Консультация для педагогов "Упражнения по фонопедическому методу развития голоса В.В. Емельянова".
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа)
Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_emelyanova.docx | 46.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Упражнения по фонопедическому методу развития голоса В.В. Емельянова (ФМРГ)
Фонопедический метод развития голоса направлен на оздоровление голосового аппарата. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма.
Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.
Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют, тренируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Фонопедический комплекс ФМРГ состоит из 6 групп упражнений:
- артикуляционная гимнастика;
- координирующие интонационно фонетические упражнения;
- активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК);
- тренировочные программы для грудного (не фальцетного) регистра детского;
- тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога;
- тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса
В арсенале ФМРГ много разнообразных приёмов, активизирующих процесс работы с детьми. Игре в различных её формах, отводится особая роль. Во время игры у детей снимается скованность, они чувствуют себя свободно и потому значительно полнее проявляют свои музыкальные способности. Важное значение имеет составление тренировочного алгоритма для детей дошкольного возраста. Упражнения выполняются по 4 раза. Менее 4 раз исполнять упражнение нецелесообразно, т.к. не будет возникать необходимой тренировочной нагрузки.
Артикуляционная гимнастика:
- разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости;
- знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности, отличающейся от речевой
- запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность.
Упражнения:
1. Покусайте кончик языка. Повторите это упражнение 4–8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желёз, полость рта увлажнилась.
2. «Шинковать» язык – т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. Это упражнение тоже повторить 4–8 раз.
3.Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также ещё более увлажнит рот.
4. Пощёлкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.
5. «Иголочка» – протыкайте языком поочерёдно левую и правую щеку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.
6. «Щёточка» – круговыми движениями языка то влево, то вправо проведите между дёснами и губами – как бы чистим языком зубы.
7. Покусываем поочерёдно верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.
8. «Обида» - оттопыриваем и выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение;
«Радость» - поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти движения: обиженное лицо – радостное лицо.
9.«Массаж лицевой мускулатуры» – постукивание кончиками пальцев по лицу, начиная со лба от корней волос по щекам и вниз. Постукивание должно быть достаточно интенсивным, чтобы было слышно и чтобы было больно. Только такой массаж эффективен. Лицо должно как бы «загореться», вы должны почувствовать своё лицо. Дети должны понять: мускулы лица – по аналогии с затёкшими, онемевшими руками или ногами, – мы не ощущаем эти мышцы и поэтому плохо управляем ими.
10. Поставьте указательные пальцы на щёки под глазами. Попытайтесь как бы «поднять» мышцами щёк лежащие на них пальцы, ощутите, что эти мышцы двигаются, управляются нами. Повторить это упражнение несколько раз.
11.Поставьте пальцы на переносицу и ощутите под пальцами движение кожи, движение мышц, ощутите, что переносица может работать, может сокращаться.
12.После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы, или челюстно-височные суставы; помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани. Теперь можно перейти к движению челюсти «вперёд – вниз», т.е. круговое движение. Сначала в горизонтальной плоскости – вперёд, дальше – вертикальной вниз.
13.И наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперёд–вниз» и оттопыриванием нижней губы. Повторите это несколько раз.
14.Откройте рот круговым движением нижней челюсти «вперёд – вниз» с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой. Повторите несколько раз.
15.Наконец, откройте рот полностью так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена вперёд–вниз на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура – должна оставаться ненапряжённой, поскольку рот открыт, но ненапряжён. При этом рот должен иметь вид вертикально поставленного прямоугольника (но не овала и не круга). Должны быть видны 4 верхних и 4 нижних зуба, резцы и натянутая (но не напряжённая) губная комиссура вертикальной плоскости – вниз.
2. Координирующие интонационно фонетические упражнения:
- знакомство с наличием разных голосов (режимов работы голосов), с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями;
- произвольная связь режимов работы гортани, интонации с режимами работы гортани, приёмами метода, эмоционально – образными представлениями и самочувствиями;
- осознание фонетических элементов языка в изолированном от речи вида;
- произвольная связь показателей эстетики академического пения с текстом.
1.Первое упражнение. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной рот принимал то исходное положение, которым мы закончили артикуляционную гимнастику, т.е. – открытость рта максимальная, 4 зуба наверху и 4 зуба внизу должны быть видны, губы не касаются зубов и даже дёсен. Желательно, чтобы дёсны были видны, губная комиссура, контролируемая пальцами рук, должна быть натянута, а не напряжена. Итак, произносим согласные с открыванием рта до и после. Вот последовательность согласных:ш,с,ф,к,т,п,б,д,г,в,з,ж.В этой последовательности каждая согласная повторяется 4–8 раз так, чтобы фонация этой согласной прекращалась вдохом, чтобы не было слышно выдоха, т.е. что не нужно делать: шы,сы,фы,кы,гы и т.д. На согласных «т» и «д» производится покусывание кончика языка передними зубами. Согласные «к» и «г» произносятся с полностью открытым ртом и без движения челюсти. Всё упражнение выглядит следующим образом: ш,ш,ш,ш; с,с,с,с; ф,ф,ф,Ф; и т.д. (каждая согласная – по 4 раза).
2. Второе упражнение.«Страшная сказка».Это название указывает на эмоционально-образную интонационную характеристику данного упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в низком нефальцетном режиме. Слова «Страшной сказки»: (угрожающая интонация): (и в обратном порядке):
У Ы
У-О Ы-Э
У-О-А Ы-Э-А
У-О-А-Э Ы-Э-А-О
У-О-А-Э-Ы Ы-Э-А-О-У
Челюсти во время этого упражнения раскрыты максимально. Пальцы рук контролируют щёки, ненапряжённую губную комиссуру.
3.Третье упражнение «Вопросы – ответы».
На этом упражнении и дети и взрослые осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани – толстого голоса и тонкого голоса (соответственно – нефальцетного и фальцетного). Исходное положение такое же: рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щёк, щёки как бы проткнуты.
Итак:
«У» – нефальцетный режим; у – фальцетный режим.
4.Четвёртое упражнение «Канючим». Здесь впервые появляется режим работы гортани, который на немецком языке обозначается термином «штро-бас», что значит «соломенно шуршащий бас». Это шумовой режим работы гортани, в котором мышцы голосовых складок расслаблены, не работают, и этот механизм аналогичен звуку, производимому воздухом, проходящим через губы: пр-р-р (вибрация губ). Режим работы гортани выглядит так: скрипим на гласной «а», т.е. эти два механизма – вибрация губ и скрип на «а» идентичны (скрип обозначаем «х»). Упражнение следующим образом:
хххА (во время этого упражнения
хххАО плоский расслабленный язык
хххАОУ лежит на нижней губе).
хххА
хххАЭ
хххАЭЫ
5.Продолжаем игру в «Вопросы – ответы», используя таблицу псевдо-слов.
У–ШУ У–ШО У–ША У–ШЭУ–ШИ
У–СУ
У–ФУ
У–КУ
У–ТУ
У–ПУ
3.Активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации:
Упражнения:
1. Бесшумный выдох с хорошо открытым ртом (греть руки дыханием). Обязательно контролировать рукой (дышать на пальцы). «Потрогать» дыхание рукой.
2. Перевести выдох из бесшумного в шипение горлом: «Ш», «С», «Ф». Чередуйте шипение горлом и звук «А».
3. «Волна». Чередование штро-баса и гласной «А» с постепенным нарастанием динамики. Расслабленный язык лежит на губе:
ххх-а ххх-А ххх-«А» ххх –«А»
4.Осознаём динамику речи. Счёт до 10:
Раз–два; три–четыре; пять–шесть; семь–восемь; девять
(шёпот) (тихий голос) (средний голос) (громкий голос) (очень громко)
десять!
(крик) А!А!А!А!
Всё это произносится подряд, повторяется и после крика «10» надо 4 раза крикнуть гласную «А».
Фонопедическое упражнение «Вьюга»
Слова | Движения | |
Поет вьюга свою песню. | Дети произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в сторону, звук становится громче; когда приближают друг к другу, - затихает. | |
Завывает ветром. | Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой. | |
Кружит снегом. | Звук [а] произносят то выше, то ниже, делая glissando и показывая рукой вращения. | |
Метет по земле поземку. | Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук [ш] и штро-басс. | |
Стучится в окна. | Произносят коротко и остро в разных регистрах «тук, тук…», показывая указательным пальцем высоту звука. |
Фонопедическое упражнение «Метель»
Свистели метели, | Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у]. | |
Летели снега, | Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о]. | |
Стелила постели большая пурга | Делают glissando на звук [и] то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой. | |
Стелила постели морозом она, | Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу педагога. | |
И было метелям всю ночь не до сна. | То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные. |
Фонопедическое упражнения «Напугаем медведя»
Охотники уехали из стойбища на оленях. Вернулись тихонько назад так, что медведь их не заметил | Дети цокают языком | ||
А мишка пришел, как всегда, за сушеной рыбой, стал детей пугать. | Произносят «ших…ших…», «скользя» ладонями друг о друга. | ||
Тут охотники выбежали ему навстречу. У каждого в руке — головешка от костра, шипит, сверкает. | Произнося короткие, «острые» звуки [а] в высоком регистре и [ш] в низком. | ||
Медведь бросился в одну сторону, в другую — всюду охотники, собаки, огонь. | Гавкают в разных регистрах | ||
Вся шкура медведя стала в черных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал черным. Взвыл медведь от боли. | Делают glissando звук [у] сверху вниз |
«В лесу»
Скрипит снежок под лапками Лисы. | Дети произносят «ш... ш...». | |
Зайка скачет, путает следы. | Произносят короткие звуки [а] в разных регистрах, показывая рукой | |
Лиса заметила его, затявкала | Проиносят «тяв, тяв!»сначала тихо, потом громче и громче | |
Завыл ветер. | Произносят [у...] делая crescendo и dimenuendo | |
Заскрипело дерево на ветру | Произносят скрипучий звук[а] на связках. |
«Зима»
Снег искрится на солнце. | Дети произносят короткие «острые» звуки [а] в разных регистрах. | |
Дым из труб поднимается столбом. | Делают glissando на звук [у] снизу вверх. | |
Плавно летят снежинки. | Пропевают нисходящие звуки [о] по тетрахорду в разных тональностях. | |
Большие сугробы на земле. | Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные. |
«Морозята»
Выли морозята вместе с метелью. | Дети произносят «у-у-у!..», делая glissando вверх и вниз. | |
Надували щеки и дули холодным ветром. | Продолжительно равномерно выдыхают на звук [ф]. | |
Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они ярче сияли. | Произносят короткие звуки [а] в разных регистрах. | |
Катались на снежных тучах | Делают glissandoс высокого звука к низкому на гласную [о]. | |
Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины. | Произносят «бабах!»: 1-й слог — в самом низком регистре, 2-й — в самом высоком. | |
Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели. | Произносят скрипучий звук [а] на связках — штро-басс. | |
Засыпали землю снегом. | Произносят «па... па... па...», коротко и активно выдыхая | |
Наметали снег в большие сугробы. | Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном звуке гласные [а], [о], [ы], [э]. |
Фонопедическое упражнение
Идет девочка по улице, снег под ногами скрипит. | Дети произносят «ш...ш...ш...», хлопая ладонями по коленям. | |
Ветер дунет на деревья, на кусты, | Делают glissando на звук [у] вверх и вниз, показывая его высоту рукой | |
Полетят снежинки с веточек. | Пропевают короткие звуки [а] в нисходящем движении. | |
Скрипят полозья, | Продолжительно выдыхают на звук [с], «скользя» ладонями друг о друга. | |
Цокают копыта коня. | Цокают язычком | |
Едет мужичок в лес, дровишек нарубить. | Произносят «бабах!»: на 1-й слог как можно более низким голосом, опустив руки с пальцами, сжатыми в кулаки, на 2-й — резко поднять руки и выкрикнуть «бах» в самом высоком регистре. | |
По бокам дорожки сугробы большие наметены. | Усиливают звук и затихают, пропевая по очереди гласные [а], [о], [э], [ы], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу. Замолкают, когда ладони соприкасаются | |
Несет Рукодельница ведра на коромысле, качаются ведерки, поскрипывают | Произносят звук [а] в низком регистре на связках | |
Опустила ведро в колодец. | Делают glissando на звук [у] сверху вниз. | |
Вода внизу только булькнула | Произносят «бл-л-л...» в разных регистрах |
«Снежинка»
Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. | Дети делают glissando на звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз. | --- |
Налетал ветер и катал тучу по небу. | Делают glissando на звук [у] от самого нижнего звука до самого верхнего. | |
Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. | Пропевают короткие звуки [а] в разных регистрах. | |
Метель поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро. | Делают glissando на звуки [а], [о], [у] вверх-вниз. | |
Ветер, расшалившись, то опускал их вниз, то поднимал вверх. | Произносят «а — ах!»: 1 -й звук в низком регистре, а 2-й — в самом высоком. |
«Кто как кричит»
Корова мычит. | Дети произносят «му-у!..» в низком регистре. | |
Лошадка кричит. | Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким. | |
Курочка поет, | Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому. | |
Цыпляток зовет. | Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах. | |
Крякает утка, Зовет своих малюток. | Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком. |
«В лесу»
Скрипит старое дерево. | Дети произносят «а-а-а...» —штро-бас на связках. | |
Воет ветер в кроне деревьев. | Пропевают «у-у-у!..», делая glissando снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра. | |
Шелестят листья на ветру. | Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе. | |
Падают на землю острые иголки с елок. | Произносят короткие «а, а, а...»в разных регистрах с показом высоты звука рукой. | |
Квакают на лесном болоте лягушки. | Произносят «ква-а-а...» в низком регистре. | |
Зудят комары. | Пропевают «з-з-з...», делая glissando вверх-вниз. | |
Страшным голосом ухает филин. | Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким |
«Ракета»
Проверяем топливо. | Дети произносят «ш-ш-ш...». | |
Открываем и закрываем люки. | Делают glissando вверх и вниз на звук [а]. | |
Проверяем радио. | Произносят короткие и острыезвуки [у] в разных регистрах. Руководитель показывает высоту звука рукой. | |
Включаем двигатель. | Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью. |
«Весна»
Тики-таки! Чок-чок! Чей стрекочет каблучок? Это звонкая капель! Это март или апрель? | Дети проговаривают словосочетания «Динь-динь!» и «Кап- кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз. | |
Тики-таки! Чол-чол! Кто там по снегу прошел? Тики-таки! Снег осел, Грач веселый прилетел! | Произносят «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям. | |
Тики-таки! Чоли-чек! Налился водою снег! Лучезарная весна Птичьим щебетом полна! | Подражают щебету птиц, сами выбирая, голосом какой птицы они будут петь. | |
Тики-таки! Чиви-чок! Голубеет ручеек! Вдаль уносит, чир-лили, Самоделки-корабли. | Произносят «бл-л-л...», быстро работая кончиком языка. |
«Полюбуйся — весна»
Полюбуйся: весна наступает, | Дети пропевают на «ля» восходящее мажорное трезвучие. | |
Журавли караваном летят, | Пропевают «курлы, курлы...» в верхнем регистре. | |
В ярком золоте день утопает, | Делают crescendo и diminuendo на одном звуке [а], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу. | |
И ручьи по оврагам шумят. | Пропевают «бл-л-л...» в среднем и высоком регистрах. | |
Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют — посмотри! | Пропевают «ш-ш-ш...» и водят указательным пальцем по ладони. | |
Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари. | Подражают голосам птиц. |
«Колокольчики будили»
Дили-дили, дили-дили! Колокольчики будили | Дети произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре. | |
Всех жуков, Пауков И веселых мотыльков. Дили-дили, дили-дили! Колокольчики будили Всех зайчат, | Произносят «ж-ж-ж...» на продолжительном выдохе. Произносят «х! х!...» на коротком, энергичном выдохе. Делают glissando легким, нежным звуком вверх и вниз на гласную [у]. Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре. Произносят «бл-л-л...» в высоком регистре на длительном выдохе. | |
Всех ежат, | Произносят «ф... ф...» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой. | |
Всех ленивых медвежат | Произносят «р-р-р...», пропевая восходящие трихорды | |
И воробушек проснулся | Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах. | |
И галчонок встрепенулся | Произносят «кра! кра!» очень громко в среднем регистре | |
Дили-дили, дили-дили! | Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре. | |
Встали все, кого будили | Кричат «Ура!» и поднимают руки. |
«Утро»
Солнышко сказало: — Мне пора взойти! | Дети пропевают «а-а-а...» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему. | |
Травка зашептала: — Мне пора расти! | Произносят «ш-ш-ш...» на длительном выдохе. | |
— Пчелы загудели: — Мед пора собрать! | Пропевают «ж-ж-ж...», делаяglissandoв пределах терции в среднем регистре. | |
— Птицы загалдели: — Летать, летать, летать!.. | Пропевают «чик-чирик!..» в высоком и среднем регистрах. |
Упражнение «Погреем руки»
Выполнять глубокий вдох открытым ртом. Выдох равномерный, ощущая ладонями тёплый воздух.
Упражнение «Счёт»
Считать до десяти. Начиная с шепота, постепенно переводить звук в громкий и доводить его до крика. Цифру «10» прокричать 3 раза. Затем в обратном порядке, начиная с крика, убавлять звук до шепота. Цифру «1» проговорить 3 раза шепотом.
Упражнение «Машина»
Издавать звук и одновременно выдувать воздух через плотно сомкнутые вытянутые губы, имитируя звук «БР» вибрацией губ. Упражнение исполняется только на грудном регистре .
Наша машина идёт – гудит: «Бр-р-р..»
В машине, в кабине, шофёр сидит: «Бр-р-р..»
В нашей машине ребят полно: «Бр-р-р..»
Поехали дети, глядят в окно: «Бр-р-р..»
Во поле, во речку, во лес густой: «Бр-р-р..»
Приехали к дому, машина, стой! «Бр-р-р..»
Упражнение «Ветер»
Произносить стихотворный текст в грудном и фальцетном регистрах вместе с выдуванием воздуха («задуем свечку»).
Бродит ветер по дорогам: «У-у-у..!»
Наметает он сугробы: «У-у-у..!»
песню он поёт свою: «У-у-у..!»
Завывает ветер в трубах: «У-у-у..!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фонопедический метод развития голоса" В.В. Емельянова
Теоритическое обоснование фонопедического метода и упражнения...
Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова
Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффектив...
Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова
Система упражнений для показаний певческого голосообразования детей дошкольного возраста...
Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова
В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе фонопедического метода разви...
Конспект занятия хора детей старшей группы «Канареечка» «Сказка о дружбе» ( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова с включением регионального компонента)
В материале представлен конспект кружковой работы: занятия хора детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены упражнения на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, реги...
Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова
laquo;Главный смысл слова «фонопедический» состоит в том, что я предлагаю приоритетное решение задач координации и тренировки голосового аппарата по отношению к задачам эстетиче...