Кнспект музыкального занятия "И вновь в осенний лес"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Русакова Олеся Владимировна

Конспект для старших дошкольников "И вновь в осенний лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_vnov_v_osenniy_les.docx32.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в осенний лес» (для детей подготовительной к школе группы).

Форма: групповая

Тип: тематическое, нетрадиционное (элементы коррекционной ритмики)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество»

Цель: Развивать эстетическое восприятие осенней природы детьми через музыкальную, речевую и игровую деятельность.

Программные задачи:

Формировать умение вслушиваться в музыкальную ткань инструментального произведения; учить детей сравнивать мало контрастные произведения близкие по названиям, различать оттенки настроений, выразительные интонации; расширять музыкальный кругозор.

Закреплять умение передавать в движении характер музыки; подыгрывать на детских музыкальных инструментах, тем самым способствовать проявлению музыкально-творческих способностей.

Совершенствовать координацию движений, ориентировку в пространстве (через игру)

Развивать чувство ритма; чистоту интонирования в пении; отрабатывать четкое произношение окончаний слов

Развивать общую и тонкую моторику; дыхание; быстроту реакции (в игре)

Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Воспитывать внимание, любовь к музыке

Оборудование: несколько разных осенний листочков; султанчики (по 2 на каждого мальчики); дет.муз.инструменты: молоточек, деревянные полочки (по 2 на каждого ребенка), 3-4 металлофона, треугольника, несколько колокольчики, цитра (2); маленький зонтик с прикреплёнными к нему грибами из бумаги; 2 объёмных гриба из ткани (боровик и лисичка);

карточки с изображением девочки и мальчика; кукла Лисы из театра «Би-ба-бо»; 2 платочка для Лисы (один рванный): корзинка с листьями и шишками .

Материал: запись голоса Осени в начале и середине, запись стука дятла и кукование кукушки; фрагменты «Марша», «Бега», «Польки» и музыка для спокойной ходьбы, ходьбы на носочках; «Октябрь. «Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»; аудиозаписи «Осень» (I часть) А.Вивальди из цикла концертов «Времена года», «Осенний дождь» Р.Гагизова; песенка «Кукушка» муз. Ш.Кульбарисова, сл. Г.Юнусовой, песня «Песенка о зонтиках» муз. и сл. Г.Голевой, песня «Грибок – боровичок» (муз. и сл. П.Ермолаева, песня «Осенняя» муз. и сл. Е.Шаламановой, башкирская игра «Иголка с ниткой» муз. А.Каримова.

Ход НОД:

(Дети свободно входят в зал под тихо звучащую музыку А.Вивальди «Осень» (I часть) из цикла концертов «Времена года»)

Организационный момент:

М.Р.: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

(М.р. показывает на ладошке осенний листочек.)

М.р.: Ребята, посмотрите.

Вот осенний ветерок

У куста сорвал листок.

Долго с листиком вертелся,

Над деревьями кружил,

А потом мне на ладошку

Жёлтый листик положил.

Тронул холодом лицо:

«Получите письмецо!» (Е.Авдиенко)

Вот и осень к нам пришла,

Нас в дорогу позвала.

(Далее звучит запись голоса):

«В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Вам, ребята, не найти».

М.р.: Ну, что пойдем? (Да.)

I. Коррекционная ритмика.

1) Проводится двигательное упражнение «Прогулка в лес».        

(Воспитатель читает стихотворение с паузами. Музыкальный руководитель, во время пауз, озвучивает стихотворение  небольшими музыкальными фрагментами.)

Раз-два-три, раз-два-три –

По дорожке мы пошли. (Дети маршируют.)

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв. (Идут «змейкой».)

Впереди течет  ручей,

Подходите поскорей.

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем. (Идут на носочках, руки в стороны.)

Лес осенний увидали

К нему в припрыжку побежали. (Выполняют подскоки.)

Раз-два-три-четыре-пять –

В лес отпарились гулять. (Спокойная ходьба.)

М.р.: Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться! Вспомним нашу пальчиковую игру.

2) Проводится пальчиковая речевая игра по стихотворению Т.Сикачевой (модель И.Бодраченко) (см. журнал «Музыкальный руководитель» №1-2006г, 14с.)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

М.р.: А теперь прислушайтесь.

(Звучит запись стука дятла.)

Дятел дерево долбит.

На весь лес он стучит.

Давайте и мы попробуем постучать. (Детям раздаются по две деревянные палочки.) Только вот в лесу любит гулять  эхо, которой всё за всеми повторяет. Давайте и мы поиграем в ритмическое эхо. Мы будем повторяем затем, у кого в руках музыкальный молоточек. Слушайте внимательно.

3) Проводиться ритмическая игра «Дятел и эхо» (со звокоподрожанием: «Тук»).

(После упражнения собрать палочки и муз.молоточекк)

М.р.: Перестал дятел стучать. Тихо стало... Только слышно как ветерок шумит, да листочки шуршат.

4) Проводится дыхательное упражнение «Ветер» (М.Ю.Картушиной)

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

(Выдох спокойный, ненапряженный.)

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

(Активный выдох)

Дует ветерок – зовет Осень.

5)  Далее проводится фонопедическое упражнение «Осень» (по методу В.Емельянова)  

Идет Осень по лесу и шуршит листвой.

(Дети произносят «шур… шур…» и «скользят» ладонями друг о друга.)

Прикоснётся Осень рукой к березке, пожелтеют листья и запоют свою песенку.

(Делают crescendo и diminuendo на звук [а], развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина.)

Прикоснется к рябинке, покраснеют листочки, запоют свою радостную песню.

(Делают crescendo и diminuendo на звук [о].)

Заденет осинку, красные листья запоют.

(Делают crescendo и diminuendo на звук [э].)

Взмахнёт руками Осень, завоет ветер.

(Делают crescendo и diminuendo на звук [у].)

Затрепещут, задрожат листья на деревьях,

(Произносят «ш-ш-ш…», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями.)

И полетят на землю разноцветным дождём.

(Произносят «п.. п…», постепенно опуская руки.)

(На последнюю фразу воспитатель разбрасывает несколько осенних (бумажных) листиков.)

М.р.: Ребята, кажется ветер стих, всё успокаивается. Посмотрите, ветер расстелил для нас разноцветный ковер. Садитесь, отдохните и прислушайтесь. Может мы ещё что-нибудь услышим.

II. Слушание.

(Звучит «Октябрь. Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года» в исполнении фортепиано.)

М.р.: Я вижу, вы узнали эту музыку! Как она называется и кто её автор? (Ответы детей.)

М.р.: Да. Это знакомое вам произведение «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского. Какое настроение выражено в музыке? (Грустное, печальное, жалобное, тоскливое.) Меняется ли музыка? (В средине звучит немного взволновано, беспокойно.) Какую осень рисует композитор своей музыкой? (Музыка изображает картину поздней осени. Листья облетают с деревьев, дует сильный холодный ветер.)

М.р.: Да, в музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. Хотя в средней части музыка становится более взволнованной и беспокойной, но потом опять она печальная, поникшая. Музыка словно передает печальные вздохи засыпающей природы.

А сейчас послушайте ещё одно знакомое вам осеннее произведение. Давайте их сравним. Какое в ней настроение и какую картину она рисует своими звуками.

(Звучит в записи «Осенний дождь» Р.Гагизова.)

М.р.: Как называется произведение и кто автор? (Ответы детей.) Да это произведение написал башкирский композитор Робер Газизов. Какой характер? (Где-то задумчивая, грустная, а местами взволнованная, светлая, легкая, полётная, танцевальная.) Что вы представляете, слушая эту музыку: только ли картину осеннего дождя? (Музыка изображает, как идёт осенний пасмурный дождь, как ветер кружит листья в своем танце.) Действительно в музыке мы можем услышать 2 разные темы: первая – это как идёт осенний мелкий дождь, глядя на него грустишь и прощаешься с летом, теплом, что эта осенняя красота потихоньку уходит, но вот зазвучала вторая тема – и ты видишь, какая природа осенью красивая, и хочется любоваться этой красотой. Наверное, Р.Газизов хотел своей музыкой нарисовать картину ранней осени.

Сейчас мы послушаем это произведение  ещё раз и попробуем передать через движения музыку осенней природу: девочки будут легкие листочки, которых кружит листопад, а мальчики с султанчиками будут передавать тему дождя.

(Мальчикам раздаются по 2 султанчика. Звучит повторно музыкальное произведение Р.Газизова «Осенний дождь». Дети исполняют танцевальную импровизацию «Осенний дождь и ветерок». После султанчики собираются.)

М.р.: Ребята, кажется, начинается сильный дождь. Давайте спрячемся. Садитесь на стульчики.

Послушайте. Кажется, кто-то в лесу поёт свою песню.

III. Пение.

(Звучит в записи кукование кукушки)

М.р.: Что это за звуки? (Кукушка кукует.) Кажется кукушки дождь нипочём. Сидит себе на ветке и поёт свою песенку для нас.

1. Распевание.

Исполняется песенка «Кукушка» муз. Ш.Кульбарисова, сл. Г.Юнусовой (см. башкирский сборник «Музыка в детском саду» старшая группа / под ред. Кубагушева А.М.)

М.р.: А эхо снова тут как тут. Все повторяет за кукушкой.

(Отрабатываются трудные мелодические ходы для дальнейшего исполнения новой песни.)

М.р.: А дождик всё капает и капает. Но он не страшен, если…

2. Исполняется новая песня «Песенка о зонтиках» муз. и сл. Г.Голевой (см. журнал «Музыкальный руководитель» №5-2008г.)

Далее проводится беседа: О чем песенка? Какой характер? Как бы вы её назвали?

После разучивается 1 куплет песни. Обращается внимание на разное окончание второй музыкальной фразы при повторении. Добиваться чистого интонирования на одном звуке (используется приём «Песенка дождика-барабанщика»). Для чистого интонирования трудных мелодических ходов используется показ направления мелодии рукой.)

М.р.: А у меня тоже есть зонтик. Вот посмотрите. (Показывается маленький зонтик, уже открытый.) Под ним я могу спрятаться. И дождик мне не страшен. Ой, что это на нём? (Показать грибы на зонтике.) Так это был грибной дождик. А какие грибы вы узнали? (Ответы детей.)

А вот это что за гриб:

Глубоко был спрятан он.

Раз-два-три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду! (Гриб-боровик)

Мы знаем с вами песенку про этот грибок. Давайте её вспомним. Может Боровичок услышит её и сам появится. Только сначала вспомним слова песни: слова 1 куплета проговорим с ускорением: от медленного темпа к быстрому;  слова 2 куплета проговорим с разной динамикой: от шепота до громкого голоса; а слова припева – пропоем беззвучно, но с активной артикуляцией. (показывается данный приём, при этом идёт опора на внешнее звучание мелодии). При этом не забывайте произносить четко все окончания слов.

3. Проводится работа над дикцией, правильным звукопроизношением слов в песни «Грибок – боровичок» (муз. и сл. П.Ермолаева).  После песня исполняется по карточкам «Девочки», «Мальчик».

М.р.: Ребята посмотрите, а вот и показался гриб-боровичок (Показывается большой объёмный гриб-боровик из ткани). Да он не один, а с дружком. Что это за гриб? (Показывается большой объёмный гриб-лисичка.) Вы знаете, что грибы любят играть с людьми в прятки. Вот и сейчас они с нами поиграют. А вы будьте внимательны.

4. Проводиться гимнастика для глаз «Боровик – Лисичка» (это упражнение знакомо детям)

Воспитатель и муз. руководитель садятся по краям от детей. У воспитателя в руках объемный гриб-боровик, у муз.руководителя – гриб-лисичка. По сигналу «Боровик!» воспитатель поднимает гриб, дети переводят на него взгляд. На сигнал «Лисичка» – муз.руководитель поднимает гриб и дети переводят взгляд. При этом голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

М.р.: Играли-играли грибы в прятки и слышат, какая-то песенка доноситься из далека. Интересно стало им. Прислушались.

(Исполняется «Музыкальная загадка» на металлофоне – мелодия припева из песни «Осенняя» (муз. и сл. Е.Шаламановой)

М.р.: Узнали вы мелодию? Что за песенка? В исполнении какого инструмента прозвучала мелодия? (Ответы детей.)

Да это природные часы запели песенку про Осень. Давайте и мы вспомним эту песню. И не просто её споем, а сыграем музыку осенних часиков. Когда поём и играем на инструментах нужно обязательно прислушиваться друг к другу.

5. Дети исполняют песню «Осенняя» с оркестровкой на детских музыкальных инструментах: металлофоны (проигрыш), треугольники, колокольчики, цитра.

М.р.: Ребята, слышите, кто-то плачет.

(Воспитатель одевает на руку куклу-лису (Би-ба-бо)

М.р.: Ой, это Лиса. Здравствуй Лисонька. Что ты плачешь?

Лиса: У меня есть любимый красивый платочек. Только он порвался. Вот мне и обидно. (Показывает рванный платочек.)

М.р.: Не плачь Лисонька. Сейчас мы всё исправим. Возьмём иголку с ниткой, ножницы и скоро всё будет готово. А ты пока с ребятами поиграй.  

IV. Ритмика (Музыкально-ритмические движения):

Проводится знакомая башкирская игра «Иголка с ниткой» муз. А.Каримова. (Лиса находится в руках у водящего-«Иголки». В конце Лису одевает на руку воспитатель.)

После игры Лисе накидывается другой такой же платок, но без дырки.

М.р.: Ой, какая ты Лисонькая красавица, а в этом платочке стала ещё краше.

Лиса: Да, я такая красавица, потому что каждый день делаю массаж. Хотите и вас научу.

(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения за муз. руководителем.)

Проводится массаж «Лиса» (М.Картушиной)

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

(движения выполняются соответственно тексту)

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все пальцы стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(все массажирующие движения выполняются от переферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса!

До чего же хороша!

(красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)  

Лиса: Спасибо вам ребята за платок. А это вам – подарки из осеннего леса.

(Передает корзинку с листьями, шишками.) А мне пора. Ждут меня мои лисята. До свидания.

М.р.: И нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит музыку А.Вивальди «Осень» (I часть) из цикла концертов «Времена года». Дети проходят 1 круг.)

М.р.: Ребята вам понравилось в осеннем лесу? Что больше всего? (Ответы детей.)

А эту корзинку вы забирайте с собой в группу, сделаете красивую осеннюю картину он нашем путешествии.

(Муз.руководитель прощается. Дети идут в группу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

Интегрированное занятие по изобразительной и музыкальной деятельности на тему: "Осенняя выставка"

Интегрированное занятие по изобразительной и музыкальной деятельности. Задачи занятия направлены на формирование у детей эстетического отношения к природе, способности наслаждаться многообразием и изя...

Конспект развития непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное искусство и музыкальная деятельность) «Прогулка по осеннему лесу чувашского края»

В материале представлен конспект развития непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие " (музыкальное искусство и музыкальная деятельно...

Рисование "Вновь пришла осень" в подготовительной группе

Закрепить знания детей о смене времен года;Обобщить представления о признаках осени-яркая, красивая, грустная, дождливая-разная осень бывает, настроение меняется от созерцания красок, изменений в прир...

Оформление музыкального зала к празднику осени (Совместная творческая работа музыкального руководителя Маркуниной Елены Александровны и воспитателя Афониной Екатерины Юрьевны ГБОУ школа 1527 г. Москвы с. п 5"Дельфиненок

Цель: создание праздничной обстановки и осеннего настроени, так же создание веселого и праздничного настроения, приобщение детей к русской народной культуре.Задачи: Подготовить помещение для про...

сценарий осеннего музыкального праздника "Путешествие в осенний лес" для средней группы ДОУ

В содержании сценария: описание музыкального праздника, цели, задачи, музыкальный материал. К ребятам на праздник приходит грустная белочка, которая расстроена, что наступила осень. На протяжении всег...

«В гостях у сказки «Репка» с элементами театрализации музыкальное занятияе в средней группе.

Главная цель музыкального воспитания — воспитать не музыкантов, а людей.Задачи:1. Совершенствовать театральные навыки, побуждать передавать в пении характер песни, петь лёгким звуком, чисто...