Развитие музыкальных способностей и задатков
проект по музыке
Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие потребностям музыкальной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.
Большинство авторов разделяют способности на общие и специальные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 29.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЗАДАТКОВ
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности /Кирнарская Д.К.
Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие потребностям музыкальной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.
Большинство авторов разделяют способности на общие и специальные.
Виды способностей
Общие способности | Специальные способности |
Система интеллектуальных свойств | Система свойств, обеспечивающая |
Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных
способностей образует более широкое понятие – музыкальная одарённость.
К её показателям относятся:
- блестящие музыкальный слух и память
- пластичный, скоординированный двигательный аппарат;
- необычайная обучаемость;
- работоспособность в музыкальной деятельности.
Способности не даются человеку в готовом виде при рождении, а
формируются при жизни в деятельности
Человек не рождается со способностями. Врождёнными могут быть
только задатки.
Задатки – особенности строения мозга и нервной системы, органов
чувств и движений, функциональные особенности организма, данные
каждому человеку от рождения
Психологи утверждают:
- задатками музыкальных способностей выступают основные
сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и другие
функции человеческой психики (В. П. Анисимов и др.); - «задатки взаимосвязаны со предпосылками к их развитию»;
- Способностями и являются тяготение ребёнка к определённой деятельности — первый признак зарождающейся способности;
- дети одарены ко всем видам художественного творчества;
- это —возрастная одарённость, сензитивность к развитию способностей во всех видах художественной деятельности, в том числе и
музыкальной.
Условия музыкального развития ребёнка
Первичные условия музыкального развития
- Звуковысотный слух
- Чувство ритма
- Музыкальная память
Музыкальное воздействие на ребёнка в пренатальный период, пребывание его в насыщенной музыкальной среде и слуховой опыт способствуют созреванию необходимых нервных связей в структуре мозга. Всё это как бы «включает» природные задатки, которые предопределены генетически
или анатомически.
Важным фактором развития музыкальных способностей выступает интенсивность и планомерность обучения, сказывающаяся как на музыкальном, так и на общем уровне развития ребёнка.
Характеристика музыкальных способностей
Музыкальные способности – это способности необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Они объединяются в понятие музыкальность.
Музыкальность – комплекс способностей необходимых для осуществления всех видов музыкальной деятельности (Б.М. Теплов).
Ведущие компоненты музыкальности:
- Эмоциональный отклик на музыку (способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на неё. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален)
- Музыкальный слух (способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности)
Выделяют несколько видов музыкального слуха:
Музыкальный слух:
- Звуковысотный (различение высоты звуков)
- Мелодический (восприятие одноголосной мелодии)
- Гармонический (восприятие созвучий, многоголосия)
- Тембровый (различение окраски звуков);
- Динамический (различение силы звука)
Основные музыкальные способности
Отечественный психолог Б.М. Теплов в структуре музыкальности выделяет три основные способности:
Структура музыкальности
- Ладовое чувство (восприятие мелодического движения)
– эмоциональный компонент музыкального слуха - Музыкально-слуховые представления или звуковысотный слух (способность звуковысотного отражения мелодии)
- Чувство ритма способность активного двигательного переживания
музыки, ощущение его воспроизведения
В детском возрасте характерное проявление ладового чувства –
любовь и интерес к слушанию музыки
Музыкально-сенсорные способности – это слуховое восприятие отдельных качеств музыкальных звуков (высота, тембр, динамика, длительность), лежащее в основе познания музыки
Характеристики музыкально-сенсорных способностей:
- различение свойств музыкальных звуков;
- различение их выразительных соотношений;
- качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту;
- выделение комплекса других звуков;
- различение их выразительного звучания;
- воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на
музыкальном инструменте; - комбинирование звуковых сочетаний;
- сопоставление с принятыми эталонами.
Сенсорное воспитание предполагает решение следующих задач:
- формирование слухового внимания детей;
- концентрация внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;
- умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых
комплексов.
Ведущие компоненты музыкальности
Структура музыкальности:
ведущие компоненты музыкальности
- Эмоциональный отклик на музыку
- Тонкость эмоциональных переживаний
- Творческое воображение
- Художественное восприятие мира
- Эмоциональное реагирование на музыку
- Музыкальный слух
- Звуковысотный слух
- Мелодический слух
- Гармонический слух
- Тембровый слух
- Динамический слух
- Музыкальные сенсорные способности
- Высота
- Тембр
- Динамика
- Длительность
- Основные музыкальные способности
- Ладовое чувство
- Восприятие эмоциональной выразительности мелодии
- Чувствительность к точности интонации
- Музыкально-слуховые представления
- Воспроизведение мелодии по слуху
- Чувство ритма
- Темп
- Музыкальный метр
- Ритмические единицы в музыке
Способности к различным видам музыкальной деятельности
Способность восприятия
- Способность целостного восприятия
- Способность дифференцированного восприятия
Исполнительские способности
- Чистота певческих интонаций, качество звукообразования
- Координационность, согласованность движений рук (игра на инструментах)
- Пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой
Творческие способности
- Способность творческого воображения при восприятии музыки
- Способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на
- инструментах
Характеристика музыкального развития детей
Наиболее сензитивным для развития музыкальных способностей детей считается период от 2 – 2,5 до 11 – 13 лет.
Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идёт по возрастающей линии.
Музыкальное развитие
- Непроизвольные отклики на музыку
- Импульсивные стремления петь, двигаться под музыку
- Смутные приятные ощущения восприятия звуков
- Эстетическое отношение к музыке
- Выразительное исполнение
- Эмоциональное и сознательное слушание произведения
Сензитивность (от лат. чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций.
Развитие музыкальных способностей
Все способности развиваются в деятельности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех
видах музыкальной деятельности, но лучше всего она развивается при:
- восприятии музыки (предшествует и сопутствует всем видам
музыкальной деятельности); - музыкально-ритмических движениях, так как проявляется ярче
всего в ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и
чувстве ритма.
Ладовое чувство может успешно развиваться в процессе:
- восприятия музыки (её узнавания, определения, закончилась ли
мелодия); - пения (дети контролируют слухом правильность интонации).
Музыкально-слуховые представления – в видах деятельности,
которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в
пении, в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях, соответствующих характеру окраске музыки (согласованность ритма движений и музыки).
Диагностика музыкальных способностей
Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать развитие музыкальных способностей детей. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трёх основных музыкальных способностей по Б.М. Теплову:
1) ладовое чувство,
2) музыкально-слуховые представления;
3) чувство ритма.
Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях.
Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.
Ладовое чувство
Один из показателей ладового чувства – любовь и интерес к слушанию музыки:
- внимание детей во время слушания, внешние проявления (двигательные, мимические, пантомимические), просьба повторить произведение, наличие любимых произведений и т. д.;
- высказывания детей о прослушанной музыке, о её характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»);
- умение различать устойчивые и неустойчивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, чувствительность к точности интонации.
Музыкально-слуховые представления
Они проявляются в двух видах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах.
В зависимости от возраста детей задания могут усложняться, например:
- пение хорошо знакомой мелодии с сопровождением, и без него;
- пение малознакомой или незнакомой мелодии, несколько раз прослушанной;
- подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки или несколько раз прослушанной;
- подбор мелодий и т. д.
Чувство ритма
К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки.
Дети, начиная с 5 лет могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.
Для каждой возрастной группы определяются показатели и
задания, которые позволяют судить о динамике развития
музыкальных способностей (табл. 1-4). Диагностика может
проводиться педагогом в течение нескольких занятий.
Некоторые задания дети выполняют небольшими группами,
другие — индивидуально.
Параметры и критерии диагностики музыкальных способностей
Основные | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Ладовое чувство | Яркое | Внешние проявления эмоциональности при прослушивании, недостаточное внимание | Отсутствие |
Музыкально-слуховые | Чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, точность | Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой |
|
Чувство ритма | Чёткое воспроизведение в | Воспроизведение в хлопках | Неправильное воспроизведение ритмического |
К диагностике музыкальных способностей детей
Младшая группа
Ладовое чувство | Музыкально- | Чувство ритма |
1. Внимание 2. Просьба повторить | Подпевание знакомой мелодии с сопровождением | Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии |
Средняя группа
Ладовое чувство | Музыкально- | Чувство ритма |
1. Внимание | Подпевание знакомой | Воспроизведение |
Старшая группа
Ладовое чувство | Музыкально- | Чувство ритма |
1.Внимание 8. Окончание на тонике начатой мелодии | Пение знакомой мелодии с сопровождением. | Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных |
Список литературы
1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания
детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Академия, 2005.
320 с.
2. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.В.
Гончарова, Ю.С. Богачинская. — 3-е изд., стер. — М.: Академия,
2014. 256 с.
3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста: учеб. пособие для вузов / А.Н.
Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
4. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты – XXI век,
2007. 367 с.
5. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И, Тарасова К.В. и др. Психология
музыкальной деятельности: Теория и практика. М.: Академия, 2003.
367 с.
6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное
воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк.
воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.
Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....
Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»
https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg ссылка на видео-презентацию Опыта работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...
Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»
Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...