Конспект музыкального занятия на тему "Заколдованный лес" для детей 6-7 лет
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Старостенко Елена Григорьевна

Цель: Воспитывать у детей любовь к природе средствами музыки.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Заколдованный лес»

для детей дошкольного возраста 6-7 лет ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(Музыкальная деятельность)

Цель: Воспитывать у детей любовь к природе средствами музыки.
Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Закрепить умение определять на слух контрастные музыкальные произведения.
  2. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус посредством слушания музыки.
  3. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песни в пределах от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.
  4. Формировать уважительное отношение к окружающей природе.
  5. Продолжать учить использовать разнообразные виды музыкальной деятельности для передачи характерных образов животных.
  6. Расширять и обогащать словарный запас детей.
  7. Закреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах.
  8. Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эстетическое восприятие музыкальных произведений.
  2. Воспитывать самостоятельность через организацию различных видов музыкальной деятельности.
  3. Воспитывать культуру поведения.
  4. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к животному миру.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение сравнивать различные по характеру музыкальные произведения и эмоционально на них реагировать.
  2. Развивать координацию тела, ритмический, тембровый слух.
  3. Развивать танцевально-игровое творчество.
  4. Развивать умение передавать различные эмоции.
  5. Развивать умение излагать свои мысли.

Оборудование и демонстрационный материал: Музыкальный центр, мультимедийная установка, презентация, шумовые музыкальные инструменты на каждого ребенка, мольберты 4 шт., картинки времен года, птиц, животных, насекомых, листья желтого цвета на каждого ребенка, листья красного цвета на каждого ребенка.

Предварительная работа:

  •  Прослушивание произведений «Осень» муз. А. Вивальди; «Подснежник» муз. П.И. Чайковского; «Зимнее утро» муз. П.И. Чайковского; «Песнь косаря» муз. П.И. Чайковского;
  • Проведение беседы о контрастном характере музыкальных произведений;
  • Разучивание песни «Артистка» муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова.
  • Пение ранее выученной песни «Воробей» муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова.
  • Пение небольших песенок – распевок по ритмической формуле.
  •  Озвучивание различных сказок-шумелок с помощью музыкальных инструментов
  • Беседа о животном мире Саратовской области;
  • Определение звуков, издаваемые животными.

Ход занятия

Под звуки музыки дети входят в зал и свободно располагаются.

Их встречает музыкальный руководитель.

Муз. рук: (поёт) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют): Здравствуйте!

Муз. рук: Посмотрите, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети поют «Приветствие гостям» муз. и сл. Т.В. Бокач
Муз. рук-ль: Сегодня я хочу поговорить о прекрасной поре года, а какой вы сейчас узнаете, отгадав загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья!

Что это за время года? (Осень)

Муз. рук-ль: Давайте поиграем в игру “Нарисуй осень”.

Двигательно-речевое упражнение “Нарисуй осень”. 
Автор Тарабрина Е.В.

- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).

- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).

- Нарисуем осень (движения рисования художника).

- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).

- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).

- Речку голубую (волнообразные движения руки).

- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая “много”).

- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).

Муз. рук-ль: Какая яркая картинка получилась! Как вы думаете какую осень мы с вами нарисовали? Раннюю или позднюю? (Ответ)  

Муз. рук-ль: («Прилетает» сорока, садится на край мультимедийного экрана,  педагог замечает у нее в клюве письмо, забирает его и сорока «улетает».)

Муз. рук-ль: Интересно от кого же это письмо? Откроем его?  (читает про себя) Все понятно, письмо от Старичка-Лесовичка. Послушайте, что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Случилась беда в нашем лесу. Рассердился Леший на людей, за то, что небрежно к природе относятся и решил лес заколдовать! Страшно в нем стало так, что все животные, птицы, насекомые покинули его. Как же теперь мрачно и одиноко в лесу. Я подумал, что помочь вернуть прежний лес смогут только дети, любящие природу. Очень жду вашей помощи!

Муз. рук-ль: Поможем Старичку-Лесовичку? (ответ) Тогда отправляемся в путь!

Полон детский сад чудес!

Мы идем в осенний лес!

Обещаем по пути

Хорошо себя вести!

Пойдем осенними дорожками,

Пусть листики шуршат под ножками

(Идут спокойным шагом)

Листья осенние в танце кружатся (легкий бег на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(становятся в круг на свои места, при остановке музыки приседают)

Ветер осенний поднялся -и вот

Листья по кругу ведут хоровод.

(Боковой приставной шаг)

Ветер крепчает и дует сильнее-

Листья по кругу летят все быстрее.

(Боковой галоп)

Ножки выше поднимаем

На кочки мы не наступаем,

(Шаг с высоким подъемом ног)

И снова по дорожке

Шагают наши ножки

(Марш)

На экране появляется картинка заколдованного леса (слайд №2)

Муз. рук-ль: Вот мы и пришли! Посмотрите! Правду сказал Старичок- Лесовичок, как страшно и жутко в лесу! На экране появляется Леший. (слайд№3)

Муз. рук-ль (детям) Ребята, это, наверное, сам Леший.

Леший. Кто в мой лес без спроса пожаловал? (слайд №4)

Муз. рук-ль. Это мы-ребята из детского сада. Хотим расколдовать лес, чтобы он стал прежним.

Леший. Разрушить колдовство помогут ваши знания и конечно, волшебная сила музыки. Вам нужно выполнить мои трудные задания. (слайд №5)

Муз. рук-ль. Мы готовы!

Леший. Слушайте первое задание! Сможете ли вы определить по музыке время года? (слайд №6) (Дети отвечают)

 Звучит фрагмент пьесы «Июль» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. 

Беседа по вопросам

Муз. рук-ль. Вы узнали музыку, как называется это произведение?

(«Июль»)

Кто ее написал?  (композитор - П.И. Чайковский)

Как он еще назвал это произведение? («Песнь косаря»)        

Какой характер музыки? (мужественный, решительная, уверенный, бодрый)

О чем рассказывает музыка? (Она рассказывает о работе косарей в поле)

Почему именно «Июль» композитор назвал «Песнь косаря»? (Потому что в июле убирают урожай пшеницы.)

Что помогало в поле косарям дружно и слаженно работать? (Песня)

Какое время года изображает музыка? (Лето)

Звучит Концерт №3 «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года»  

Беседа по вопросам 

Вы догадались, что это за музыка? «Осень»

Кто сочинил это произведение? Антонио Вивальди

Как вы думаете какую осень изображает эта музыка - раннюю или позднюю? (Раннюю)

Как вы догадались, что это ранний период осени? Какой характер музыки? (радостный, светлый, игривый, озорной, легкий).

С помощью различных средств музыкальной выразительности композитор создал такое яркое произведение.  В каком регистре прозвучало начало произведения? (в высоком), с какой динамикой? (с громкой). Куда потом двигалась мелодия, в какой регистр? (в низкий), с какой динамикой? (с тихой). Музыка как будто -то играет с нами, то прячется, то показывается. А теперь посмотрим, верно ли мы выполнили задание?

Звучат победные фанфары. На экране пейзаж ранней осени (слайд №7)

Муз. рук-ль.  Какие же мы молодцы! Вот и природа ожила, стало так красиво и светло! Но, где же обитатели леса? В ранний период осени мы наслаждаемся птичьим многоголосьем. Как бы нам хотелось его вновь услышать! Леший, подскажи, что нам нужно сделать, чтобы птички вернулись?

Леший. Они вернуться, если вы справитесь с моим следующим заданием. Определите песенку по ритму. (слайд №8)

На экране картинка: на ней графическое изображение ритма песни «Артистка» муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова. (слайд №9)

Муз. рук-ль. Какую же песню загадал Леший, ребята, вы догадались? (ответ детей) Давайте вместе разбираться! (Дети предлагают варианты ответов, в ходе беседы они должны определить, что это песня «Артистка». Если дети затрудняются ответить муз. рук-ль задает наводящие вопросы.) 

Давайте споем песню и тогда узнаем верно ли справились с заданием.

Дети исполняют песню «Артистка» муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова. Звучат фанфары, слышится щебетанье птиц, на экране мелькают птицы. (слайд №10,11) Затем появляется Леший. (слайд №12)

Муз. рук-ль. Птиц мы вернули! Как теперь вернуть в лес животных?

Леший. Слушайте следующее задание. Определите по звукам животных и покажите их повадки! Слушайте внимательно! (слайд №13)

  1. Лиса

Импровизация

  1. волк

импровизация

  1. еж

импровизация

  1. белка

Звучат фанфары. На экране появляются животные.

Муз. рук-ль. Вот и животные вернулись! (слайд №14, 15)

Кого еще не хватает в нашем лесу, как вы думаете? (Насекомых) 

Леший. Они вернуться в лес, если вы выполните последнее задание. Расскажите мне сказку о насекомых и озвучьте ее с помощью музыкальных инструментов. (слайд №16)

Муз. рук-ль: И это задание нам под силу. Педагог предлагает детям выбрать музыкальные инструменты.

Приготовьте ушки, приготовьте глазки мы сейчас расскажем про паучка         сказку.  

Дети озвучивают сказку «Паучок-пилот». (слайд №17-25)

Звучат фанфары. На экране появляются насекомые. (слайд №26, 27)

На экране появляется Леший. (слайд №28)

Леший. Ребята, вы молодцы! Выполнили мои сложные задания, показали хорошие знания, которые помогли вам расколдовать лес и вернуть его обитателей.  Теперь полюбуйтесь природой нашего леса. Я вам его покажу.

Звучит «Осенняя песнь П.И. Чайковского. На экране появляется изображение поздней осени, но на ней нет некоторых птиц и животных нашего края, нет насекомых. (слайд №29,30)

Муз. рук-ль. Ребята! Ничего не понимаю! Где же насекомые, птиц гораздо меньше, есть воробей, а где же кукушка? Где ежик, сурок? Неужели нас Леший обманул? Что мы сделали не так? Посмотрите внимательно на картинку, может вы знаете в чем тут дело? (дети смотрят внимательно, должны догадаться, что уже поздняя осень, ежик спит, насекомые спрятались, некоторые птицы улетели на юг.)

Появляется Лесовичок с листочками в корзине.

Лесовичок. Ребята, вы молодцы! На самом деле сейчас так выглядит наш лес. Я очень вам благодарен за помощь, мне теперь не будет страшно и одиноко в лесу.

Муз. рук-ль.  Лесовичок, нам пора возвращаться в детский сад, поможешь  нам побыстрей вернуться обратно?

Лесовичок. Конечно помогу! Я припас для вас волшебные листочки - это мой подарок вам. Посмотрите какие они красивые! (показывает детям), а теперь закройте глаза!  

Звучит спокойная музыка. (слайд №31)

Лесовичок.

Золотом листва сияет, нежно солнце согревает…

Так приятно и легко!

Дышим ровно, глубоко…

Пахнет хвоей и грибами, и опавшею листвой.

Мы прекрасно отдыхаем – расслабляемся с тобой…

Так приятно и легко,

Дышим ровно, глубоко…

(После этих слов Лесовичок уходит, муз. рук-ль продолжает)

Дружно, сладко потянулись…

И с улыбкой все проснулись!

Пока говорит Лесовичок, музыкальный руководитель в это время снимает ткань с мольбертов, на них  картинки:

  1. Времена года
  2. Птицы
  3. Животные
  4. Насекомые

Дети по картинкам вспоминают задания Лешего. Педагог показывает корзинку с листьями, которую подарил Лесовичок.

Музыкальный руководитель. Возьмите кленовый листочек, и прикрепите к тому заданию, которое показалось вам самым легким? (Дети выполняют просьбу педагога). Возьмите березовый листочек и прикрепите к тому заданию, которое показалось вам самым сложным. (Дети выполняют, муз. рук-ль спрашивает некоторых детей почему оно было особенно трудным). Теперь возьмите дубовый листочек и прикрепите к тому заданию, которое вам показалось самым интересным. (Дети выполняют)

Муз. рук-ль. Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы такие молодцы!  Но, к сожалению, пришло время прощаться!

Дети прощаются с педагогом, с гостями, уходят.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида «Росинка»

города Балашова Саратовской области»

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ВОСПИТАННИКОВ

САМОАНАЛИЗ

Открытой непрерывной

 образовательной деятельности

«Заколдованный лес»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

группа дошкольного возраста «Солнышко»

(5-7 лет)

Подготовила:

 Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Старостенко Е. Г.

г. Балашов 2018 г.

Тема: «Заколдованный лес»

Возраст детей: 5-7 лет, базовая ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Формирование основ эколого-краеведческой культуры у воспитанников используя различные виды музыкальной деятельности

Поставленная цель решалась через следующие задачи:  

Образовательные задачи:

  1. Закрепить умение определять на слух контрастные музыкальные произведения.
  2. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус посредством слушания музыки.
  3. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песни в пределах от «ре» первой октавы до до2 второй октавы.
  4. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании;
  5. Формировать уважительное отношение к окружающей среде.
  6. Продолжать учить использовать разнообразные виды музыкальной деятельности для передачи характерных образов животных.
  7. Расширять и обогащать словарный запас детей.
  8. Закреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах.
  9. Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эстетическое восприятие музыкальных произведений.
  2. Воспитывать самостоятельность через организацию различных видов музыкальной деятельности.
  3. Воспитывать культуру поведения.
  4. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к животному миру.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение сравнивать различные по характеру музыкальные произведения и эмоционально на них реагировать.
  2. Развивать координацию тела (музыкальную), ладового чувства, чувства ритма и чувства формы.
  3. Развивать танцевально-игровое творчество.
  4. Развивать умение передавать различные образы.
  5. Развивать умение излагать свои мысли.

Интеграция ОО:

  1. Речевое развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Социально-коммуникативное развитие

     Подготовка к НОД включала в себя следующую предварительную работу:

  • прослушивание произведений «Осень» муз. А. Вивальди; «Подснежник» муз. П.И. Чайковского; «Зимнее утро» муз. П.И. Чайковского; «Песнь косаря» муз. П.И. Чайковского;
  • проведение беседы о контрастном  характере музыки;
  • разучивание песни «Артистка» муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова; пропевание мелодии по ритмической формуле
  • Пропевание ранее выученной песни «Воробей» муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова и пропевание мелодии по ритмической формуле
  • Пение небольших песенок – распевок по ритмической формуле.
  •  Озвучивание различных сказок-шумелок с помощью музыкальных инструментов
  • Беседа о животном мире Саратовской области;
  • Определение звуков, издаваемые животными.

Организация предметно-развивающей среды предполагала наличие: музыкально-шумовых инструментов; технического средства для воспроизведения музыки, мультимедийного оборудования, мольбертов, клиновых и березовых листьев для рефлексии.

Предполагаемая длительность НОД – 30  минут.

Форма проведения – нетрадиционная – это путешествие

Структура НОД включала в себя следующие части:

I  Организационный момент 

а) Приветствие

б) Сюрпризный момент

в) Проблема

(в виде игровой деятельности)

Вводная часть – музыкально-ритмические упражнения  

II. Основная часть:

Слушание. 

а) музыкально-дидактическая игра

Пение

Музыкально-игровое творчество

а) Музыкально-дидактическая игра

III. Заключительная часть.

а) Игра на музыкальных инструментах

б) рефлексия

Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, наличие оборудования соответствующего для проведения мероприятия.

Структура мероприятия выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно – образовательной атмосферы. Для достижения результата я опиралась на индивидуальные, возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы плавно переходили от одного к другому.

При организации образовательной деятельности я руководствовалась дидактическими принципами: наглядности, доступности, последовательности, активности и самостоятельности, а также учёта возрастных особенностей детей (я старалась давать посильные задания, заведомо рассчитанные на успех)

Использовала следующие инновационные технологии:

  1. диалогово- игровые технологии
  2. информационно-коммуникационные технологии;
  3. личностно-ориентированные технологии;
  4. здоровьесберегающие технологии

Ведущая технология,  использованная в процессе образовательной деятельности -   диалогово - игровое обучение. Диалоговое обучение предполагает организацию коммуникативной развивающей среды и позволяет сочетать элементы учения и диалога.  Технология игрового обучения опирается на  принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

В рамках данных технологий я использовала следующие методы: метод создания проблемных ситуаций, объяснение, беседу, демонстрацию, использование технических средств, репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. В целях активизации познавательной деятельности я использовала такие приемы, как сюрпризный момент, прием догадки. В целях сохранения и укрепления здоровья детей я старалась избегать статичности положения тела, чередуя разные виды деятельности (активные и пассивные), а также использовала здоровьесберегающую технологию: речевое упражнение. Применив в игровом творчестве личностно-ориентированную технологию, дети особо проявили интерес к этой деятельности и смогли показать собственную активность и индивидуальность.

В ходе мероприятия дети с удовольствием выполняли предложенные задания, отвечали на поставленные вопросы. Ребятам, которые испытывали затруднения, я оказывала помощь, побуждала их к высказыванию собственных суждений. Мною осуществлялся контроль за соблюдением правил безопасности.

На мой взгляд, мероприятие прошло результативно: дети справились с заданиями.        

По моему мнению, поставленные задачи решены, а цели реализованы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Мой Мишка" для детей первой младшей группы

В процессе непосредственной организованной образовательной деятельности малыши втречаются с гостем - Мишкой. Вместе они играют, поют, танцуют, музицируют. Встреча проходит в непринужденной обстановке....

Конспект музыкального занятия «Народные мотивы» для детей старшего дошкольного возраста.

Материал может быть полезен для педагогов ДОУ в проведении занятий на тему  "Народная музыка"....

Конспект музыкального занятия "Весеннее настроение" для детей старшего возраста

Конспект музыкального занятия "Весеннее настроение"  для детей старшего возраста...

Конспект музыкального занятия "Необычные звуки " для детей подготовительной группы

Конспект музыкального занятия "Необычные звуки " для детей подготовительной группы                            ...

Конспект музыкального занятия "Три медведя" для детей средней группы

Конспект  музыкального занятия  написан для детей 5-ого года жизни . Презентация используется  на протяжение всего занятия. она способствует повышению интереса ко всем видам музыкальной...

Конспект музыкального занятия "Звуки весны" для детей средней группы

Методическая разработка используется воспитателями, музыкальными руководителями....