Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребнлстями
консультация по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_muzykalnogo_razvitiya_dlya_detey_s_ovz.docx | 18.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями
Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Многолетний опыт работы с такими детьми показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии. Вот что необходимо преодолеть педагогу, который работает с детьми коррекционных групп.
- непроизвольность движений;
- боязнь нового места, общения или отсутствия речи;
- замкнутость нарушения или отсутствия речи;
- замкнутость, неактивность детей;
- неустойчивое внимание;
- слабая музыкальная память;
- интонационная невыразительность;
- аритмичность;
Что же дают занятия музыкой особенным детям?
Через музыку, песни, танцы, игры дети активно учатся новому в интересной и доступной для них форме. Но есть еще один, пожалуй, самый важный момент в занятиях музыкальной деятельности – это возможность социализации. Родителям жизненно необходимо увидеть успех этих ребят, поверить в их возможности. И музыка позволяет создать эту ситуацию успеха. Для особенных детей музыка, как правило, является сверхценным интересом и одна из возможных причин такой притягательности музыки – это отсутствие необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с ОВЗ. Другая причина заключается в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций. Музыка также может служить особенному ребенку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, средством выразить себя на доступном ему уровне.
Необходимым условием успешности работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций.
На музыкально – коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с ОВЗ музыкальных способностей и овладение ими навыками музыкально – практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем развитие эмоциональной сферы личности; стимулирование собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка; развитие и коррекцию психических процессов, моторики; формирование произвольной регуляции поведения.
Мы осознаем важность и эффективность индивидуальных занятий, но и групповые формы музыкально – коррекционных занятий имеют ряд преимуществ.
- возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей;
- приобретение ими коммуникативных навыков;
- развитие волевых усилий;
- феномен «эмоционального заражения»;
- приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки;
- можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребенка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.
Для достижения оптимальных результатов на групповых музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме.
- Приветствие.
- Ритмическая разминка.
- Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений.
- Пение.
- Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
- Танцы, хороводы.
- Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
- структура проведения занятий вариативна в различных группах;
- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своем индивидуальном темпе смогли его усвоить;
- музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своем развитии.
Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в пространстве, сотрудничать, снижается психоэмоциональное напряжение. Любой ребенок нуждается в радости. Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, является игра. Использование игровых приемов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Наибольший эффект в работе с детьми дают музыкальные развивающие игры (игры под пение, игры с музыкальными инструментами, сюжетные и бессюжетные). Ценность игр:
- являются эффективной формой психологического переключения во время занятий;
- дают детям возможность ощущать и управлять своим телом;
- развивают двигательные способности памяти, речевое интонирование, чувство ритма;
- учат бережно относиться к другим детям, помогать друг другу и сотрудничать;
Предлагаю поиграть в развивающие игры, которые понравятся нашим воспитанникам!
КАЧАЮЩИЕСЯ ОБРУЧИ
Главная цель: Развитие умения распределять роли и предметы.
Дополнительные цели: Совершенствование контроля за движениями и умение удерживать
Равновесие в сидячем положении. Развитие умения слушать.
Что понадобится: Обручи для каждой пары участников. Портативный синтезатор или
аудиозапись «качающейся» танцевальной музыки
Количество участников: От 4 до 10.
Основной вариант: Участники, разделившись на пары, садятся на пол лицом друг к другу.
У каждой пары обруч. Когда зазвучит музыка, пары, держась за обруч с
Противоположных сторон, начинают раскачиваться вперед – назад.
Когда музыка смолкает, движение прекращается.
Замечания: Можно выбирать разные положения, сидя, и каждому участнику
Нужно помочь найти наиболее удобное для него.
Другие варианты: Темп музыки и раскачиваний можно изменять. Раскачиваться
участники могут не только вперед – назад но и из стороны в сторону.
«СПЯЩИЙ» БУБЕН
Главная цель: Формирование контроля за движениями и развитие способности
Концентрировать внимание.
Дополнительные цели: Развитие сотрудничества в группе. Развитие чувства ответственности.
Что понадобится: Один бубен с тарелочками.
Количество участников: От 3 до 10.
Основной вариант: Группа садится в круг. Ведущий очень осторожно берет бубен и
Бесшумно передает его своему соседу. Так участники передают
«спящий» бубен по кругу, стараясь делать это как можно тише.
Замечания: Ведущий может побуждать участников следить за движением бубна,
а не просто ждать своей очереди.
Другие варианты: Направление, в котором передается бубен, можно изменять в
любой момент. Можно использовать другие музыкальные
инструменты, такие, как маракас или любая погремушка.
Можно передавать два музыкальных инструмента одновременно.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРУЧИ
Главная цель: Развитие умения слушать.
Дополнительные цели: Повышение скорости реакции. Побуждение к
сотрудничеству в группе.
Что понадобится: Обручи, по одному для каждого участника. Портативный
синтезатор или музыкальная аудиозапись.
Количество участников: От 3 до 10 лет.
Основной вариант: Ведущий раскладывает обручи на полу в большой комнате. Как
только начинает звучать музыка, участники начинают ходить,
танцевать или прыгать вокруг обручей. Как только музыка смолкает,
каждый находит себе обруч и встает в него.
Замечания: Участникам не следует вставать в обруч, пока звучит музыка.
Ведущему следует продлевать паузу настолько, чтобы у каждого
Участника было время найти себе обруч до того, как музыка зазвучит
вновь.
Можно не раскладывать обруч по всей комнате, а расположить их в
ее центре. Вместо обручей можно использовать небольшие коврики
или лоскуты.
Число обручей может равняться половине числа участников в
каждом обруче оказывается по два участника.
Другие варианты: Если расположить обручи вплотную друг к другу, каждый участник
Сможет вставать в два разных обруча (или наступать на место их
касания).
Можно использовать три обруча разных цветов, подобрав к ним
косынки (или лоскуты) соответствующих цветов. Танцуя, участники
размахивают косынками, а когда музыка смолкает, каждый находит
обруч по цвету своей косынки.
Используемая литература:
- Королькова Е. А Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Бин Д, Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. – изд. Теревинф, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.
Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способ...
Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике
«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психи...
Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями
В последние годы по отечественной статистике отмечается большой рост числа детей с задержкой психического развития. ЗПР относиться к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе ...
Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. П...
Значение музыкального развития для детей с особенными образовательными потребностями
Чем для особенных детей является музыка,специфика занятий....
Развитие сенсорных способностей в игре детей дошкольного возраста, а также детей с особыми образовательными потребностями.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.Система, направленная на восприятие окружающего мира, называе...
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...