Голосо-речевой тренинг для детей старшего дошкольного возраста
картотека по музыке (старшая группа)
Как развивать ккрасивую речь у детей дошкольного возраста? Предлагаем легкие и простые упражнения для развития выразительной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gloso-rechevoy_trening_nsportal.docx | 24.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Голосо-речевой тренингс элементами актерского мастерства
для детей 6-7 лет
Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса.
Цели:
- развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками
- развивать умение изображать эмоции, используя голос, мимику, жесты
- развивать интонационную выразительность
- развивать творческий потенциал каждого ребёнка, способности к импровизации
- формировать творческое воображение, фантазию
Оборудование:
- музыкальная аппаратура, фонограммы;
- пиктограммы эмоций
Артистическая разминка «Поздороваемся»
Скажем: «Доброе утро!» со следующей интонацией:
- с радостью
- с удивлением
- как президент страны
- как хитрая лиса
- как злой волк
- как уставшая бабушка
- как добрая мама, когда будит ребёнка
Дыхательная гимнастика:
Первый вид дыхания – спокойное (плавно звучащая речь “Ночной лес”)
Упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш
Второй вид дыхания – волевой, на сдержанном темпераменте
- “насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
- “лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)
Опора звука:
Самое важное в речи: звук должен опираться не на голосовые связки, а на диафрагму.
Упражнение ”Подлаивание”
- собака проснулась: ав!ав!ав!
- цирк: алеее-Ап!
- команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Игра на развитие дикции «Снежки»
Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками: птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги…, вспи…, взжи…, вздри… и тд…
Затем «играем в снежки». Произносим четко и громко, бросая воображаемый снежок, скороговорки:
«Жужжит над жимолостью жук»,
«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»,
«В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега»,
«Шесть мышат в камышах шуршат»
Упражнение "Эхо".
Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо», необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посыла звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор». А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки
«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку»
«Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз»
Диапазон голоса
(регистры: нижний, средний высокий)
Упражнение «Медвежонок по весне»
Маленький медвежонок просыпается весной в берлоге. Звук «а» - низкий регистр (руки на животе), лучик солнца пробился в берлогу – средний регистр (руки на груди), высунул голову и увидел солнышко – высокий регистр (руки на голову). Затем произнести звук
«а-а-а-а-а» вверх-вниз без пауз. (далее «о, у, и, э, ы)
Скороговорка на развитие диапазона:
Шли семеро стариков,
Говорили старики про горох.
Первый говорил горох хорош,
Второй говорил горох хорош,
Третий говорил горох хорош,
Четвёртый говорил горох хорош,
Пятый говорил горох хорош,
Шестой говорил горох хорош,
Седьмой говорил горох плох!!!
Виды эмоций
Показать эмоции при помощи мимики и жестов:
радость грусть удивление испуг злость неприязнь
Интонационная выразительность.
Фразы: «Ну вот и всё…», «Я люблю манную кашу», «Ура! Скоро новый год!»
Произнести:
- кровожадно,
- печально,
- радостно,
- злостно,
- удивлённо,
- устало.
Скороговорки с жестом и движением:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!!!
Стихи в движении:
Дети самостоятельно, либо с помощью педагога придумывают жесты и движения к стихотворениям, при этом используют мимику, навыки «оценки».
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы — шофёры хоть куда!
Песня в движении «Виноватая тучка»
Анализ литературно-музыкального материала: про что песня, какие картины видения возникают при чтении текста песни, о чем песня.
Голос и дикция
Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.
2.1. Голос. Атаки:
мягкая – свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая – связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная – воздух выдыхается до смыкания связок – голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм – до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”
2.2. Опора звука:
САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ.
”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя – не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У
2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):
Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!
3. Диапазон голоса.
Понятие диапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.
Упражнения: (Используем “подлаивание”)
1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).
2) ”Гулянки”
Айда гулять!
Уля
Оля
Эля
Аля
3) “Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж
4. Сила голоса
Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой – вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.
Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)
2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)
3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!
5. Темпо-ритм речи
Иными словами – это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) – Говорили про Прокоповича.
- Про какого, про Прокоповича?
- Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) – Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
- Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
- Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Веселинки и Грустинки"
Тема занятия: Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста "В гостях у Веселинки и Грустинки", продолжительность занятия 25 минутСостав группы: в занятии принимают участие 5 ...
Коммуникативный тренинг для детей старшего дошкольного возраста (с использованием ИКТ) "Играем вместе"
Коммуникативные игры развивают у детей навыки общения, взаимопомощи, умение работать в паре, повышают самооценку....
Танцевально-экспрессивный тренинг для детей старшего дошкольного возраста
Танцевально-экспрессивный тренинг для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект тренинга для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в город Чистоты и Порядка".
С целью формирования у детей основ здорового образа жизни и привития основных гигиенических навыков для детей старшего дошкольного возраста был проведен тренинг "Путешествие в город Чистоты...
Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Страна понимания».
Тренинг направлен на развитие коммуникативных способностей....
Конспект игрового тренинга для детей старшего дошкольного возраста «Это мое имя»
Конспект игрового тренинга для детей старшего дошкольного возраста «Это мое имя» Задачи:1. Идентификация ребенка со своим именем, ...
Тренинг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей на тему "По следам Буратино" в рамках Клуба "Будущий Первоклассник"
Тренинг на тему: «По следам Буратино» для детей и родителей направленный на развитие коммуникативных навыков, речи, мышления, внимания и мелкой моторики....