Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр и приобретение навыков элементарного музицирования в шумовом оркестре.
методическая разработка по музыке (младшая группа)
Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр и приобретение навыков элементарного музицирования в шумовом оркестре.
Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса, которые будут способствовать формированию и развитию гармоничной и творческой личности с хорошим эстетическим вкусом, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Музыкальная деятельность этому очень способствует- именно от того как дети получат свой первый творческий опыт, впечатления и навыки, будет зависеть то, насколько ребенок раскроется, будет чувствовать себя успешным.
Эмоциональное здоровье, положительное мироощущуние, музыкальный вкус, творческое воображение, развитие всех тонких сфер души человека, его внутренней красоты-моя приоритетная задача и мой личный вклад в каждого малыша.
Ведущим методом в дошкольном воспитании и образовании был, есть и будет игровой. Кто из детей не любит послушать сказку, перевоплотиться в героев и поиграть в нее, а точнее озвучить ее. Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. На самом деле «Сказки-шумелки» не являются столь инновационными, это скорее отголоски хорошо известной системы Карла Орфа «Шульверк» (учусь, делая). Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психологии ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего Шульверка.
Конечно, в полном объеме внедрять систему К.Орфа в условия дошкольного воспитания нецелесообразно, но элементы этой системы органично вписываются в задачи современного образования: «меньше обучать-больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей.
Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказок сначала я вместе с детьми имитируем различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки (жужжание пчел, полёт совы, голос лягушки). Затем к каждому герою подбираем похожие по звучанию инструменты, передаем ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц). Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.
В процессе работы я увидела, что музыкальные инструменты для детей – всегда чудесны, необыкновенны, притягательны. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах: барабане, погремушке, колокольчике, металлофоне, дудке, свистульке. Детей привлекает не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки.
Алгоритм работы со сказкой:
- Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
- Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
- Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
- Озвучивание сказки.
Важно знать методику рассказывания сказки-шумелки
1.Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.
2.Определить, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста.
3.Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
4.Инструмент брать в руки только для игры и затем откладывать.
5.Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
6.Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.
7.Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Благодаря сказкам-шумелкам формируются навыки сотрудничества и сотворчества. С помощью сказок – шумелок и игре на шумовых инструментах дети, которые были замкнутые, раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.
Сказки-шумелки закладывают хорошую основу для приобретения элементарных навыков музицирования. В старшем возрасте у детей появляется потребность и желание в совместном музицировании, им хочется исполнить в оркестре какую-то партию, например на металлофонах или на треугольниках, что требует определенных знаний и умений. Работа над развитием чувства ритма продолжается, но уже в других игровых формах. Это могут быть карточки с ритмослогами, где изображены большие и маленькие предметы, которые соответствуют длинным и коротким длительностям: П I I I
Большим интересом у детей пользуются музыкально-ритмические игры с использованием мультимедийных технологий: «Зайчики и белочки», «Полька бабочек», «Дождик», «Гномики», «Ромашковые ритмы», «Поймай снежинку» и т. д.
Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, ребенок вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние музыкально-ритмических упражнений на развитие двигательных навыков дошкольников
консультация для воспитателей...
Мастер-класс "Вариативные формы музыкально-ритмической деятельности"
Музыка, движение – это средства, которые благотворно воздействуют на здоровье ребёнка. Музыкально - ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональ...
Консультация для воспитателей «Сказки – шумелки», как инновационная форма музыкально-ритмических игр»
Консультация для воспитателей «Сказки – шуме...
Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...
"Сказки - шумелки как инновационная форма музыкально - ритмических игр"
Консультация для воспитателей...
Презентация: "Инновационные формы работы по формированию культурно-гигиенических навыков в музыкальной деятельности"
Представлены формы работы по формированию культурно-гигиенических навыков...
Консультация для воспитателей «Сказки – шумелки», как инновационная форма музыкально-ритмических игр»
Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку д...