Семинар-практикум «Мозаика педагогического общения»
материал на тему

Кадышева Ирина Семеновна

Оказание психологической помощи педагогам в правильной организации процесса общения с родителями и коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_trening_mozayka_ped_obshcheniya.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Мозаика педагогического общения»

Цель: Оказание психологической помощи педагогам в правильной организации процесса общения с родителями и коллегами.

План.

  1. Представление темы и ведущих.
  2. Обсуждение правил работы в группе.
  3. Игра на сплочение.
  4. Проект профессиональной этики педагога ДОУ №368.
  1. Понятие этика.
  2. Предложения педагогов по внесению своих предложений в проект (работа в группах).
  3. Обсуждение части проекта «Педагог-родитель».
  1.  Упражнение в группах «Самый трудный родитель-самый приятный родитель».
  2. Упражнение «Список претензий к родителям».
  3. Мини-лекция «Этапы и способы выхода из конфликта».
  4. Упражнение «Жалобы родителей».
  5. Релаксация «Игры с песком».
  6. Обратная связь.
  7. Заключение. 

1.Представление темы и ведущих.

2. Обсуждение правил работы в группе.

Правила.

  1. Говорит один человек.
  2.  Высказываться от своего имени, кратко. Не допускать фраз «все так думают», «большинство так считают». Свои рассуждения разумнее высказывать так: «я думаю», «я считаю», «мне удалось понять».
  3. Доверительный стиль и искренность в общении. Если кто-то не готов быть искренним в обсуждении вопроса, то ему лучше промолчать.
  4. Присутствие. Обязательное участие в работе, т.к. мысли и чувства каждого участника важны.
  5. «Здесь и сейчас»
  6. Без оценок. Не оценивать человека, а оценивать его действия (высказывания). Не критиковать и признавать право каждого на свое мнение.

3. Упражнение «Познакомимся». Каждый участник называет свое имя и одно свое качество.

4. Проект профессиональной этики педагога

4.1.Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали.
Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью;

4.2. Деловая игра.

Участники делаться на несколько групп. Используя образец им предлагается внести свои предложения в составление «Проекта профессиональной этике педагога МБДОУ №3658».

1.    Входи в группу детей (кабинет руководителя ДОУ, специалистов) с улыбкой.

2.   Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

3.   Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

4.   Никогда не оскорбляй ребенка, защити его от всех видов самоуправства.

5.   Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

6.   Будь ребенку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

7.   В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребенка.

8.   Помни, что по-настоящему понять ребенка ты сможешь, если полюбишь его.

9.     Учись у своих коллег, родителей, детей.

10.      Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни,

 что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

11.   Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

12.    Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребенка прощения,

это не принизит твой авторитет.

13.    Живи интересами детей и их надеждами.

14.   Научись видеть зону ближайшего развития ребенка и оптимизировать его  

         будущее.

15.   Никогда не говори при ребенке о его ограниченных возможностях.

       Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребенка

 Работа с полученными материалами предполагается продолжить за круглым столом с педагогами при следующей встречи.

4.3. Обсуждение части проекта «Педагог-родитель».

Социально-этические подходы в системе взаимоотношений «педагог - родитель».

 Осознанные педагогические позиции

  • Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ДОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.
  •  Предлагать родителям участвовать в различных образовательных программах, обсуждая, корректируя и дополняя их.
  •  Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка. Немедленно информировать родителей о несчастных случаях.
  •  Всегда сообщать родителям о любой вид диагностике, проводить которую следует только с их согласия.
  •  Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.
  • Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.
  • Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.
  •  Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение.

 

Устанавливать позитивные контакты с семьей.

Обращаться к родителям на Вы.  

Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.

 Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания

Принципы деятельности

  • Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ДОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.
  •  Предлагать родителям участвовать в различных образовательных программах, обсуждая, корректируя и дополняя их.
  •  Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка. Немедленно информировать родителей о несчастных случаях.
  •  Всегда сообщать родителям о любого вида диагностике, проводить которую следует только с их согласия.
  •  Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.
  • Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.
  • Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.
  •  Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение.

 

  1. Упражнение в группах «Самый трудный родитель-самый приятный родитель».

Воспитателям предлагается в группах по 4-5 человек создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает отрицательные чувства.

Затем создать портрет вызывающий положительные эмоции.

Обсуждение:

1.Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете?  Были ли у Вас в практике такие родители?

2. Что вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам не приятны?

  1. Упражнение «Список претензий к родителям».

Участники составляют список претензий к родителям и озвучивают его.

7. Мини-лекция «Этапы и способы выхода из конфликта».

 Понятие конфликта. Конфликт – активные взаимно направленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Каковы же основные этапы процесса разрешения конфликтной ситуации? Данный процесс можно разделить на три этапа: подготовительный, переговоры, выход из конфликта и контроль за согласованными решениями. На подготовительном этапе обычно осуществляется детальный, всесторонний анализ участниками конфликта существующей конфликтной ситуации.

На подготовительном этапе важное значение имеет формирование правильного восприятия сторонами пролом конфликта и друг друга в условиях конфликта. Психологами чаще всего отмечаются следующие феномены восприятия: чувства повышенной враждебности, недоверия, страха, подозрительности.
 Одним из результатов данного этапа должно быть достижение четкого понимания каждым из участников конфликта того, что может быть достигнуто, и того, чего он желает достичь. Целью переговоров должно стать достижимое, а не желаемое. 

Следующий, второй этап разрешения конфликта— собственно переговоры. Эта стадия предполагает непосредственный контакт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц, посредников, дискуссию и поиск оптимальных решений по проблемам конфликта. Успех переговоров зависит от двух факторов: во-первых, от степени проработки вопросов на предварительной стадии, во-вторых, от профессионализма посредника и участников переговоров, их желания и умения находить приемлемые для всех конфликтующих сторон выходы из конфликтных ситуаций. 

На последнем, третьем этапе происходит окончательное оформление достигнутых договоренностей и определяются способы и средства контроля за реализацией принятых решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Конфликт - это неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений и если научиться управлять им, хотя это и не лучшая форма взаимодействия, он способствует сохранению жизнеспособности и устойчивости коллектива, из этого следует, что конфликт - явление закономерное и нормальное.                                                                                     Конфликт является динамической силой воздействия на повышение работоспособности и на переход, на новый виток развития как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Его отсутствие приводит к заторможенности и спокойствию, но в современных условиях при постоянно растущем спросе на увеличение объёмов работы и коэффициента полезного действия - это невозможно. Позитивное значение конфликта в его обобщенном виде можно свести к следующему: "Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию" (Goddard, 1986).                                                                                                                                                            Для того чтобы конфликт имел конструктивное разрешение необходимо им управлять, т. е. целенаправленно воздействовать на устранение (минимизацию) причин породивших конфликт. Существует достаточно много методов и стратегий управления конфликтами. В тех случаях, когда эти технологии не подходят в тех или иных ситуациях, возникает необходимость в разработке других моделей поведения с учетом имеющихся методов и стратегий преодоления конфликта, при этом не следует забывать, что конфликт - это вызов, требующий творческой реакции ваших способностей.

      Конфликт - это то явление, которым можно управлять, при этом снижая его деструктивное значение, а конструктивно увеличивая. Из этого напрашивается очевидный вывод: конфликт - это то, с чем можно и нужно работать.

  1. Упражнение «Жалобы родителей».

Цель: научить участников анализировать экстремальные ситуации и вырабатывать стратегии поведения в их разрешении. (ситуации прилагаются)

  1. Релаксация «Игры с песком». ( на напряжение и расслабление мышц рук. Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжать пальцы, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя мышцы и пальцы.Уронить бессильно руки вдоль тела. (повторить 2-3 раза )
  2. Обратная связь.
  3. Заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Роль общения в жизни ребенка 2-3 лет"

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"

Цель:1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.2. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов....

ЦОР семинар - практикум для педагогов "Профессиональное общение"

знакомство педагогов с речевым этикетом, критериями профессионального общения, способствующему, успешному ведению диалога не только с детьми, но и с коллегами, родителями....

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогическое общение"

Цель семанара-практикума: сформировать положительный эмоциональный фон в педагогическом коллективе, создать атмосферу доброжелательности и защищенности, через психологические упражнения....

Семинар – практикум «Формирование навыков педагогического общения по ФГОС»

Представленный материал будет полезен для работы с педагогическим составом дошкольной образовательной организации. В практической части размещены  игры и упражнения для групповой и индивидуа...

Семинар – практикум для педагогов: «Педагогическое общение»

Семинар - практикум "Педагогическое общение" направлен на  выявление  позитивных средств общения,  выработки умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максим...

Семинар-практикум "Логопедическая мозаика"

Семинар-практикум "Логопедическая мозаика"...