Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Топаем по лесенке, разыскивая песенку» для детей старшей подготовительной групп
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Формировать ритмические и певческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Берёзка» р. п. Новые Бурасы Новобурасского района
Саратовской области»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие .Музыка.»
На тему: «Топаем по лесенке, разыскивая песенку»
для детей старшей - подготовительной группы
Музыкальный руководитель: Куликова Л.В.
2021 год
Тема: «Топаем по лесенке, разыскивая песенку»
Цель занятия:
Формировать ритмические и певческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
1. Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.
2. Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя опорный сигнал.
3. Закреплять правильное положение рта при пропевании гласных, учить петь естественным голосом, без напряжения.
4. Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.
Развивающие задачи:
1. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.
2. Развивать у детей ритмическое и темповое восприятие.
3. Развивать координацию, переключаемость движений.
Воспитательная задача:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.
Наглядные: слайдовые фрагменты.
Практические: музыкальные игры, творческие задания.
Материалы и технологии:
Мультимедийная презентация , аудиозаписи, видеослайдшоу; детские музыкальные инструменты (ложки, треугольник, дудочка, маракасы, металлофон, бубен); нотки двух цветов красные и синие.
Ход занятия
Слайд 1
Музыкальный руководитель детей встречает у входа, в самом зале приглушен свет, тихо, музыкальный руководитель с детьми здоровается и говорит тихо, шёпотом, создавая таинственную обстановку.
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы во время подошли, ничего не понимаю, в зале не горит весь свет, стало тихо, нигде не слышно ни музыки, ни песен… как – будто музыка исчезла из нашего зала. А ведь именно сегодня, я пригласила в зал гостей, хотела чтобы исполнили знакомые песни. Что же могло случиться?
Звучит сигнал о помощи.
Музыкальный руководитель: Ребята, слышите, это сигнал о помощи, кто – то попал в беду, давайте посмотрим на экран. Для этого пройдите на стульчики и внимательно послушайте.
Слайд 2
Появляется изображение Феи Музыки
Голос феи Музыки: Здравствуйте мои друзья,
О помощи прошу вас я!
Феей Музыки меня зовут,
Дарю добро я всем вокруг.
Но, со мною случилась беда,
Исчезла песенка любимая моя.
Это проделки колдуньи,
Ужасной коварной Скрипуньи.
Песенку от зависти украла,
И её она сломала.
Нотки спрятала неизвестно где,
Помогите скорее найти их мне.
Музыкальный руководитель: Ну что, ребята поможем фее Музыки найти нотки и вернуть песенку. Ведь без музыки мы не сможем петь, танцевать, встречать праздники, да просто жить.
Дети отвечают, что помогут.
Слайд 3
На экране изображена лесенка, состоящая из 7 ступеней.
Музыкальный руководитель: А мне кажется, я знаю, где находится песенка…
Посмотрите, на экране изображена лесенка, но лесенка не простая, а музыкальная. И я думаю, что песня прячется на самой высокой ступени. Но чтобы до неё добраться, нужно пройти все музыкальные ступеньки и на каждой будет для нас задание. Если справимся с ними – найдём любимую песенку феи Музыки.
Музыкальный руководитель: Фея Музыки говорила что Скрипунья спрятала все нотки…Вот смотрите, кажется это одна из них (на стене врассыпную прикреплены нотки) Педагог берет нотку, на которой написано задание.
1 –е задание:
Лишь вспомните правила пения,
Нотка появится тут, без сомненья.
Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь
Спину выпрями скорей ноги в пол и пой смелей
Раз, Два и запел, чистый звук полетел
Руки, плечи всё свободно
Петь приятно и удобно
Музыкальный руководитель: Ребята, а какие правила пения вы знаете?
Как вы думаете, мы справились с заданием? Если нотка появится на ступеньке, значит задание мы выполнили верно.
Слайд 4
В это время, на слайде появляется музыкальная лесенка с первой ноткой.
Музыкальный руководитель: Справились, молодцы! Продолжаем?
Педагог берет 2 нотку, читает задание:4
Песню надо петь со словами,
А какими – подумайте сами.
На экран Вы посмотрите
Слова дружно повторите.
Музыкальный руководитель: Песенка чтобы понятной была, язычок и губки будить пора. Я предлагаю разбудить их с помощью чистоговорок. Слушайте внимательно и четко повторяйте за мной
Слайд 5
на слайде появляются картинки, иллюстрирующие чистоговорки.
Музыкальный руководитель: Молодцы!
Слайд 6
В это время, на слайде появляется вторая нотка.
Педагог берет 3 нотку, читает задание:
Нужен аккомпанемент,
Чтобы песня зазвучала,
Инструменты нужно взять
Сказку ими обыграть.
Музыкальный руководитель: Интересное задание! Я знаю одну забавную сказку, послушайте её.
Рассказывает сказку, на Слайд 7 появляются изображения инструментов в соответствии с текстом.
Элементарное музицирование «Зимнее рондо» (Т.Тютюнникова)
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней гладкой:
Скок, скок, скок. (ложки)
Скок, скок, скок.
Санки скрипят, (металлофон))
Бубенчики звенят. (бубен)
Дятел стучит (ложки)
Вьюга свистит (дудочка)
Белка на ёлке орешки всё грызёт: «Цок-цок» (треугольник)
Рыжая лисичка зайчика стережёт (маракасы)
Холод, холод, стужа, стужа. …( металлофон)
Снег пушистый кружит, кружит
Ехали мы, ехали, наконец, доехали: (ложки)
С горки «у-ух!». В ямку «бух!» (металлофон)
Приехали!
Музыкальный руководитель: Ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты, когда я рассказывала сказку? Ответы детей.
Стрелочкой назад убрать все инструменты
У себя под стульчиками вы найдете инструменты, возьмите их. Я расскажу сказку ещё раз, а вы помогите озвучить её музыкальными инструментами. Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.
Слайд 7
Повторно звучит сказка, но в сопровождении музыкального оркестра.
Музыкальный руководитель: Молодцы! (собрать инструменты)
Слайд 8
В это время, на слайде появляется третья нотка.
Музыкальный руководитель: А вот и ещё одна нотка на лесенке появилась. Значит, мы и с этим заданием справились.
Берёт 4 нотку. 5
Долгий звук и звук короткий
Есть у песни непременно.
На экране их найдите,
По рисунку спойте верно.
Слайд 9
Предлагаю вспомнить что обозначают эти схемы.
Как вы думаете, чтобы это значило?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Большие кружочки обозначают долгий звук, а маленькие круги – короткий звук. Долгий звук обозначаем слогом «ТА», а короткий «ТИ-ТИ»
Музыкально-дидактические игры «Пуговки», «Веселые овощи»
Дети все вместе проговаривают и прохлопывают ритмические рисунки, появляющиеся на экране, в соответствии с музыкой.
Слайд 10
Появляется лесенка с 4 ноткой.
Музыкальный руководитель: А вот и следующая нотка нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.
А теперь давайте немного отдохнем и проведем небольшую физминутку.
Физминутка: «Танец маленьких утят»
Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая нотка?
Давайте присядем на стульчики и послушаем задание.
Берет 5 нотку, читает задание
Начало есть у песни,
Начало есть у фразы,
Услышать вы сумеете
Начало и конец?
Музыкальный руководитель: Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте музыку и скажите что вы себе представляете! (звучит Вальс-шутка)
Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок. Сейчас ваша ладошка превратится в легкую бабочку и будет то взлетать, то опускаться. В соответствии с музыкальной фразой. Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей) Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.
Игровое упражнение «Музыкальный полёт» (Т.Рогаткина)
У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.
Слайд 11
Вальс-шутка муз. Д.Шостаковича Видеослайдшоу
Слайд 12
Появляется нотный стан,5 нотка.
Музыкальный руководитель: А вот и пятая нотка нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.
Берет 6 нотку, читает задание
Зазвучала песня в ритме,
А теперь – с движением,
Вы на месте не сидите,
В танце весело кружите!
Ритмопластика «Весна-красна» Слайд 12
Слайд 13
Появляется лесенка и 6 нотка.
Музыкальный руководитель: А вот и нота нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-й ступени.
Берет 7 нотку читает задание
Вы дошли до вашей песни,
Молодцы, вы справились! 6
Угадайте, что за песня
На ступени спряталась?
Слайд 13
Звучит мелодия вступления и дети отвечают.
Музыкальный руководитель: Конечно это песенка про солнечного зайчика, когда мы поём её вместе с феей Музыкой, то всем дарим тепло, веселье и конечно всегда только прекрасное настроение. Слайд 14 вот и последняя седьмая нотка музыкальной лесенки появилась.
Давайте споём песню и подарим её нашим гостям.
Слайд 15
Песня «Солнечный зайчик» муз. В.Голикова
Голос феи Музыки: Дети вас благодарю, и спасибо говорю!
Вы меня от зла спасли, песенку вернули вы.
И за это вам друзья, на память музыка моя!
Музыкальный руководитель подводит итог.
Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И Фея Музыки дарит вам музыкальный диск с веселыми песенками.
Ребята, посмотрите, в зале остались две нотки. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи – подойдите к красной нотке, а если вам было скучно, не интересно, подойдите к синей нотке. (Дети делают выбор)
Я вижу, что вы выбрали красную нотку, а что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас?
Потрудились вы прекрасно,
Вы трудились не напрасно,
Все согласны? Да, согласны!
В следующий раз мы с вами отправимся в гости к феи Танца!
И с весёлым настроеньем
Мы выходим все из зала.
До свидания, ребята!
Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.
Список использованной литературы.
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.,1981.
2. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Академия Развития, 2006 г.
3. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста: - М. : АРКТИ, 1998 г.
4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994
5. Тарасова К. В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве//«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10
Самоанализ к музыкальному занятию в старшей- подготовительной группе.
«Топаем по лесенке, разыскивая песенку» Данное занятие было запланировано мной с учетом образовательной программы, по которой работаю. Я считаю, что ребята на занятии были внимательны, заинтересованы, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко шли на контакт. Справлялись с поставленными задачами. В разных видах музыкальной деятельности они проявляли себя по-разному. Для музыкального занятия мной был подобран музыкальный материал: песни, музыкальные произведения. Также подготовлен дидактический материал: музыкальные инструменты и наглядный материал: нотки, презентация. Целью моего занятия было: Формирование ритмических и певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
При планировании занятия мной были поставлены следующие задачи:
Образовательные задачи:
Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.
Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя опорный сигнал.
Закреплять правильное положение рта при пропевании гласных, учить петь естественным голосом, без напряжения.
Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.
Развивающие задачи:
Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.
Развивать у детей ритмическое и темповое восприятие.
Развивать координацию, переключаемость движений.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом. Поставленные мной задачи соответствуют возрастным особенностям детей и программным задачам образовательной программы. Занятие проходило в игровой форме , игровую ситуацию я взяла для поддерживания интереса детей на протяжении всего занятия и более успешного решения поставленных задач. Усвоение музыкальных знаний происходило через все основные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание, игра на музыкальных инструментах, пение.
На занятии были использованы такие методы как, наглядный (презентация), словесный (беседа, пение, художественное слово), практический (игра на музыкальных инструментах, ритмическая работа, музыкально-ритмические движения, и проблемный создание проблемно-игровой ситуации: Фея заколдована. Также на занятии были использованы методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия в виде одобрения и похвалы. Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены на необходимом уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».
Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1. Формировать у детей понятие о семье, как о людях, живущих вместе, любящих друг друга, за...
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей старше-подготовительной группы на тему «Волшебные краски зимы»
Цель: Развитие музыкальности и творческих способностей; приобщение к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе....
План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)
Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....
Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № 5 «Чтобы зубки не болели»
Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № ...
открытое занятие "Топаем по лесенке, разыскивая песенку"
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Топаем по лесенке, разыскивая песенку»Реализация содержания программы в образовательных областях: «Художественно-эстетическое разви...
Конспект ОД «Шагаем мы по лесенке, разыскивая песенку» для детей старшей группы с нарушением зрения
Увлекательное занятие в мир музыки...
Конспект развлечения «1 Апреля — День шуток, смеха и веселья!» для детей старшей/подготовительной групп.
Конспект развлечения «1 Апреля — День шуток, смеха и веселья!»для детей старшей/подготовительной групп....