и повтори
Цель: развитие тембрового слуха, музыкальной памяти, внимания.
1 вариант:
Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.
Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.
2 вариант:
Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты
Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3—4). Сначала музыкальный руководитель (в дальнейшем это будет ребёнок) проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.
Отгадай что звучит?
Цель: развитие тембрового слуха, музыкальной памяти, внимания.
Игровой материал. Аудиозапись инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).
Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.
Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.
Музыкальные загадки
Цель: развитие тембрового слуха, музыкальной памяти, внимания.
Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.
Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Музыкальный руководитель (потом это может быть ребёнок) проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА
Найди игрушку
Цель: развитие динамического слуха, внимания, певческих навыков.
1 вариант
Игровой материал. Любая игрушка. Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
Игру можно провести как развлечение.
2 вариант
Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом- порядке. Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле; затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего: «Укатился колобок, колобок - румяный бок,
Как же нам его найти, к деду с бабой принести?
Ну-ка, (Ира), по дорожке походи, походи
И по песенке веселой колобок отыщи».
Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.
3 вариант
Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2-3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце.
Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего:
«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку,
Во двор (Саша), поспеши и щенка нам отыщи,
Мы не будем помогать, будем песню запевать.»
Далее игра проводится так же, как и предыдущая.
Передай мяч
Цель игры: обучение детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
Ход игры Дети стоят, образуя круг.
Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.
Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания:
Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.
В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
Музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.
ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ
Побери музыку
Цель: закрепление умения детей различать характер музыки (лирический, героический, комический)
Игровой материал: Три карточки, на них изображены шапочка клоуна, корона, будёновка, фишки.
Ход игры: Дети прослушивают музыкальные пьесы: «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» узнают их, называют. За правильные ответы получают фишки.
Снежинки и снеговики
Цель: развитие умения различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии, эмоционально двигаться, соответственно характеру музыки.
Музыкальные произведения: «Старинный русский вальс»; «Школьная полька», музыка А. Островского.
Ход игры.
1 вариант. Дети, разделенные на две подгруппы, сидят около пианино. Под музыку польки дети одной подгруппы — снеговики — должны хлопать в ладоши. Под музыку вальса дети другой подгруппы — снежинки — должны плавно вращать кистями рук. Произведения исполняются 6—8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется любая песня или игра зимней тематики.
2 вариант. Снеговики и снежинки сидят на стульях у противоположных стен комнаты. При звучании польки по комнате двигаются шагом пол снежинки. Во время звучания вальса бегают и плавно кружатся
Произведения исполняются 6—8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания музыки снеговики ловят снежинок.
Угадай сказку
Цель: закрепление умения различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.
Игровой материал: Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.
Ход игры:
1-й вариант. После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.
Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова.
2-й вариант. Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка - оранжевый квадрат, Волк - зелёный квадрат.
ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА МУЗЫКИ
Песня, танец, марш
Цель: развитие представлений об основных жанрах музыки, способности различать песню, марш, танец
Игровой материал. Заранее заготовить карточки: девочка поющая, шагающий мальчик, пляшущая девочка.
Ход игры. Дети слушают поочередно музыкальные пьески и после прослушивания поднимают определенную карточку, соответствующую музыкальному жанру, применяя термин (танец, песня и марш).
Музыкальный репертуар:
«Марш» музыка Ломовой, («Марш» музыка Е.Тиличеевой),
«Дружные пары» музыка Штрауса,
«В траве сидел кузнечик», «Антошка» музыка В. Шаинского
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Сколько нас поет?
Цель: развитие музыкальной памяти и слуха.
Игровой материал. 1) Планшет, три матрешки - картинки большого размера, игровые карточки с тремя прорезями (можно обойтись и без них), три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты. 2) Три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое.)
Ход игры. Музыкальный руководитель (потом это может быть ребёнок) - ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звук. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек (если они есть) или показывают соответствующее число матрёшек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на планшете. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка. При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.
Послушай и отгадай
Цель: развитие музыкальной памяти и слухового внимания.
Игровой материал. На планшете(экране) располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.
Ход игры. Вариант 1. В записи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.
Вариант 2.Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии. Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время. Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Веселый оркестр
Цель: закрепление навыка игры на музыкальных инструментах, развитие творческих способностей.
Игровой материал. Аудиозапись «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).
Ход игры: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно. В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание.
Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон. В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.
Придумай песенку
Цель: развитие песенного творчества детей
Игровой материал: Карточки с изображением животных, картин природы, каких - либо предметов (например, зайка, белка, цыпленок, машина, пароход, картины природы и т. д.). Картинки-дубликаты, которые находятся у музыкального руководителя (ведущего)
Ход игры. Ребенок, выбравший одну, две карточки должен сочинить по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной, двух, трех строчек. Музыкальный руководитель читает текст: Рыжий маленький зверек по деревьям прыг да скок. Ребенок, у которого на карточке оказался рисунок белочки, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке белочку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребёнка не получилось ни мелодии, ни ритма ведущий оставляет картинку-дубликат у себя, а игра продолжается дальше. Дети быстро запоминают тексты и вскоре могут играть в игру самостоятельно, без участия взрослого. Здесь уже можно ввести правила игры: кто первый закроет карточку (не менее двух картинок), тот становится ведущим. Стишки-попевки можно взять из детских песенок, стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда в логопедической группе старше-го дошкольного возраста, реализующая программу "Детство"
Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворе...
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».
Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике, развитие саморегуляции через прослушивание музыкальных пр...
Сценарий праздника "День Знаний" в старшей группе дошкольного возраста
В сценарий праздника включено: ОО «Социализация», ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Музыка»Цель праздника: Расширение представлений детей о государственных п...
конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы дошкольного возраста
Данное занятие поможет сформировать представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе изобразительно-выразительных средств, поэтического слова, музыки, изобразительного искусст...
Конспект НОД для старше – подготовительного дошкольного возраста «У нас в гостях дедушка»
Цель:5-6расширение знаний о разметке дороги, о видах пешеходных переходов6-7закрепление знаний о разметке дороги, о видах пешеходных переходов, о знаках предупреждающих (дорожные работы, дети), ...
Конспект интегрированной художественной деятельности для старшей группы дошкольного возраста
образовательная деятельность...
Перспективный план работы с родителями для старшей группы дошкольного возраста
Перспективный план работы с родителями для старшей группы дошкольного возраста...