Развитие чувства ритма 1 часть
методическая разработка по музыке

Савельева Галина Александровна

Ритмические реакции являются доминирующими на начальных этапах развития речи, а впоследствии и слоговой структуры. Тот факт, что уже лепетная речь является ритмически организованной и служит основой для дальнейшего усвоения ребенком слов различной слоговой трудности, дает возможность рассматривать чувство ритма как одну из предпосылок формирования слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstva_ritma_1_chast.docx166.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры

Слоговая структура слова  - взаиморасположение и связь слогов в слове.

      В норме к 3-м годам слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах. Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.

Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.

Часто  на  первый  план  в  дошкольном  возрасте  выдвигается  коррекция  звукопроизношения и недооценивается  значение  формирования слоговой  структуры  слов, как  одной из  причин  возникновения  дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Для успешного формирования слоговой структуры слова необходим определенный уровень сформированности ее предпосылок, а именно: звукопроизносительной стороны речи, процессов фонематического восприятия, голоса, чувства ритма, лексико-грамматического строя речи, уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Ритмические реакции являются доминирующими на начальных этапах развития речи, а впоследствии и слоговой структуры. Тот факт, что уже лепетная речь является ритмически организованной и служит основой для дальнейшего усвоения ребенком слов различной слоговой трудности, дает возможность рассматривать чувство ритма как одну из предпосылок формирования слоговой структуры слова.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому, ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается на том, как сокращаются ребенком до одного слова двусложные и трехсложные слова.

Одно из требований красиво звучащей речи – правильная ритмико-слоговая структура слова.

Ритмико-слоговая структура слова – ритмическая последовательность ударных и безударных слогов в слове, расположенных в определенной последовательности и обладающих семантикой. Под овладением слоговой структурой слов следует понимать усвоение нужного адекватного количества слогов в слове. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у ребёнка могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

  • сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;" пувица" – пуговица
  • опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;
  • увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната. («тырава» – трава)

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • перестановка слогов: «деворе» - дерево;
  • перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот.

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • сокращение стечения согласных: «тул» - стул;
  • вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.

4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы.

5. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение): «били…били…билитекарь» - библиотекарь.

6.  Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы

7. Контаминации (смешение, слияние элементов слов): «в холодильнице» и т. д.

 

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

- ударностью

- количеством слогов

- линейной последовательностью слогов

- моделью самого слога

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На данном этапе рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.

Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.

Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учётом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой; упражнять в произношении фраз.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

1 этап – работа над ритмом. 

Ритмическая способность  рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.

       Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произношению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.). Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая, вместе с ним.

Примеры упражнений:

  • выложить определенное количество фигур, д/и «Кружочки» — Выложи перед собой столько кружочков, сколько раз я хлопну».
  • или наоборот: «Хлопни столько раз, сколько кружочков лежит перед тобой».
  • отстучать ритм, д/и «Хлопки»«Морзянка»«Разговор с дятлом». Послушай внимательно и хлопни так же, как я»
  • показать/назвать количество хлопков, д/и «Циферка» — «Покажи ту цифру, сколько раз я хлопнула».
  • или наоборот: «Хлопни столько раз, какую цифру я тебе покажу».
  • «Отхлопай ритм по рисунку».

2. На уровне гласных звуков:

Примеры упражнений:

  • Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике
  • Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши
  • Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО
  • Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А

Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

  • Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А.

3. На уровне слогов:

Примеры упражнений:

  • Повторить цепочку слогов:
  • с одинаковыми звуками: д/и «Мастерим домик» (тук-тук-ТУК)«Поезд едет» (чух-ЧУХ-чух) и т.д.
  • с одинаковыми согласными, но разными гласными звуками: д/и «Лепим комок» (па-по-пу-пы)«Катаем снежную бабу» (ба-бо-бу-бы) и т.д.
  • с одинаковыми гласными, но разными согласными: «Телеграфисты» (та-да-та-да) и т.д.
  • с разными звуками: д/и «Запомни и повтори» (запомнить и повторить цепочку из 3-4 слогов сначала простых, потом со стечением согласных: на-ту-до, пта – кто — кну) и т.д.

4. На уровне слов:

Примеры упражнений:

  • знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами.
  • отхлопать (простучать, прошагать и т.д.) слова по слогам:

(д/и «Разложи по полочкам»«Едем в гости»«Найди домик» ,д/и «Собери поезд» — к паровозу с цифрами 1,2, 3 цепляем вагоны, на которых слова одно-, двух- и трехсложные. К этим словам можно подобрать картинки. А для начинающих читать, там каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего. Собери поезд по слогам и буквам.

  •  и т.д.) Собери поезд по слогам и буквам
  • д/и «Ромашка» — на определенный слог придумать слова- усложнение: самостоятельно подобрать слова на определенный слог
  • по гласным звукам отгадать слово, д/и «Найди картинку» — Отгадай, какое слово я зашифровала, найди соответствующую картинку.

иА – лиса, C:\Users\user\Desktop\лиса.jpg     аА – стакан C:\Users\user\Desktop\стакан.jpg,        Уа — сумка C:\Users\user\Desktop\сумка.jpg,

 аОу — автобус C:\Users\user\Desktop\автоб.jpg,Иа – слива C:\Users\user\Desktop\слива.jpg аО – сапог C:\Users\user\Desktop\сапог.jpg

 Ау – кактус C:\Users\user\Desktop\кактус.jpg ааА – ананас C:\Users\user\Desktop\ананас.jpeg

  • наоборот: а теперь ты загадай мне слово, а я найду картинку.
  • «Слоговая цепочка»: последний слог предыдущего слова должен стать началом нового слова.
  • выделить из слов 1ые слога (последние, вторые) и соединить их в новое слово

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"...

Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"... В последние годы заметно возросла потребно...

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...

Ритм. Ритмические схемы. Развитие чувства ритма

Отстукивание ритма помогает развить слуховое внимание, ритм неречевых звуков, что является шагом к развитию фонематического восприятия.  Речь обладает ритмом. Чередование ритма речи должно б...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «РИТМЫ ЗИМЫ» Для детей 5 – 7 лет

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «РИТМЫ ЗИМЫ»Цель игры: Развитие у детей чувства ритма и памяти.Правила игры : игрокам показывают карточки с изображением символов зи...