Музыкально-игровое занятие для детей младшего дошкольного возраста с ЗРР «Рыбки»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Гончарова Наталья Алексеевна

Музыкально-игровая деятельность с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития включает в себя следующие направления:

- развитие слухового восприятия;

- формирование интонационно-ритмических компонентов речи языковой системы;

- стимулирование понимания речи и обогащение пассивного словаря словами и выражениями, связанными с музыкально-игровым взаимодействием;

- стимуляция певческой активности;

- развитие движений ( общей и мелкой моторики);

- развитие сюжетных действий.

Восприятие музыки способствует развитию у малыша предпосылок к непосредственному образному мышлению, образной памяти. Для маленького ребенка характерна и естественна эмоционально-двигательная реакция на музыку, то есть внешние проявления чувств – непосредственные движения, жесты, возгласы. В игровой форме можно приобщить ребенка к слушанию музыки, привить интерес к ней, развить отзывчивость, что послужит не только основой для формирования музыкального вкуса, но и будет стимулировать развитие памяти, речи, мышления, внимания.

Прекрасно развивают восприятие музыки элементы новизны игры с различными предметами: салютиками, ленточками, ша’рфами. Цель использования нарядной атрибутики – подчеркнуть характерные особенности музыкального произведения. Такой подход позволяет активизировать не только слуховое, но и зрительное восприятие малыша, его двигательный и телесный опыт.

Помимо восприятия инструментальной музыки, для развития малыша необходима вокальная музыка. Даже когда ребенок плохо ориентируется в тексте, это не мешает ему чутко реагировать на выразительность интонаций голоса.

Большое значение имеют специально организованные игры с музыкальными игрушками. На первых этапах маленький ребенок подражает взрослому, неосознанно овладевая способами действия с игрушками-инструментами, но «наигравшись», он поднимается на следующую, более высокую ступень.Например, взяв в руки колокольчик, начинает подпевать «динь-динь», бубен «та-та-та», барабан «бум-бум-бум»тем самым проявляя речевую активность.

Формирование ритмической основы слоговой структуры речи предполагает использование приемов ритмизации слов, фраз с помощью введения внешней схемы ритма: прохлопывания, пропрыгивания, простукивания, которые сопровождаются музыкальными аккордами или мелодией.

Работа над формированием элементарных певческих навыков ребенка стимулирует его активную речь. В репертуаре педагога для малышей имеющим задержку речевого развития используются коротки песни с повторяющимися, простыми по звуковому составу словами, куплеты слогового пения. Постоянное повторение одних и тех же фраз, активное выделение звукоподражаний вызывает интерес и стимулирует певческую и речевую активность ребенка.

Целесообразное использование «материнского» метода обучения интонированию создает предпосылки нормализации речевого развития. Этот прием заключается в замедлении темпа пропевания, а также в утрированности интонаций речевой среды.

Учитывая тесную взаимосвязь становления речевого и двигательного анализаторов, в занятия включаются игры для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики с музыкальным и ритмически организованным речевым сопровождением.

Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особый интерес у малыша, так как сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является сильным стимулирующим фактором для активизации внимания маленького ребенка, развития его эмоциональной сферы.

Применение информационно-коммуникативных технологий дает педагогу массу дополнительных возможностей. ФГОС дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть ИКТ и способность применить их в воспитательно-образовательном процессе. Анимационные картинки, мелькающие на экране, позволяют концентрировать непроизвольное внимание маленьких детей. Образовательный процесс становится ярким, эмоциональным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybki.docx15.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-игровое занятие для детей младшего дошкольного возраста с ЗРР «Рыбки»

Цель. Создание условий для стимуляции речевой активности в процессе музыкально-игровой деятельности.

Задачи.

Приобщать детей к основным видам музыкальной деятельности через игровые ситуации;

вызвать положительный эмоциональный отклик на музыкальные произведения, связанные с образом рыбки;

развивать движения общей, мелкой и артикуляционной моторики; слуховое и зрительное восприятие; ритмический, интонационный, тембровый слух в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами;

формировать навык активного подпевания звукоподражаний;

способствовать развитию социальных навыков, элементарных правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, навыков игровой деятельности детей.

Дети заходят в зал, предлагаю поздороваться с гостями.

Доброе утро всем, кто проснулся

Доброе утро, кто улыбнулся

Глазки откройте и посмотрите

Мы всех вас любим, и вы нас любите

Приветствие «Это я!»

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спина. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

А вы знаете, что сегодня в гости к нам заплыла рыбка, очень красивая, но совершенно молчаливая. (показываю рыбку-игрушку)

Моя рыбка все время молчит,

Не кричит, не рычит, не ворчит,

Не пойму, почему? Вот беда!

Может, в рот ей попала вода?

Рыбка умеет кричать? Рычать? А ворчать может? Что умеет делать рыбка(плавать, ротик открывать)

Я предлагаю посмотреть, что ещё умеет делать рыбка.

Просмотр презентации «Рыбы» Артикуляционная гимнастика.

(рыбка умеет улыбаться, вытягивать губы трубочкой, открывать и закрывать рот, показывать зубы)

Рыбка всегда молчит, а коровка как подает голос? А киска? Ежик?

Будем смотреть на картинки и петь.

Пальчиковая гимнастика под песню «Какая у кого песенка?»

О. Вациетис, Т. Боровик

(Стимуляция речевого и умственного развития детей. Презентация)

Где живет рыбка(в воде) Наша рыбка не умеет говорить, но она очень хорошо умеет нырять и плавать. Поймаем рыбку? Смотрите, как только рыбка вынырнет из воды, нужно хлопнуть в ладоши.

Игра «Поймай рыбку» (презентация)

Превратим наши руки в рыбок и покажем, как же они плавают.

Пальчиковая игра «Рыбка плавала» (на развитие крупной и мелкой моторики)

Посмотрите, у нашей рыбки много подружек, скорее пустим их в воду. Рыбки без воды не могут жить.

(Пускаем рыбок в воду, дети слушают песню и смотрят на рыбок)

Слушание и подпевание песни «Рыбка плавает в водице» Н. Березовская

Вы хотите поплавать в синем море как рыбки? Возьмем волшебных рыбок (лежат отдельно) и они прокатят нас по волнам.

Двигательное моделирование с предметом. «Аквариум» К. Сен-санс

Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движение. (Соответственно музыке комментирую движения детейкоторые держат в руках маленьких рыбокрыбки плавают по всему синему морю, то выше, то ниже, виляют хвостиками, останавливаются, кружатся, а потом рыбки ныряют под воду (накрываем детей полотном, то пробегаются по волнам (дети пробегают по ткани)

Наши рыбки проголодались. Нам нужно приготовить для них корм. Что рыбки едят(ответы) Для них мы сейчас приготовим толстеньких червячков. Оставьте рыбок в море и пройдем к песочницам. (В песочнице дети пальцем рисуют червяков)

Рисование червячков

Ой, рыбки заскучали, повеселим их?. Смотрите внимательно. Когда рыбки танцуют на волнах, будем играть на бубнах, а как только они уплывут на дно под воду, позвоним колокольчиками.

Оркестр. «Танец для рыбок»

Мы повеселили наших рыбок, приготовили много вкусных червячков, а теперь можно позагорать на ласковых морских волнах и погреть свои животики на солнышке. (качают рыбок взявшись за края ткани)

Релаксационная рефлексия «Колыбельная» В. -А. Моцарт

Дети кладут рыбок на ткань, берутся с взрослыми за края и под музыку то поднимают, то опускают ткань.

Молодцы, ребята!

Пели, весело играли,

Наших рыбок забавляли,

Но немножечко устали

Вы, ребята, отдохните

И сюрпризы получите.

Это будет нам секрет

И от рыбок всем привет! (конфетки-червячки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста "Рыбки живые и игрушечные "

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку занятия с детьми младшего дошкольного возраста-от 1, 5 до 2-х лет. В ходе занятия идет знакомство детей с живыми и игрушечными рыбками, расширяются и ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Музыкально-игровая сказка «Золушка» для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал содержит в себе сценарий сказки и поэтапный план подготовки...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей    младшего возраста&raqu...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста : "Подбери хвост рыбке"

Цель игры: закрепление сенсомоторных навыков.Задачи:1)развитие ловкости рук и мелкой моторики;2)закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений;3)развитие воображения, мышления;4)закреп...