План самообразования «Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических пособий и игр».(2024-2025)
материал

Музыкально-дидактические пособия и игры помогают детям активно войти  в мир  музыки, стимулировать  развитие  музыкально-сенсорных  способностей, научить  различать свойство музыкального  звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_na_24-25.docx23.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:  «Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических пособий и игр».(2024-2025)

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании  дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

           В  своей  работе  мы  мало времени  уделяем   дидактическим  пособиям  и  играм.         Работа по музыкально-сенсорному  воспитанию  организовывается  не  всегда  на  должном  уровне. Это  объясняется  недостатком  материальной  базы, отсутствием  в  торговой сети  готовых музыкально-дидактических пособий. Со  временем  пришло понимание  значимости  и  ценности  музыкально-сенсорного  развития и применение  дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

         В чём же  ценность  дидактических  игр  и  пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому  пониманию, вызывают  интерес и  желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование  у  детей  музыкальных  способностей; в доступной игровой  форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактический игр в работе с детьми.

            Цель работы заключалась в том, чтобы помочь детям активно войти  в мир  музыки, стимулировать  развитие  музыкально-сенсорных  способностей, научить  различать свойство музыкального  звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

           Цель работы определила и поставила следующие задачи:

1)  Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;

2) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально- дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;

3)  Наработать вспомогательный музыкально- дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;

4)  Проанализировать полученные результаты.

Литература:

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп./ общ. ред. М. Шуаре; Вст. Статья Ю. В. Ванникова; Послесл. Л. И. Айдаровой и Э. Е. Захарова. - М.: Прогресс, 1989.  

2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

3. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

4. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.

5. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

6. Игры и игровые упражнения / Под ред. Е. И. Коваленко. – К.: 2007.

7. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982.

8. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. – В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. Тезисы докладов.- М.: Педагогика, 2003.

9. Лозовая В. И., Троцко А. В. Теоретические основы воспитания и обучения: Научное пособие / ХГПУ им Г. С. Сковороды. – 2-е изд. иправл. и дополн. – Харьков “ОВС”, 2002. – 400с.

10. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

11. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. – М.: Просвещение, 1990.

12. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно – методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985.

13. Журналы  "Музыкальный руководитель","Дошкольная педагогика"

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

1.Определение музыкально-дидактической игры

2.Диагностика

1.Изучение теоретического материала по данной теме

2 Разработка диагностических карт

1.Анализ диагностики (построение диаграммы)

2. Консультации для воспитателей и родителей  

октябрь

1.Развитие памяти и слуха

2. Развитие звуковысотного суха

1.Изучение теоретического материала по данной теме

2. Разработка музыкально-дидактических игр и применение их на музыкальных занятиях

1. Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы:  «Три танца», "Времена года», "Кто композитор"

Для старшей группы:  "Песня-танец-марш", "Сложи песенку", "Солнышко и тучка"

2. «Куда идет музыка?» "Дан-дон-динь", "Сколько звуков слышишь", "Музыкальная лесенка"

Старшая группа:

"Ступеньки", "Узнай песенку"

ноябрь

1. Ритмический слух

2. Тембровый слух

1.Изучение теоретического материала по данной теме,

2. Разработка музыкально-дидактических игр и применение их на музыкальных занятиях

1. Подготовительная группа: «Ритмические палочки», "Веселый паровоз", "Придумай свой ритм", "Волшебные барабаны"

Старшая группа:

"Веселые капельки", "Гусеница", "Ритмические палочки"

2. "Догадайся, кто поет", "Угадай, что играет"

декабрь

Динамический слух

1.Изучение теоретического материала по данной теме,

2. Разработка музыкально-дидактических игр и применение их на музыкальных занятиях

1. "Звенящие колокольчики", "Громко тихо запоем".

2. Развлечение "Музыкальный магазинчик"

январь

Проведение мониторинга

Анализ мониторинга

Обобщение результатов мониторинга, выступление на педагогическом совете

Февраль

Развитие чувства ритма, способности активно переживать музыку, ощущать  эмоциональную  выразительность  музыкального  ритма и точно его  воспроизводить

1.Изучение теоретического материала по данной теме

2. Разработка музыкально-дидактических игр и применение их на музыкальных занятиях

3. Разработка сценария развлечения "Чудо-остров" с использованием знакомых музыкально-дидактических игр

Игры с пением на развитие ритма: «Я иду с цветами», «Часы», «Волк  и  козлята»

Игры с использованием музыкальных инструментов: «Кого зовет музыка» (бубен, дудочка, металлофон и ложки)

март

Прием оркестровки для дифференцировки восприятия как способ  развития музыкального творчества ребенка.

Изучение теоретического материала по данной теме, программы "Сузуки"

1."Развлечение "Чудо-остров"

2.Доминантное занятие "Укрась музыку"

3.Консультации для родителей

апрель

Познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение.

Синтез ритмизованных звучащих жестов, движения и мелодекламации или пения в условиях музыкально-игрового общения

Подготовка тематического развлечения по «Весенние голоса»

май

Проведение мониторинга

Анализ мониторинга

Обобщение результатов мониторинга, выступление на педагогическом совете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, средствами музыкально-дидактических пособий и игр

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе совместной деятельности.- Формировать умение вслушиваться в инструкцию, понимать обращённую речь, стимулировать речевую деятельность.- Вырабат...

План самообразование Тема: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».

План самообразования воспитателя старшей группы "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр"....

План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Проблемы развития творческих способностей дошкольников находитсясегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающихв сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требова...

Тема самообразования «Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - ритмической деятельности»

Одним из самых привлекательных видов деятельности для детей старшего  дошкольного возраста является движение под музыку.         На танцевальных занятиях д...

Статья: «Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Основная идея моего опыта работы: развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста, путем применения музыкально-дидактических игр во всех видах музыкальной деятельности.  Цель мо...