Статья "Использование элементов логоритмики на музыкальном занятии в коррекционном детском саду"
статья по музыке (старшая группа)

        Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети – гиперактивны, другие –  пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. У некоторых ребятишек возможны проявления агрессивности, чрезмерной расторможенности. Наряду с этим у большинства детей с речевыми нарушениями, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; их память и работоспособность снижены.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья: «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в коррекционном детском саду»

Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с №2 Ермолина Маргарита Сергеевна  

        Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети – гиперактивны, другие –  пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. У некоторых ребятишек возможны проявления агрессивности, чрезмерной расторможенности. Наряду с этим у большинства детей с речевыми нарушениями, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; их память и работоспособность снижены.

 Обозначу некоторые проблемы, с которыми я сталкиваюсь во время совместной деятельности с детьми:

  • дети не поют, а говорят;
  • не справляются с произношением, пропеванием каких-либо звуков в словах;
  • плохо запоминают тексты песен, их названия;
  • имеют плохой мелодический слух;
  • не развита или слабо развита интонационная выразительность;
  • из-за нарушенной координации движений, с трудом согласовывают движения с музыкой, пением, словом;
  • затрудняются в передаче ритмического рисунка;

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в детском саду. Поэтому, для решения коррекционных задач и общих задач по музыкальному воспитанию, я в совместной деятельности с детьми использую элементы логоритмики:

  • пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • артикуляционную гимнастику для укрепления мышц артикуляционного аппарата и развития подвижности органов, участвующих в речевом процессе;
  • упражнения на развитие дыхания;
  • логопедические распевки для развития певческих данных и дыхания;
  • песни, стихи и потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.

Обычно, структура моей совместной музыкальной деятельности с детьми с элементами логоритмики такова:

  • Организационный момент, вводная часть.
  • Речь с движением (чувство ритма),  потешки или упражнение на дыхание.
  • Пальчиковая или артикуляционная гимнастика.
  • Слушание музыки.
  • Пение с использованием логопедических распевок.
  • Танец или хоровод.
  • Игра.

Таким образом, используя систематически в совместной музыкальной деятельности с детьми элементы логоритмики, мы решаем следующие задачи:

  • Развитие слухового внимания
  • Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие пространственной организации движений.
  • Развитие выразительности движений.
  • Развитие общей и тонкой моторики, мимики.
  • Развитие просодической стороны речи, её координации с движением.
  • Развитие физиологического и фонационного дыхания.
  • Развитие певческого диапазона голоса.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие речевой моторики.
  • Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

В совместной музыкальной деятельности с детьми я использую логопедические распевки. Это и распевки из сборника Н.В.Нищевой и Л.Б.Гавришевой, небольшие народные песенки – попевки, а также это могут быть несложные фрагменты из песен. Репертуар я подбираю в соответствии с комплексно – тематическим планированием, темой недели. При этом одни и те же распевки можно использовать широко и разнообразно. Например: распевки «Брюки», «Платье», «Ботинки», «Тапки» подходят, как к темам «Одежда», «Обувь», так и к теме «Профессия», и т.п.

Тексты песенок вызывают интерес у детей, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения. А так как, дети реагируют на музыку почти всегда движениями, моя задача – помочь сделать эти движения осознанными и соответствующими тексту. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определённому темпу и ритму.

Надеюсь, моя работа поможет детям прийти

 «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т.Боровик)

                                                                         Лексическая тема «Профессии».

Логопедические распевки. Авторы Н.В.Нищева и Л.Б.Гавришева:

«Брюки».

«Платье».

«Ботинки».

«Тапки».

«Каша».

«Гололёд».

«Грузовик».

«Тучка на колёсах».

«Самолёт» муз. Е.Тиличеева сл. Н.Найдёнова.

«Паровоз» муз. и сл. Г.Эрнесакс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ

Содержание:1) "Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ"...

Презентация "Элементы логоритмики на музыкальных занятиях"

Из опыта работы музыкального руководителя Фролкиной С.Б....

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ

 Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей рабо...

Элементы логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыкальные занятия являются неотъемлемой частью развития детей в детском саду. Они способствуют развитию музыкального слуха, ритма, моторики и общий эмоциональной сферы ребёнка. Однако необходимо пос...