Конспект занятия по музыке для детей старшей группы «Русская ложка»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Конспект занятия по музыке
для детей старшей группы
«Русская ложка»
Возрастная группа: дети старшей группы.
Цель занятия:
-развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.
Задачи:
1. Образовательные: знакомить детей с историей русской ложки, активизировать представления детей о ложке, как о народном шумовом музыкальном инструменте;
2. Развивающие:
- развивать у детей чувство ритма, фонематический слух;
- обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;
3.Воспитательные: воспитывать у старших дошкольников любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа.
Организация среды для проведения занятия
-ноутбук;
-мультимедийный комплекс (подвесной проектор);
-стулья детские – по количеству детей;
-ложки деревянные - по 2 на каждого ребёнка;
Планируемый результат:
-установление дружеской взаимосвязи;
-создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего мастер-класса;
-овладение инновационными музыкально-педагогическими технологиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2._russkaya_lozhka.docx | 27.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по музыке
для детей старшей группы
«Русская ложка»
Возрастная группа: дети старшей группы.
Цель занятия:
-развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.
Задачи:
1. Образовательные: знакомить детей с историей русской ложки, активизировать представления детей о ложке, как о народном шумовом музыкальном инструменте;
2. Развивающие:
- развивать у детей чувство ритма, фонематический слух;
- обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;
3.Воспитательные: воспитывать у старших дошкольников любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа.
Организация среды для проведения занятия
-ноутбук;
-мультимедийный комплекс (подвесной проектор);
-стулья детские – по количеству детей;
-ложки деревянные - по 2 на каждого ребёнка;
Планируемый результат:
-установление дружеской взаимосвязи;
-создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего мастер-класса;
-овладение инновационными музыкально-педагогическими технологиями
Ход занятия:
I. Организационный этап
Дети находятся в зале.
Музыкальный руководитель включает фонограмму «Песенки - приветствия» и, с помощью музыки и пения, постепенно вовлекает детей в диалог.
Звучит «Песенка - приветствие». 1.
Дети стоят в кругу.
Муз. рук:
Добрый день, добрый день!
Нам здороваться не лень,
Этими словами, здороваемся с вами
Здрав-ствуй-те!
Давайте, прохлопаем «Здрав-ствуй-те»!
Как здорово мы с вами поздоровались! А встретились мы с вами не случайно. Как вы думаете, чем мы можем здесь заняться? (петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах).
Муз. рук:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А впрочем, отгадайте-ка загадку:
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их (ложка)
Педагог вынимает из коробочки ложку.
II. Основной этап.
Муз. рук:
Ложка! И сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов – ложкой
Посмотрите, какие красивые ложки!
Ложки расписные!
Разные какие!
Ложки знает целый мир,
Ложки - русский сувенир.
Полюбуйтесь, просто диво.
Чудо-мастерам – спасибо!
Муз. рук:
Это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Вот эти ложки сделаны из дерева. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы.
Ребята, вы знаете, откуда появилась ложка?
Садитесь поудобнее я вам расскажу о русской ложке и посмотрим, какие же бывают ложки.
Дети садятся на стульчики.
Просмотр презентации «Ложки музыкальные…»
Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.
Из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.
Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
На что похожи эти ложки? Правильно, на веер, поэтому они так и называются «веерные ложки». А вы слышали, как играют на ложках настоящие мастера? А знаете как называют людей, которые на них играют? Людей, которые играют на ложках называют ложкари.
Муз. рук:
Но вот, ребята, мы с вами познакомились с русской ложкой.
Вы, когда ни будь, играли на ложках?
Предлагаю взять вам ложки,
Чтобы постучать немножко!
Звучит ритмичная рус. нар. музыка. 2.
Ребята встают в круг, играют на ложках.
Дети садятся на стульчики.
Муз. рук:
Молодцы! Здорово у вас получается!
Ребята, давайте рассмотрим, из каких частей состоит ложка? (Ответы детей)
-Ложка состоит из черенка и черпака (от слова «Черпать»).
-А как держать правильно ложки? (Ответы детей)
-Держать за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны.
-Если ударять ложку об ложку черпаками, получается красивый звук, помните, вы уже не раз уже играли в оркестре на ложках?
-Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
-Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных.
III. Практическая часть.
Муз. рук:
Сегодня я научу вас одному из них.
Я сейчас возьму обе ложки в правую руку, одну - между большим и указательным пальцами, другую – между указательным и средним.
А теперь попробую постучать ими по левой ладошке.
Послушайте, какой интересный звук получился. Он звонкий или глухой?
Ответы детей. Звонкий.
Муз. рук:
Звонкий. А на что он похож?
Ответы детей. На цокот копыт.
Муз. рук:
На цокот копыт. Этот прием так и называется «Лошадка». Давайте мы сейчас все вместе попробуем поиграть на ложках по-новому.
Дети выполняют прием игры «Лошадка»,
педагог контролирует и подсказывает детям.
Муз. рук:
А теперь усложним задачу, пойдем по кругу, высоко поднимая колени, как лошадки, и будем подыгрывать себе на ложках.
Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу без музыки.
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
Цок, цок, цок, цок…
А теперь под музыку!
Выполнение упражнения «Лошадка» 3.
(2 раза, в разном направлении)
Муз. рук:
Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось!
Дети садятся на стульчики.
Ребята, а вы знаете обязательные правила игры на ложках?
1. Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа.
2. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство умельцев.
Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.
Дети пробуют играть - контролирую и подсказываю детям.
(повторяем некоторые приемы)
Муз. рук:
Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки. Вы умеете считать?
Ритмическое упражнение
Дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова:
1,2,3 – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4 – вот мы ложечки купили!
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!
Муз. рук: Молодцы!
Есть, ребята, у меня для вас игра! Называется «Эхо»!
Простучу я ритм на ложках, а вы - повторите! Только нужно очень внимательно слушать! Попробуем!
Музыкально-ритмическая игра «Эхо» 4.
Муз. рук. простукивает ритмический рисунок, дети повторяют.
Муз. рук.
Получилось! Никто не ошибся!
Какие вы веселые ребята! И ложки у вас веселые!
Как здорово! Как настоящие музыканты-ложкари! Значит, мы готовы показать первый концерт?
Поиграем мы немножко
На красивых, ярких ложках.
Игра на ложках «Наши ложки…» 5.
Муз. рук: Молодцы!
Настоящие артисты!
Видео – партитура оркестра «Русский наигрыш»
Муз. рук:
Кто очень старается,
У того и чудеса получаются.
Хотите ещё поиграть?
Вариант -1 «Игра с ложкой» (под рус. нар. мел. «Ах, вы сени») 6.
Ход игры
Дети становятся в круг, педагог начинает передавать свою ложку по кругу под музыку и пение. На ком музыка остановится, тот выходит в круг, и танцует, дети в кругу хлопают. Игра повторяется 2-3 раза.
Ты беги, скорее ложка
Быстро-быстро по рукам.
У кого осталась ложка
Тот в кругу станцует нам.
Муз.рук:
Какая хорошая игра! Ребята, а вам понравилась?...
Вариант-2. «Танец с ложками». 7.
1. Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)
(проигрыш – кружатся)
2. Завтракать теперь пойдем
И блинков мы напечем,
Вот блинки хороши
Их пекут малыши. («тарелочки» перед собой)
(проигрыш - кружатся)
3. На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем. (Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)
(проигрыш-кружатся)
4. А сейчас, мои ребятки,
Поиграем с ложкой в прятки.
Нужно деткам показаться
И за спину спрятаться. (Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)
(проигрыш-кружатся)
VI. Заключительный этап. Рефлексия.
Муз. рук:
Пели, стучали, играли
И нисколько не устали!
Настоящие ложкари!
Ну, что, ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня?
1.С чего начиналось изготовление деревянной ложки?
Ответы детей:
Из баклуши, деревянных брусочков.
2. Как называют людей, которые играют на ложках?
Ответы детей: Ложкари.
Муз. рук:
Настало время попрощаться!
Надолго с вами не прощаюсь, у меня в волшебной коробочке много разных инструментов есть.
Вы ещё ко мне придёте и я вам подробно о них расскажу.
И играть на них научу.
Дети прохлопывают прощальные слова.
«До свиданья, до свиданья,
До свиданья!»- говорим.
И еще разок, пожалуй,
С вами встретиться хотим!
Уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"
-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об оружии древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...
Конспект открытого занятия по музыке для детей старшего дошкольного возраста "Деревенские посиделки"
Знакомство детей с русскими деревенскими посиделками...
Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки»
Русские народные сказки очень интересные, а путешествие по сказочной стране оказывается очень завораживающим!...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки»
Русские народные сказки очень интересные, а путешествие по сказочной стране оказывается очень завораживающим! ...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы: «Русская матрёшка»
Цель: закрепление знаний о официальных символах России; познакомить с неофициальными символами России.Задачи:активизировать и систематизировать знание детей о своей Родине – России;по...
Конспект занятия по музыке для детей старшей группы «Ударный инструмент - бубен»
Возрастная группа: дети старшей группы.Цель занятия: -развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.Задачи:1....