План по самообразованию: «Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности»
календарно-тематическое планирование по музыке

Сухомлина Наталья Леонидовна

Повышение профессиональной компетенции в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_teatraliz_deyatelnosti.docx22.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

Тема по самообразованию:

«Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности»

Выполнила:

Сухомлина Н.Л.

Музыкальный руководитель высшей категории

2022

Актуальность темы: Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать роль на себя и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат.

Цель: Повышение профессиональной компетенции в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра.

Задачи:

  1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально – игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников
  2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
  3. Развивать речь детей, как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  4. Развивать артикуляционную и и мелкую моторику рук.
  5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
  6. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразованием.
  7. Работа с родителями по данной теме (родительские собрания, консультации, памятки)
  8. Обобщить опыт работы по данной теме.

Этапы реализации:

  • Подготовительный (ОН предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, формулирование личной индивидуальной темы, осмысления последовательности своих действий);
  • Основной (На этом этапе происходит знакомство с психолого – педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, экспериментов. Происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования, посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы)
  • Итоговый (На этом этапе подводятся итоги своей самостоятельной работы, обобщаются наблюдения, оформляются результаты. При  этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формирование общих выводов и определение перспектив в работе.)

Используемая литература:

  1. Антипина А.Е. театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. – М.: РОСМЭН, 2000.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно – эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3 -7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб: Речь, 2005.
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.
  7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1969.
  9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб: Речь, 2008.
  10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоцийлавль: Академия развития, 2001.
  11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  12. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 2001.
  13. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
  14. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2008.
  15. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. – М.: Мнемозина, 1995.
  16. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.

План работы по теме самообразования

Месяц

Организация работы с детьми

Организация работы с воспитателями

Ожидаемый результат

Сентябрь

Самоанализ профессиональной компетенции. Определение тематики, подбор литературы по теме.

Музыкальное развлечение «Огородная семейка» (ясли)

Музыкальное развлечение «Витаминки в корзинке»;

Подготовка театральной сценки ко дню воспитателя (подг.гр.)

Помощь в изготовлении недостающих атрибутов, ширмы, масок, разнообразных видов театров: бибабо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, варежковый театр и т.д.

Мастер – класс по театральной педагогике для воспитателей.

Пополнение фонда различных видов театров

Интерес детей в театрализации.

Октябрь

Обучение детей имитировать характерные действия персонажей «Осенняя сказка» «кукольный театр» (ясли)

Подготовка к осенним утренникам

Повышение уровня педагогических знаний. Наличие консультативного материала

Ноябрь

Беседа с детьми о театре.

«Звери в гостях у ребят» (игровая деятельность) (ясли)

Подготовка ко дню Матери

Подготовка к утренникам. Помощь в проведении игровой деятельности

Фотоотчет.

Расширение кругозора детей

Декабрь

«Волшебный снежок»

Новогодние праздники для каждой группы (все группы)

Подготовка декораций, костюмов и реквизита к новогодним представлениям.

Костюмированный праздник.

Фотоотчет.

Январь

Инсценировка сказки «Теремок». Обучение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в обыгрывании в лицах по ходу рассказывания воспитателям сказки; развивать творческую инициативу и желание действовать с масками.

Знакомство с миром театральных профессий.

Знакомство с русской культурой, инсценировка святочных Колядок.

Помощь в изготовлении модели настольного театра к русской народной сказке «Теремок».

Изготовление моделей настольго театра и масок.

Повышение умения и знаний детей в сфере театрализованной деятельности.

Расширение кругозора в сфере русской культуры и традиций.

Февраль

«Игрушки в детском саду» игровой досуг (ясли)

Подготовка ко Дню Защитника Отечества

Работа над выражением чувств и эмоций.

Мимические этюды у зеркала.

Совместное создание картотеки настольных игр для работы с детьми.

Подготовка ко Дню Защитника Отечества

Спосажению детских эмоций в процессе театрализованной деятельности

Март

«В поисках мамы» кукольный театр (ясли)

Подготовка к 8 Марта

Способствовать развитию творческого мышления и воображения

Подготовка к 8 Марта

Повышение умения и знаний детей, развитие креативности и воображения.

фотоотчет

Апрель

Подготовка театрализованных номеров к празднику смеха «Цирк, цирк, цирк!» (старшая и подготовительная группы)

Кукольные представления для ясельной и младшей группы.

Разучивание стихов, песен, загадок, чтение сказок. Язык жестов

Помощь в подготовке номеров и изготовлении атрибутов для праздника

Освоение детьми языка жестов для более яркого выражения художественных образов.

Фотоотчет.

Май

Создать радостное настроение, подвести итог занятий за год.

Мероприятие «День Победы» в старшей и средней группе

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Освоение детьми предложенного за год материала.

Предполагаемый результат:

  • Умение владеть навыками выразительной речи;
  • Умение передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию;
  • Проявлять интерес, желание к театральному искусству;
  • Передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
  • Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
  • Умение последовательно высказывать свои мысли;
  • Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • Выразительно читать стихотворный текст;
  • Умение владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией;
  • Умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...

Отчет по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2020 год

Цель: Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности....

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей подготовительной группы посредством театрализованной деятельности»

Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...