Моя педагогическая находка "Ритмическая мозаика".
консультация по музыке
"Основа всей жизни человека – ритм, данный каждому его природой, дыханием" говорил К.С.Станиславский.
О важности развития чувства ритма у дошкольников и о технологии "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной пойдет речь в работе "Моя педагогическая находка "Ритмическая мозаика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_nahodka_ritmicheskaya_mozayka.docx | 20.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая находка
«Ритмическая мозаика».
Основа всей жизни человека – ритм,
данный каждому его природой, дыханием.
К.С.Станиславский
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этот период закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. Необходимо максимально использовать это время для полноценного развития детей, подарить им гамму разнообразных впечатлений и чувственного опыта при общении с музыкой. Чем раньше ребёнок станет более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем успешнее будет его дальнейшее развитие, становление его личности, меньше проблем будет у ребёнка с развитием речи, внимания, мышления, формированием красивой осанки... Ведь ритм - это основа жизни и от того как маленький человек научится слышать и чувствовать ритм, жить в гармонии с ритмами своего тела и окружающего мира будет зависеть качество его жизни.
К сожалению, в современном обществе бытует мнение, что музыкальное развитие нужно только тем детям, которые увлекаются музыкой, танцами или вокалом и хотят свою жизнь в будущем связать с музыкальным искусством, а чувство ритма врожденно и коррекции не подлежит. Но это далеко не так!
Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой, пространство ребенок ощущает более полно, развивается чувство времени. Ритм — это часть слуховых ощущений. «Ритм (греч. rytmos, от reo — теку) — воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов. Равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т. п.), присущее действию, течению, развитию чего-либо. Размеренный, налаженный каким-либо образом ход, протекание чего-либо».
Ещё в утробе матери ребёнок слышит ритм биения её сердца, реагирует на его изменения. Так, многие мамы замечают, как изменяется поведение ребёнка при учащении сердцебиения матери из-за волнения или увеличения нагрузки – малыш начинает интенсивнее двигаться, просыпается, его движения становятся более резкими. А после рождения мамы интуитивно подбирают ритм покачиваний или лёгких похлопываний при убаюкивании малыша.
Наблюдая за детьми можно заметить, что некоторые из-них, начиная чуть ли не с рождения, ритмично двигаются и чувствуют музыку, другие же, напротив, этой способностью обделены. Здесь важно понимать, что чувство ритма можно и нужно развивать! В детском саду и дома через ритмические игры, танцевальную деятельность, игры на детских музыкальных инструментах, шумовой оркестр. Сейчас большое количество методик, техник и упражнений предлагает современная педагогическая наука для развития чувства ритма и музыкальности у детей дошкольного возраста. Изучая страницы книг и сайтов по музыкальному развитию, я встретила интересную работу прекрасного педагога Анны Иосифовны Бурениной «Ритмическая мозаика». Эта работа стала для меня настоящей находкой, которую я использую в своей работе над развитием чувства ритма у детей.
Анна Иосифовна в своей программе говорит: «Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений» [1, с. 24]. «В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:
Доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
Понятными по содержанию игрового образа (например, для младших- мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших- герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.)
Разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр». [1, с. 25].
Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Привлекательность этой технологии – в доступности материала для детей разного возраста, с различными способностями и уровнем музыкального развития. Её легко можно адаптировать под возможности детей и педагога, усложнять или упрощать упражнения. Это гибкая и универсальная система работы, способствующая укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа, возможности использовать различные вариативные игровые формы организации педагогического процесса.
«Ритмическую мозаику» можно с лёгкостью интегрировать с другими программно-методическими комплектами, разработанными в соответствии с ФГОС ДО. Предлагаемый музыкально-ритмический репертуар может быть использован в самых разнообразных формах творческого взаимодействия с детьми.
К программе прилагаются методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей - от подражания к самостоятельности и к творчеству, а также разработанный автором практический материал - 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций, апробированных в опыте работы педагогов Ленинградской области, С.Петербурга, Москвы и других регионов России.
Основу для ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (основные, общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально- телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогают ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности. Поэтому эта программа рассматривается как основа для развития детей в наиболее сложный, хрупкий период- в возрасте 3-7 лет, как подготовительный этап, который помогает «настроить инструмент (тело), научить его слышать музыку и выражать свое «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.
Эта программа имеет ряд особенностей:
Основная направленность предлагаемой технологии «Ритмическая мозаика» - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.
Вторая особенность - это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений - в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К.Сен-Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Третья особенность данной программы - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. А поскольку основным видом деятельности на занятиях в дошкольном возрасте является игра музыкально – ритмическая деятельность представлена в игровой форме, чтобы детям было интереснее, а занятия носили непринуждённый характер.
Используя в работе технологию «Ритмическая мозаика» можно добиваться следующих результатов:
- Укрепления здоровья;
- Развития музыкальности;
- Развития двигательных качеств и умений;
- Развития творческих и созидательных способностей;
- Развития и тренировки психических процессов;
- Развития нравственно-коммуникативных качеств личности.
Эта технология настолько универсальна, доступна и проста, что для достижения наилучших результатов может быть использована не только в стенах детского сада, но и дома. Думаю, педагогам целесообразно знакомить родителей с её элементами на мастер-классах или родительских собраниях.
Дома родители могут использовать различные игры с любыми безопасными предметами, которые издают звук. Например, пластиковые или картонные стаканчики, грецкие орешки, ладошки, деревянные палочки и т.д. При этом, наряду с музыкально-ритмическими играми использовать музыкально-ритмические танцевальные движения, не отвлекаясь от работы по дому.
Так, к примеру, работая на кухне, можно посадить ребёнка за стол, дать ему деревянные палочки для роллов и под музыку ритмично, попеременно ударяя по поверхности стола или кастрюлям организовать маленький оркестр.
Или перемещаясь из комнаты в комнату читать стихотворение или потешку шагать соответственно ритму и характеру стиха. А можно, купая ребёнка предложить ему показать, как плаваем маленькая юркая рыбка и большая страшная акула, используя музыкальные композиции, рекомендованные программой.
Говорят, что любое свершение начинается с желания попробовать. Познакомившись и попробовав в работе эту технологию, я поняла, что её можно использовать эффективно на музыкальных и спортивных занятиях, при разучивании стихотворений и при подготовке праздников и развлечений, обучая рисованию и выходя с детьми на экскурсию.
Наблюдая за детьми после введения в работу над развитием чувства ритма элементов программы «Ритмическая мозаика» у детей улучшился ритм, реакция на музыку, дети стали более сосредоточены, атмосфера на занятии стала спокойней, доброжелательней, детям стало легче слышать музыку во время танцев. Иногда так случается, что дети, вдохновлённые своими успехами на занятиях, сами предлагают усложнить ту или иную игру и предлагают дополнить её новыми движениями. Заинтересованность детей и желание что-то добавить — это уже результат. Перенеся опыт музыкально-ритмических игр на музыкально-ритмическую деятельность, можно смело сказать, что дети стали лучше танцевать. Большинство детей быстро запоминают движения, вовремя их меняют в процессе танца, двигаются с характером и чувством, умеют различать музыку по ритму, темпу и т. д.
Подводя черту хочу сказать:
Развитие чувства ритма у детей — очень важно. Вовсе не обязательно развивать чувство ритма только для дальнейших перспектив занятий музыкой или танцами. Если ребенок будет себя чувствовать в пространстве уверенно и спокойно, то становление личности будет гармоничным, будет развито чувство времени, сосредоточенность и внимание. А ритм ему в этом поможет.
В заключении хочу вам пожелать жить с ритмом в сердце, с мелодией в душе и с музыкой по жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему "Зимняя мозаика" для младшего и среднего дошкольного возраста
Познавательно-исследовательский проект, цель которого помочь почувствовать детям красоту зимнего пейзажа, воспитывать бережное отношение к природе...
Семинар-практикум «Мозаика педагогического общения»
Оказание психологической помощи педагогам в правильной организации процесса общения с родителями и коллегами....
Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"
Данный материал предназначен для выступления на педчасе с целью показать важность аспектов трудового воспитания с целью развития личностных качеств ребёнка....
Педагогическая диагностика по программе" Мозаика"
Педагогическая диагностика...
Педагогическая диагностика по программе Мозаика
На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Произведена дифференциация данных целевых ор...
Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...
Педагогическая программа "Разноцветная мозаика"
вариативная часть ООП ДОО...