«Создание современных условий, для успешного развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»
статья на тему

Оксана Владимировна Сухова

Успех музыкального развития личности ребёнка зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, знания им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музыкальное образование,   используя современные технологии, методы и приёмы. Но не меньшую роль в решении задач музыкального воспитания играет создание условий, возможностей и средств, отвечающих современным требованиям, предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_sovremennyh_usloviy_dlya_uspeshnogo_razvitiya.docx157.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар:

«Создание современных условий,

для успешного развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»

        Составила:

музыкальный руководитель

Сухова О.В.

        

Н.Новгород 2016 г

Успех музыкального развития личности ребёнка зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, знания им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музыкальное образование,   используя современные технологии, методы и приёмы. Но не меньшую роль в решении задач музыкального воспитания играет создание условий, возможностей и средств, отвечающих современным требованиям, предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению.

В музыкальном зале нашего  детского сада созданы все условия для успешного обучения, для проведения различных видов деятельности (пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах, театральной деятельности).

Технические средства обучения, такие как: музыкальный центр, компьютер, видеопроектор и экран, являются моими современными помощниками в работе, расширяют мои и творческие возможности моих воспитанников.

Это не модные аксессуары, а необходимое и эффективное средство повышения качества  образовательного процесса, дополнительное средство обучения дошкольников, значительно расширившие мои возможности и возможности всего педагогического коллектива  в  подачи информации детям. Их использование повысило уровень мотивации воспитанников, способствовало созданию положительной обстановки обучения, развитию устойчивого познавательного интереса.

С помощью ИКТ я создаю презентации, видео-файлы, которые используются   по тематике занятия. Использование слайдов, презентаций в качестве оформления музыкального зала,  является более современным и интересным, ведь в интернете запас изобразительного и видеоматериала безграничен.

Отдельно можно отметить синтезатор. Достаточное количество встроенных, готовых к игре ритмов, стилей, мелодий это бесценная находка для демонстрации, например, жанров музыки разных эпох: вальса, мазурки, полонеза, диско и др.

Комплекты дисков, аудио и  видеоматериалов используются мной в разных видах муз.деятельности (для слушания, пения, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, в театральной деятельности). Дети слушают современную, классическую музыку, танцевальные ритмы, песни; поют русские народные, детские песни в современной обработке, используя микрофоны, перевоплощаясь, чувствуя себя настоящими артистами. Разнообразная танцевальная музыка позволяет ставить не только разнообразные танцы, но и даёт возможность детям проявить свои  творческие способности.

Разнообразие  музыкальных инструментов (металлофоны, ксилофоны, балийские  ксилофоны, бубны, бубенцы, звуковые чаши, балалайка)  делает эту деятельность не только интересной, но и повышает  эффективность образовательного процесса, обогащает интеллектуальную сферу ребёнка, помогает в развитии творческих способностей детей.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Для обеспечения качества музыкального образования в группе детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда. Организатором среды является воспитатель, который постоянно должен проявлять интерес к музыкальным играм, показывать возможности музыкальной предметной среды, создавать творческие ситуации, сам проявлять творчество, играя с детьми. В результате у детей возникает большой интерес к музыкальным играм и игрушкам, они часто играют с ними, проявляя активность и креативность.

Музыкально-образовательная среда группы состоит из музыкального и предметного компонентов.

Музыкальный компонент представлен непосредственно музыкой, независимо от её источника. Все остальное относится к предметному компоненту, в том числе и музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон).

Но в музыкально-образовательной среде обязательно присутствует и социальный компонент, поскольку в любой среде происходят и социальные взаимодействия ребенка, которые накладывают заметный отпечаток на его развитие и формирование. Окружающие ребенка сверстники и взрослые люди, с одной стороны, составляют его среду обитания, с другой – взрослые являются организаторами педпроцесса. Говоря о социальной составляющей среды, необходимо выделить организацию мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Задача поддержания такого фона, создающего комфортные условия для ребенка и культивирующего его музыкальное творчество, важная и самая сложная задача педагогов.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2. Разнообразие оборудования.

3. Учет возрастных особенностей (интересов и возможностей) детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5. Наличие в содержании как консервативных, так и проблемных компонентов.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

7. Возможность переноса оборудования в другие места.

8. Способы интеграции.

Среда совместной с воспитателем и самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе вне занятий представлена следующими пособиями:

Для музыкальной (аудиальной) среды необходимы:

Магнитофон, кассеты, видеодиски, диски с записью осваиваемого детьми музыкального репертуара, с записью детских разнообразных песен, доступных для соответствующего возраста; с записью инструментальной музыки, необходимой для использования перед сном, во время еды, для релаксации и т. п.;

Для предметно-развивающей среды необходимы:

I БЛОК ПОСОБИЙ, стимулирующих развитие восприятия музыки:

Музыкально-дидактические игры, пособия

Элементы ряжения для хороводных, музыкально-сюжетных игр

Набор детских музыкальных инструментов

II БЛОК ПОСОБИЙ, стимулирующий музыкально-исполнительскую деятельность:

Три куба с картинками, соответствующими содержанию разучиваемого с детьми репертуара (один – по певческой деятельности, второй – по музыкально-ритмической деятельности, третий – по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах).

III БЛОК ПОСОБИЙ, побуждающих к музыкально-творческой деятельности:

Музыкально-творческие упражнения «Сочини песенку», «Придумай свой танец»

Неозвученные инструменты для творческих импровизаций «Сыграй музыку» (под аудиозапись музыкального произведения ребенок передает темп и динамику звучания музыки).

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

При проектировании воспитательно-образовательного процесса для успешной реализации целей и задач необходимо обеспечить интегративный подход к организации развивающих центров активности детей. 


Интегративная направленность деятельности музыкального центра состоит в том, чтобы музыка органично включалась в повседневную жизнь группы детского сада. Это: 
• Использование музыки в режимных моментах: 
- на утренней гимнастике и в непосредственной образовательной деятельности (область «Физическая культура»); 
- в непосредственной образовательной деятельности ; 
- во время умывания; 
- в другой непосредственной образовательной деятельности (области «Познание», «Чтение художественной литературы», и др.); 
- во время прогулки (в теплое время); 
- перед дневным сном; 
- при пробуждении; 
- в сюжетно-ролевых играх; 
- в театрализованной деятельности; 
- перед дневным сном; 
- при пробуждении; 
- на праздниках и развлечениях 

Оформляя музыкальные уголки в группах нужно учитывать, что в группах младшего дошкольного возраста нужно опираться на сюжетную основу, в старших и подготовительных – на дидактическую. 

Музыкальные игрушки целесообразно размещать в игровой зоне, книги о музыке, и портреты композиторов – в зоне «Чтения», а атрибуты – в уголке «Физического развития», элементы ряженья в зоне «Театрализованной деятельности», самодельные шумовые инструменты в зоне экспериментирования, музыкально-дидактические игры - там, где располагаются все настольные печатные игры.

J:\Оксана\Методобъединения +курсы\Семинар 16 марта\фото\DSC01028.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как условие успешного развития изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста»

Искусство в жизни общества играет значительную роль. Именно это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении ребенка-дошкольника.Каждый ребенок в опре...

"Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий"

Актуальный педагогический опыт о развитии музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий....

Консультация для родителей "Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально – дидактических игр".

Данный материал будет полезен воспитателям и музыльным руководителям. В основе музыкально-дидктичкеских игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает...

«Детский оркестр как форма развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»

Актуальность темы.Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удо...