"Оркестр народных инструментов" мастер-класс.
методическая разработка по музыке
Цель мастер-класса: Показать приёмы создания оркестра русских народных инструментов с людьми, не имеющими музыкального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_orkestr_narodnyh_instrumentov.docx | 21.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Оркестр народных инструментов».
Цель:
Создание оркестра русских народных инструментов с людьми, не имеющими музыкального образования.
Задачи:
- познакомить с историей создания русских народных инструментов;
- обучить простейшим способам игры на русских народных инструментах;
- способствовать развитию чувства ритма;
- формировать навык игры в ансамбле;
- воспитывать интерес и бережное отношение к культуре русского народа.
Оборудование:
колокольчики, бубен, рубель, бубенцы, гусли, ложки, ритмические дорожки для каждого инструмента.
Введение:
Народная музыка вдохновляет на великие дела! Она способна излечить душевную рану и вдохновить на подвиги, пробудить в человеке новые чувства и разжечь огонь в людских сердцах. Она плачет и смеётся, радуется и грустит вместе с человеком, сопровождая его с самого рождения и до последнего дня. Желание изучать фольклор, учиться на нём жить необходимо, воспитывать в людях с самого раннего возраста. Ведь народная музыка – это душевное наследие наших предков, наша история и культура, душа нашей великой страны. А без знания своего прошлого нет будущего!
Одним из самых доступных способов музицирования, в котором нет необходимости использования музыкальных инструментов, является пение. Издревле наши предки сопровождали пением разные моменты своей жизни: например, во время работы или при совершении обрядов. А вы поёте? Живёт ли в вас частичка народной любви к музыке? Может быть не все таланты вы ещё открыли в себе!?
Предлагаю вам пробежаться по запутанным коридорам вашей всесторонне развитой и гармоничной личности и заглянуть в уголок народной музыки и фольклора. Кто знает, может сегодня слегка приоткрытая дверь уже завтра широко распахнется перед вами, увлекая в чудесную и душевную страну народного творчества.
Основная часть:
Так часто случается, что в повседневной суете мы слушаем, но не слышим и не замечаем как «поют» и «разговаривают» обыденные для нас предметы. Их незамысловатые «песни» будто пролетают мимо нашего уха (внимания). Но стоит нам остановиться, прислушаться и открыться миру звуков, как он зазвучит для нас совершенно иначе. Даже тишина, то есть пауза, вдруг приобретёт свой особый характер и настроение.
Давайте поставим на паузу жизнь вокруг, сделаем глубокий вдох через нос, закроем глаза и сделаем медленный выдох через рот. И ещё раз, глубокий вдох и медленный выдох. Почувствуйте, как все сторонние звуки уходят на второй план, тускнеют и тишина заполняет всё пространство этого зала. У кого она спокойная, тёплая и светлая, у кого-то залита ярким золотым светом, а у кого-то она сияет и переливается всеми цветами радуги. Иногда тишина бывает грустной, а порою становится бессовестно счастливой от того, что ей наконец позволили царить. Пусть даже и не надолго. Делаем ещё один глубокий вдох, выдох. И с хорошим настроением отправляемся на поиски заветной двери!
Помните, как и чем стирали раньше? Действительно, наши предки приносили в вёдрах воду или шли к водоёму, стирали вручную бельё, напевая знакомые с детства песни, выжимали его, наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда и пословица: «Не мытьем, так катаньем». Так рубель начинал подпевать своей хозяйке в такт. В музыкальном рубеле сбоку вырезалось отверстие – резонатор, для более яркого и красочного звучания, а у нас обычный, но очень старый и душевный. (Запевает «Сронила колечко, со правой руки, забилось сердечко о милом дружке) У кого-нибудь забилось сердечко? У вас? Отлично! Ваше сердечко выбрало сегодня петь в унисон с рубелем! Попробуйте! Отлично! А это вам небольшая подсказка как играть! Ознакомьтесь, пожалуйста! (Передаёт инструмент и ритмическую дорожку)
А мы продолжаем знакомство с народными инструментами с настройки струн души! Какие струнные народные инструменты вам известны? Сколько струн в них? На балалайке я вам поиграть не предлагаю, уж больно она характерная! Или кто-то желает усмирить нрав этого инструмента? А вот с гуслями пообщаться рекомендую! Это очень нежный и покладистый инструмент с чистым звуком и приятными русскому человеку вибрациями. (играет). Чья душа отозвалась на песнь гуслей? Сейчас я вам покажу, как играть. Вы главное, не бойтесь! Это же гусли – самогуды, они сами за вас сыграют. Подскажите, кто из сказочных героев играл на гуслях? Правильно, Садко, только у него они были шлемовидные, а у нас гусли крыловидные. Подставляем крыло под левую руку, этой рукой мы будем заглушать незвучащие в аккорде струны, а правой рукой будем плавно проводить по струнам. Сложите указательный и большой пальцы правой руки вместе, остальные пальцы притяните к ладони. Рука должна быть расслабленной, заводим руку вверх в направлении подбородка и плавно опускаем, проводя по струнам. Отлично! Пальцами левой руки накрываем обозначенные на карточке струны. Великолепно! Ваша душа сделала верный выбор!
Я так волнуюсь в предвкушении наслаждения от живой ансамблевой музыки, что даже проголодалась! А вот и мой любимый музыкальный инструмент ложки! Для удобства игры на них пришлось прибегнуть к небольшой хитрости. Теперь мои ложки неразлучники. (демонстрирует технику игры на спаренных ложках). Чей пищеварительный тракт отозвался на призывный звук ложек? Под счёт повторяйте за мной (Играют на ложках). Замечательно! Ритмические карточки с заданием накормить зверей помогут вам влиться в наш оркестр.
Пришло время найти человека с самым развитым слухом! Кому-нибудь медведь наступал на ухо в детстве? Возможно, у кого-то он и сейчас регулярно топочет? Замечательно! Вы замечательно подходите для нашего оркестра. Вы как никто лучше сможете повторить шаги косолапого на бубне!
Ритмическая карточка расскажет вам в какой момент наносить удар по бубну.
Подведём промежуточный итог. Сердце – рубель готов? (рубель играет). Гусли – душа настроены! (Гусли играют). Ложки рвутся в бой! (Ложки играют). Медведь по бубну топчется! (Бубен играет). Превосходно!
Среди нас есть любители встать с утра по - раньше и хорошенько поработать?! Скажите, какой звук вас пробуждает? А в советские времена это был звук будильника. А ещё раньше людей будил колокольный звон. На будильниках и колоколах мы сегодня играть не будет, а вот на их близких родственниках поиграем. (Раздаёт бубенцы). На Руси принято было украшать сани и повозки связками звонкоголосых бубенчиков. Их звон разгонял тьму, отпугивал нечистую силу и возвещал о приходе света и добра. Ритмические карточки помогут вам гармонично влиться в наш оркестр.
Оставшихся присутствующих прошу приготовить самый универсальный музыкальный инструмент, подаренный нам Матушкой -природой ваше тело! Вы занимаете ключевое после дирижёра место в ансамбле! Вам необходимо будет вести основную мелодию, петь знакомую всем песню «Во поле берёза стояла» (Раздаёт карточки и припевает первый куплет) При желании можно помогать себе хлопками. Отлично!
Осталось свести весь оркестр вместе! Делаем глубокий вдох, выдох и на счёт три пусть ваши сердца забьются в ритм с замечательной и душевной народной песни «Во поле берёза стояла».
(Включается фонограмма и оркестр вступает в игру)
Аплодисменты!
Заключительная часть:
Большое спасибо вам за отзывчивость и участие в поиске той самой дверцы, ведущей в огромный и прекрасный мир народной музыки. Надеюсь, что вы испытали радость и удовольствие от общения с народными инструментами, так же как и я от общения с вами!
На память о нашей встрече позвольте подарить вам крупицу своих знаний – книжку – малышку «Оркестр народных инструментов».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по ознакомлению с инструментами симфонического и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу
Занятие расширяет знание детей о видах оркестров и названиях музыкальных интрументов...
Оркестр народных инструментов
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с оркестром народных инструментов. Могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим миром....
Анимированный кроссворд "Инструменты народного оркестра"
Описание: Нажать на стрелочку № 1 Появится заданиеНажать еще раз на стрелочку № 1 для просмотра правильного ответа, далее аналогично....
В гостях у оркестра народных инструментов
Методическая разработка занятия для старших дошкольников "В гостях у оркестра народных инструментов"....
Конспект музыкального занятия "Русские народные инструменты. Народный оркестр"
На музыкальном занятие дети знакомятся с русскими народными инструментами и народным оркестром....
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Оркестр народных инструментов "Забава"» Возраст обучающихся: 4–7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Оркестр народных инструментов "Забава"» призван развивать интерес детей к эстетической стороне действ...
Технологическая карта подг.группа «Оркестр народных инструментов»
Технологическая карта подг.группа «Оркестр народных инструментов»...