Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте
учебно-методический материал по музыке

Мысова Ирина Александровна

Игре на ДМИ в детском саду последнее время уделяется особое внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_notnoy_gramote.docx17.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НОТНОЙ ГРАМОТЕ

 

     Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду последнее время  уделяется особое внимание, так как детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

     Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически. Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

      Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении детей игре на музыкальных инструментах способствовали поиску нового способа обучения детей –игре  по нотам.

Изучение методической литературы ( «Музыкальная  азбука» Н. Перуновой и другие разработки) по использованию нотной грамоты необходимо педагогу для поиска способов и методов обучения  игре на музыкальных  инструментах.

    Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне.

Обучение нотной грамоте может осуществляться как на музыкальных занятиях так и в кружковой работе. На начальном этапе необходимо планирование работы:

 

- разработка перспективного плана,

-подбор  музыкального материала  доступного, интересного и посильного для детей;

-  поиск нетрадиционных методов и приемов обучения.

Важно поддерживать интерес и добиваться активности детей в заданиях. Только играя, ребенок отдается обучению и осваивает музыкальную грамоту. Очень важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и  любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале детям предлагаются игровые упражнения:

·         назови имя хлопками

·         назови слово хлопками

·         назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах  (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так постепенно ребята знакомятся  с длительностями. Интересные стихи, потешки, пособия. карточки, дидактические игры помогают детям четко усвоить различные ритмы и смоделировать их в ритмических рисунках.

Игры.

1.Спрячь слово в ритмический рисунок(картинки)          

2. Определи слово по ритмическому рисунку ( Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же  происходит знакомство детей с паузой (знак молчания).

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Использование «музыкальных часов» помогает в знакомстве  с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, нотки способствуют освоению нотной грамоты. Дети легко и прочно запоминают местоположение каждой нотки на линеечках.

ИГРЫ С НОТАМИ:

1.      «Нотки заблудились»

2.      «Ноты спрятались в словах»

3.      «Назови соседей»

4.      «Музыкальные сказки»

5.      «Нотное домино»

Третий этап обучения - игра по нотам

Иллюстрированный способ записи  нот и  обозначение ступеней условными знаками  позволяет быстро  и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах)  наклеиваются картинки, обозначающие ноты;

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка(голова), ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек), в дальнейшем -  на линеечках.Дети разучивают  песню со словами, затем называя ноты и  звучащие жесты,  переходят к игре на инструменте.( «Нотная азбука»).

Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.

Список используемой литературы:

1.      Бим!Бам!бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2003

2.      Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»  Москва  2005

3.      Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» // Дошкольное воспитание.-1997, №8, с116-125

4.      Е.К.Королева«Музыка в сказках, стихах и картинках».,Москва «Просвещение»1994

5.      В.А.Шейн«Гамма»  Сценарии развивающих игр по обучению детей 3-5 лет музыкальной грамоте Москва Издательство Гном и Д  2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» за 2010-2011 уч. год

Одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Для достижения наилучшего результата в данном направлении в 2010 – ...

Мультимедийные технологии как средство обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте

Использование ИКТ на занятиях по обучению детей дорожной грамоте...

"Раннее обучение детей дошкольного возраста грамоте"

В материале содержатся рекомендации по обучению детей грамоте....

Консультация для родителей "Обучение детей дошкольного возраста грамоте"

консультация для родителей детей старшего возраста...

Использование игрового конструктора «SEVA» при обучении детей дошкольного возраста грамоте.

Все мы, и родители, и педагоги, хотим, чтобы, как можно быстрее, наши дети научились читать. Детям зачастую не хватает выдержки продолжительное время внимательно оперировать с буквами. А если мы эту б...

Памятка-рекомендация для родителей, по обучению детей дошкольного возраста грамоте.

Памятка-рекомендация для родителей, по обучению детей дошкольного возраста грамоте....