Статья "Использование элементов логоритмики на музыкальном занятии в коррекционном детском саду"
статья по музыке (старшая группа)
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети – гиперактивны, другие – пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. У некоторых ребятишек возможны проявления агрессивности, чрезмерной расторможенности. Наряду с этим у большинства детей с речевыми нарушениями, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; их память и работоспособность снижены.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья: «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в коррекционном детском саду»
Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с №2 Ермолина Маргарита Сергеевна
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети – гиперактивны, другие – пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. У некоторых ребятишек возможны проявления агрессивности, чрезмерной расторможенности. Наряду с этим у большинства детей с речевыми нарушениями, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; их память и работоспособность снижены.
Обозначу некоторые проблемы, с которыми я сталкиваюсь во время совместной деятельности с детьми:
- дети не поют, а говорят;
- не справляются с произношением, пропеванием каких-либо звуков в словах;
- плохо запоминают тексты песен, их названия;
- имеют плохой мелодический слух;
- не развита или слабо развита интонационная выразительность;
- из-за нарушенной координации движений, с трудом согласовывают движения с музыкой, пением, словом;
- затрудняются в передаче ритмического рисунка;
Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в детском саду. Поэтому, для решения коррекционных задач и общих задач по музыкальному воспитанию, я в совместной деятельности с детьми использую элементы логоритмики:
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- артикуляционную гимнастику для укрепления мышц артикуляционного аппарата и развития подвижности органов, участвующих в речевом процессе;
- упражнения на развитие дыхания;
- логопедические распевки для развития певческих данных и дыхания;
- песни, стихи и потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.
Обычно, структура моей совместной музыкальной деятельности с детьми с элементами логоритмики такова:
- Организационный момент, вводная часть.
- Речь с движением (чувство ритма), потешки или упражнение на дыхание.
- Пальчиковая или артикуляционная гимнастика.
- Слушание музыки.
- Пение с использованием логопедических распевок.
- Танец или хоровод.
- Игра.
Таким образом, используя систематически в совместной музыкальной деятельности с детьми элементы логоритмики, мы решаем следующие задачи:
- Развитие слухового внимания
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие пространственной организации движений.
- Развитие выразительности движений.
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики.
- Развитие просодической стороны речи, её координации с движением.
- Развитие физиологического и фонационного дыхания.
- Развитие певческого диапазона голоса.
- Развитие чувства ритма.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие речевой моторики.
- Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
В совместной музыкальной деятельности с детьми я использую логопедические распевки. Это и распевки из сборника Н.В.Нищевой и Л.Б.Гавришевой, небольшие народные песенки – попевки, а также это могут быть несложные фрагменты из песен. Репертуар я подбираю в соответствии с комплексно – тематическим планированием, темой недели. При этом одни и те же распевки можно использовать широко и разнообразно. Например: распевки «Брюки», «Платье», «Ботинки», «Тапки» подходят, как к темам «Одежда», «Обувь», так и к теме «Профессия», и т.п.
Тексты песенок вызывают интерес у детей, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения. А так как, дети реагируют на музыку почти всегда движениями, моя задача – помочь сделать эти движения осознанными и соответствующими тексту. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определённому темпу и ритму.
Надеюсь, моя работа поможет детям прийти
«От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т.Боровик)
Лексическая тема «Профессии».
Логопедические распевки. Авторы Н.В.Нищева и Л.Б.Гавришева:
«Брюки».
«Платье».
«Ботинки».
«Тапки».
«Каша».
«Гололёд».
«Грузовик».
«Тучка на колёсах».
«Самолёт» муз. Е.Тиличеева сл. Н.Найдёнова.
«Паровоз» муз. и сл. Г.Эрнесакс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях
опыт работы...
Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ
Содержание:1) "Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ"...
Презентация "Элементы логоритмики на музыкальных занятиях"
Из опыта работы музыкального руководителя Фролкиной С.Б....
"Элементы логоритмики на музыкальных занятиях"
описание опыта работы...
Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей рабо...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в работе с детьми с ОВЗ» НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ООП ДЛЯ ДЕТЕЙ
Взаимодействие специалистов и воспитателей по разработке и написанию ООП для детей с ОВЗ....
Элементы логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду.
Музыкальные занятия являются неотъемлемой частью развития детей в детском саду. Они способствуют развитию музыкального слуха, ритма, моторики и общий эмоциональной сферы ребёнка. Однако необходимо пос...