Конспект муз занятия " музыкальная лаборатория"
методическая разработка по музыке (старшая группа)
с использованием технологии исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razrabotka.docx | 18.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального занятия
«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
с использованием технологии исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться различными техническими средствами.
Обучающие задачи:
1. Обучение детей в умении устанавливать причинно – следственные связи.
2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.
Развивающие задачи:
1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные задачи
Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Оборудование: деревянные , металлические, пластмассовые линейки, стакан стеклянный, деревянные палочки, листы бумаги (А4), целлофановые пакеты, картонные трубы, аудиозаписи.
Ход совместной деятельности:
Под веселую музыку дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук.
(На экране слайд презентации)
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?
Дети: - Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой.
Педагог: - Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука? (Выслушиваются варианты ответов детей; необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.)
Педагог: - Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях.
(На экране появляется фотография научной лаборатории.)
Педагог: - Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Нам придётся провести научные исследования.
А что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Их нельзя увидеть
Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать,
Что же это?
Дети: - Звуки.
Педагог: - Правильно, это звуки! А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Дети отвечают: - Не интересной! - Не яркой! - Скучной!
Педагог. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
Дети отвечают: - Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.
- Звуки бывают громкие и тихие.
- Звуки высокие и низкие.
- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.
- По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.
Педагог. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто – нибудь знает о том, что такое – звук? На эти вопросы нам поможет ответить эксперимент. Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные предметы, палочки, линейки, бумага и другие. Мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории.
Но для начала предлагаю вам игру. Я буду читать стихотворение «Пробуждение» С. А. Коротаевой , а вы будете все изображать голосом.
Листочки на ветках шуршали шшш- тихим голосом
Капельки в гости звали.
Капельки к ним прилетели
и звонкую песню запели.
кап-кап-кап—нисходящим звуком
От звона проснулся ветер
И разбудил всех на свете:
ууу - с изменением звуков, помочь
рукой
Кошку и с ней котенка, мяу – мяу - мяу
Спавшего в люльке ребенка, уа-уа-уа
Болотных зеленых лягушек ква-ква-ква
И даже ворчливых старушек. бу-бу-бу
Злую собаку, гав-гав-гав
Назойливых мух. з-з-з-з
Вскоре проснулся крикливый петух.
Звонко пропел он
ку-ка-ре-ку
И заблестела роса на лугу. о-о-о точечно, отрывисто
Солнышко тоже проснулось,
И ласково всем улыбнулось!
все запели «А»
Педагог: Ребята, мы сейчас изображали звук голосом.
Педагог. А как вы думаете, есть ли звук у обычного листа бумаги?( подходят к 1 столику)
Давайте попробуем, потрясем лист. Что происходит с листом бумаги?
Дети: - Шелестит, шуршит.
Подойдем к следующему столу, и посмотрим что на нем лежит?
Дети. Это целлофановые пакеты.
Педагог. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы пакет зазвучал?
Дети. Смять, потрясти, потереть.
Педагог. Какой звук у целлофанового пакета?
Дети. Хрустит, шелестит. По звуку похожи со звуком бумаги.
Педагог. Правильно.
(Подходят к следующему столику)
Педагог. А как вы думаете, есть ли звук у линейки? Давайте попробуем. У нас на столе есть разные линейки : металлическая, деревянная и пластмассовая линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) . Линейки разные, значит и звуки будут тоже разные. Какой звук у деревянной линейки?
Дети. Деревянный, глухой.
Педагог. А у пластмассовой? ( пластмассовый, глухой, но громче звучит)
А у металлической?( металлический, звонкий)
Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.
Педагог: - Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Здесь мы видим стеклянный сосуд (стакан). Попробуем извлечь из него звук. Что нужно для этого сделать?
Дети. Ударить, стукнуть.
Педагог. А теперь каждый возьмите палочку, и по очереди ударьте по нему. Какой звук мы слышим?
Дети. Стеклянный, звонкий.
Педагог. На этом столике мы видим трубы.
……
Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент?
Дети: - Различные предметы издают различные звуки.
Педагог: - Правильно, коллеги! Звук любого предмета зависит от того, из какого материала он сделан.
Педагог: - Ребята, вы замечательно справились с заданием!
А сейчас я предлагаю вам исполнить музыкальный номер, показать , как с помощью разных предметов можно сыграть музыку.
Исполняется техно-шумовой оркестр .( С использованием интерактивной доски, технология ритмо- формулы)
Педагог:- И завершить наше занятие я хочу стихотворением Андрея Усачева:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
Педагог: - До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Музыкальная викторина «Волшебной музыки страна».
Открытое занятие «Музыкальная викторина «Волшебной музыки страна». Цели: в игровой форме развивать музыкально-эстетический вкус, коммуникативные качества, познавательный интерес детей, а та...
Конспект комплексного занятия (музыкальное воспитание + физо) в ЦИПРе "В гости к Зайке"
Конспект комплексного занятия (музыкальное воспитание + физо) в ЦИПРе "В гости к Зайке"...
Конспект открытого занятия музыкального руководителя с детьми второй младшей группы «Весна на птичьем дворе»
Музыкальное занятие с детьми младшего возраста. Тематическая направленность: признаки весны, домашние птицы, мама и детки. Консп...
Конспект интегрированное занятие (музыкальная, театрализованная, конструктивная деятельность) «Наш веселый зоопарк» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Интегрированное занятие в рамках проекта "Наши меньшие друзья", презентация к занятию прилагается...
Конспект тематического занятия "Музыкальная игротека"
Конспект занятия построен на заранее изученном музыкальном материале с использованием ударно-шумовых инструментов....
Конспект интегрированного занятия "Музыкальные инструменты своими руками"
Конеспект интегрированного занятия для подготовительной к школе группы. Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Р...
Конспект родительского клуба "Музыкальная лаборатория"
Цель: Расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности средствами музыки.Задачи: Развивать креативные способности детей и родителей в сов...