Развитие музыкальных способностей и задатков
проект по музыке

Горлова Шахноза Ибрагимовна

Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие потребностям музыкальной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.
Большинство авторов разделяют способности на общие и специальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx29.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЗАДАТКОВ

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности /Кирнарская Д.К.
Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие потребностям музыкальной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.
Большинство авторов разделяют способности на общие и специальные.

Виды способностей

Общие способности

Специальные способности

Система интеллектуальных свойств
личности (внимание, память, мышление,
волевые качества, грамотная речь,
работоспособность и др.), обеспечивающая лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и в познании действительности.
Они носят универсальный характер,
т. е. присущи всем и являются основополагающими в обеспечении успешности в той или иной деятельности.

Система свойств, обеспечивающая
при прочих
равных условиях
высокие достижения в познании,
творчестве, в специальной области
деятельности
(например,
музыкальной).
Для них необходимы особые
задатки, которые присущи не всем.
Однако специальные способности
могут быть развиты при длительной
и упорной тренировке.



Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных
способностей образует более широкое понятие
– музыкальная одарённость.
К её показателям относятся:

  • блестящие музыкальный слух и память
  • пластичный, скоординированный двигательный аппарат;
  • необычайная обучаемость;
  • работоспособность в музыкальной деятельности.

Способности не даются человеку в готовом виде при рождении, а
формируются при жизни в
 деятельности

Человек не рождается со способностями. Врождёнными могут быть
только
задатки.

Задатки – особенности строения мозга и нервной системы, органов
чувств и движений, функциональные особенности организма, данные
каждому человеку от рождения
Психологи утверждают:

  • задатками музыкальных способностей выступают основные
    сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и другие
    функции человеческой психики (В. П. Анисимов и др.);
  • «задатки взаимосвязаны со предпосылками к их развитию»;
  • Способностями и являются тяготение ребёнка к определённой деятельности — первый признак зарождающейся способности;
  • дети одарены ко всем видам художественного творчества;
  • это —возрастная одарённость, сензитивность к развитию способностей во всех видах художественной деятельности, в том числе и
    музыкальной.

Условия музыкального развития ребёнка

Первичные условия музыкального развития

  • Звуковысотный слух
  • Чувство ритма
  • Музыкальная память

Музыкальное воздействие на ребёнка в пренатальный период, пребывание его в насыщенной музыкальной среде и слуховой опыт способствуют созреванию необходимых нервных связей в структуре мозга. Всё это как бы «включает» природные задатки, которые предопределены генетически
или анатомически.
Важным фактором развития музыкальных способностей выступает интенсивность и планомерность обучения, сказывающаяся как на музыкальном, так и на общем уровне развития ребёнка.

Характеристика музыкальных способностей

Музыкальные способности – это способности необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Они объединяются в понятие музыкальность.
Музыкальность – комплекс способностей необходимых для осуществления всех видов музыкальной деятельности (Б.М. Теплов).

Ведущие компоненты музыкальности:

  • Эмоциональный отклик на музыку (способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на неё. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален)
  • Музыкальный слух (способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности)

Выделяют несколько видов музыкального слуха:

Музыкальный слух:

  1. Звуковысотный (различение высоты звуков)
  1. Мелодический (восприятие одноголосной мелодии)
  2. Гармонический (восприятие созвучий, многоголосия)
  1. Тембровый (различение окраски звуков);
  2. Динамический (различение силы звука)

Основные музыкальные способности

Отечественный психолог Б.М. Теплов в структуре музыкальности выделяет три основные способности:
Структура музыкальности

  • Ладовое чувство (восприятие мелодического движения)
    – эмоциональный компонент музыкального слуха
  • Музыкально-слуховые представления или звуковысотный слух (способность звуковысотного отражения мелодии)
  • Чувство ритма способность активного двигательного переживания
    музыки, ощущение его воспроизведения

В детском возрасте характерное проявление ладового чувства –
любовь и интерес к слушанию музыки

Музыкально-сенсорные способности – это слуховое восприятие отдельных качеств музыкальных звуков (высота, тембр, динамика, длительность), лежащее в основе познания музыки
Характеристики музыкально-сенсорных способностей:

  • различение свойств музыкальных звуков;
  • различение их выразительных соотношений;
  • качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту;
  • выделение комплекса других звуков;
  • различение их выразительного звучания;
  • воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на
    музыкальном инструменте;
  • комбинирование звуковых сочетаний;
  • сопоставление с принятыми эталонами.

Сенсорное воспитание предполагает решение следующих задач:

  • формирование слухового внимания детей;
  • концентрация внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;
  • умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых
    комплексов.

Ведущие компоненты музыкальности
Структура музыкальности:
ведущие компоненты музыкальности

  1. Эмоциональный отклик на музыку
  1. Тонкость эмоциональных переживаний
  2. Творческое воображение
  3. Художественное восприятие мира
  4. Эмоциональное реагирование на музыку
  1. Музыкальный слух
  1. Звуковысотный слух
  2. Мелодический слух
  3. Гармонический слух
  4. Тембровый слух
  5. Динамический слух
  1. Музыкальные сенсорные способности
  1. Высота
  2. Тембр
  3. Динамика
  4. Длительность
  1. Основные музыкальные способности
  1. Ладовое чувство
  1. Восприятие эмоциональной выразительности мелодии
  2. Чувствительность к точности интонации
  1. Музыкально-слуховые представления
  1. Воспроизведение мелодии по слуху
  1. Чувство ритма
  1. Темп
  2. Музыкальный метр
  3. Ритмические единицы в музыке

Способности к различным видам музыкальной деятельности

Способность восприятия

  • Способность целостного восприятия
  • Способность дифференцированного восприятия

Исполнительские способности

  • Чистота певческих интонаций, качество звукообразования
  • Координационность, согласованность движений рук (игра на инструментах)
  • Пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой

Творческие способности

  • Способность творческого воображения при восприятии музыки
  • Способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на
  • инструментах

Характеристика музыкального развития детей

Наиболее сензитивным для развития музыкальных способностей детей считается период от 2 – 2,5 до 11 – 13 лет.

Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идёт по возрастающей линии.
Музыкальное развитие

  • Непроизвольные отклики на музыку
  • Импульсивные стремления петь, двигаться под музыку
  • Смутные приятные ощущения восприятия звуков
  • Эстетическое отношение к музыке
  • Выразительное исполнение
  • Эмоциональное и сознательное слушание произведения
    Сензитивность (от лат. чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций.

Развитие музыкальных способностей

Все способности развиваются в деятельности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех
видах музыкальной деятельности, но лучше всего она развивается при:

  • восприятии музыки (предшествует и сопутствует всем видам
    музыкальной деятельности);
  • музыкально-ритмических движениях, так как проявляется ярче
    всего в ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и
    чувстве ритма.

Ладовое чувство может успешно развиваться в процессе:

  • восприятия музыки (её узнавания, определения, закончилась ли
    мелодия);
  • пения (дети контролируют слухом правильность интонации).

Музыкально-слуховые представления – в видах деятельности,
которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в
пении, в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях, соответствующих характеру окраске музыки (согласованность ритма движений и музыки).

Диагностика музыкальных способностей

Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать развитие музыкальных способностей детей. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трёх основных музыкальных способностей по Б.М. Теплову:
1) ладовое чувство,
2) музыкально-слуховые представления;
3) чувство ритма.
Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях.

Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Ладовое чувство
Один из показателей ладового чувства – любовь и интерес к слушанию музыки:

  • внимание детей во время слушания, внешние проявления (двигательные, мимические, пантомимические), просьба повторить произведение, наличие любимых произведений и т. д.;
  • высказывания детей о прослушанной музыке, о её характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»);
  • умение различать устойчивые и неустойчивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, чувствительность к точности интонации.

Музыкально-слуховые представления
Они проявляются в двух видах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах.

В зависимости от возраста детей задания могут усложняться, например:

  • пение хорошо знакомой мелодии с сопровождением, и без него;
  • пение малознакомой или незнакомой мелодии, несколько раз прослушанной;
  • подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки или несколько раз прослушанной;
  • подбор мелодий и т. д.

Чувство ритма

К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки.

Дети, начиная с 5 лет могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.

Для каждой возрастной группы определяются показатели и
задания, которые позволяют судить о динамике развития
музыкальных способностей (табл. 1-4). Диагностика может
проводиться педагогом в течение нескольких занятий.
Некоторые задания дети выполняют небольшими группами,
другие — индивидуально.

Параметры и критерии диагностики музыкальных способностей

Основные
музыкальные
способности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ладовое чувство

Яркое
эмоциональное
восприятие музыки, внимание
во
время
слушания
предлагаемого произведения,
просьба повторить его, наличие
любимых
произведений,
точное
ощущение
устойчивости и неустойчивости звуков при окончании на них
мелодии.

Внешние проявления эмоциональности при прослушивании, недостаточное внимание
при восприятии, нестабильность правильных ответов в
определении устойчивых и
неустойчивых
звуков
при
окончании на них мелодии,
нестабильность
правильного
выполнения задания довести
мелодию до тоники.

Отсутствие
внешних
проявлений эмоциональности при восприятии
предлагаемого музыкального произведения, неузнавание знакомых мелодий, отсутствие способности довести мелодию
до тоники.

Музыкально-слуховые
представления

Чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, точность
интонации незнакомой мелодии
после её предварительного
прослушивания,
правильный
подбор по слуху незнакомой
мелодии (попевки).

Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой
песни с сопровождением и без
него,
неточная
интонация
мелодии после её предварительного прослушивания, подбор с ошибками несложной
мелодии (попевки) по слуху.


«Гудошник», неправильный подбор по слуху
незнакомой мелодии.

Чувство ритма

Чёткое воспроизведение в
хлопках ритмического рисунка
мелодии, соответствие ритма
движений ритму предлагаемого
произведения.

Воспроизведение в хлопках
ритмического рисунка мелодии
с ошибками, недостаточная
точность соответствия ритма
предлагаемого
музыкального
произведения.

Неправильное воспроизведение ритмического
рисунка мелодии, несоответствие ритма движений ритму музыкального
произведения.

К диагностике музыкальных способностей детей
Младшая группа

Ладовое чувство

Музыкально-
слуховые
представления

Чувство ритма

1. Внимание

2. Просьба повторить
3. Наличие любимых произведений
4. Внешние проявления
(эмоцииональные)
5. Узнавание знакомой мелодии

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии
из 3-5 звуков.
Соответствие эмоциональной окраски движений
характеру музыки.
Соответствие ритма движений ритму музыки.

Средняя группа

Ладовое чувство

Музыкально-
слуховые
представления

Чувство ритма

1. Внимание
2. Просьба повторить
3. Наличие любимых произведений
4. Внешние
проявления
(эмоциональные)
5. Высказывания о характере
музыки (двухчастная форма)
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
7. Определение,
закончилась ли мелодия
8. Определение
правильности интонации в пении
у себя и других

Подпевание знакомой
мелодии с сопровождением.
Пение малознакомой
попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением.
Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

Воспроизведение
в хлопках, в притопах,
на музыкальных инструментах
ритмического рисунка мелодии.
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными
частями.
Соответствие ритма
движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Старшая группа

Ладовое чувство

Музыкально-
слуховые
представления

Чувство ритма

1.Внимание
2.Просьба повторить
3.Наличие любимых произведений
4.Внешние
проявления
(эмоциональные)

5.Высказывания о музыке с
контрастными частями
6.Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
7.Определение,
закончилась ли мелодия

8. Окончание на тонике начатой мелодии



Пение знакомой мелодии с сопровождением.
Пение знакомой мелодии без сопровождения
Пение
малознакомой
мелодии (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением.
Пение
малознакомой
мелодии без сопровождения.
Подбор по слуху хорошо знакомой короткой
попевки на металлофоне.
Подбор по слуху малознакомой попевки.

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных
инструментах
ритмического
рисунка
мелодии.
Соответствие
эмоциональной окраски движений характеру музыки с
малоконтрастными частями.
Соответствие ритма движений ритму музыки (с
использований
смены
ритма).

Список литературы

1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания
детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Академия, 2005.
320 с.
2. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.В.
Гончарова, Ю.С. Богачинская. — 3-е изд., стер. — М.: Академия,
2014. 256 с.
3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста: учеб. пособие для вузов / А.Н.
Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
4. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты – XXI век,
2007. 367 с.
5. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И, Тарасова К.В. и др. Психология
музыкальной деятельности: Теория и практика. М.: Академия, 2003.
367 с.
6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное
воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк.
воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.

Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...

Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...