Игры с использованием детских музыкальных инструментов.
картотека по музыке

Грачёва Анастасия Андреевна

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество задач: воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, а также развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

 

image
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_igry.docx32.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. «КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ»

Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.

Ход игры: Дети стоят свободно у стены, в руках колокольчики, бубны, барабаны и, двигаясь к противоположной, поют:

У зайчонка День рождения,

Получил он поздравленья.

Кто пришел, отгадай?

Вова, быстро называй.

Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата) .

  1. «ТИХО ВОКРУГ»

Цель: Развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.

Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту:

Тихо, тихо все вокруг,

Слышен где-то слабый звук.

Колокольчик прозвенел, ложки застучали,

Бубен песенку пропел – тихо все играли.

  1.  «БУБЕН»  Координационно-ритмическая игра.

Цель: Развивать координацию движений, ритмический слух и умение действовать согласованно.

Ход игры: Дети сидят на коленях по кругу, у каждого в правой руке бубен.

Дети проговаривают текст вместе с педагогом и передают бубен по кругу.

Бубен весело звенит:                                   кладем бубен соседу на колени

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!             звеним,  хлопаем на слог «дон»

Ребятишек веселит:                                    повторяем движения на каждую строчку

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

Бубен, спой еще разок:

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

Твой чудесен голосок:

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

-1-

4.  «СКОК-СКОК-ПОСКОК»

Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

Скок-скок-поскок,       ритмичные поскоки по кругу,

Сколочу мосток,         в руках – деревянные ложки или кубики, на них

Серебром замощу,      отстукивается ритм стиха

Всех ребят пущу.

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»).

5.  «ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ТЕЛЕЖКЕ»

Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.

Едем, едем на тележке                            скрипелки

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,                          шуршики

Птички звонко так свистят.                     колокольчики  или свистульки

Белочка на ветке орешки грызёт,            кубики или крышечки

Рыжая лисичка зайца стережёт.              тс-тс

Едем, едем на тележке                             скрипелки

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,                                         «ключики»

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,                                  скрипелки

Наконец, приехали!

Ух!                                                             Хором

6. «РАЗ – ДВА!»

Задача: Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ход игрыРитмическая игра проводится под музыку танцевального характера.

1 Вариант. Звучит 1-я часть «Летки-енки» Р.Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту.

-2-

1т. – Раз, два!                5т. – Раз, два!

2т. – Хлоп-хлоп-хлоп.   6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.

3т. - Раз, два!                 7т. – Раз, два!

4т. -Топ-топ-топ.                8т. – По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.

2 Вариант. Дети берут любые музыкальные инструменты и располагаются свободно по комнате.

        1 часть – отстукивают ритмический рисунок.

        2 часть – меняются инструментами.

При повторении могут менять ритмический рисунок.

7. «РОНДО» Музыка В.А.Моцарта

Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, внимание, ориентировку в пространстве, умение ощущать метроритм.

Ход игры: Дети берут любые инструменты, которые есть в наличии в группе (бубны, капельки, коробочки, маракасы) и встают по кругу.

На 1 часть музыки - дети ритмично играют на инструментах.

На 2 часть музыки – дети гуляют и меняются инструментами.

И так повторяется несколько раз.

8. «МЫШКИ»

Цель: Развивать внимание, координацию движений, ритмичность.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в руках музыкальные коробочки.

        Вышли мышки как-то раз,

        Посмотреть который час.

        Раз, два, три, четыре,

        Мышки дернули за гири.

        Вдруг раздался страшный звон…

        Убежали мышки вон!

1 Вариант. Дети перекладывают коробочку из руки в руку.

2 Вариант. Перекладывают коробочку соседу в руку.

3 Вариант. Сидя на коленях по кругу, кладем коробочку перед коленями соседа.

9. Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас; дети, пождем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспитатель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»—частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.

10. К нам гости пришли

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

11. Нам игрушки принесли

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

12. Колпачки

Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

13. Наш оркестр

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

14. Ступеньки

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте ^мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

15. Найди нужный колокольчик

Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай:».

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Ом садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и зшенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

16. Наше путешествие

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.

17. Определи инструмент

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, дрогой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает заедание.

18. Слушаем внимательно

Игровой материал. Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.).

Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.

19. Музыкальные загадки

Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

20. ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ
Дидактическая игра на развитие чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле (см. стр. 40). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.
Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

21. «Лесные зверушки».

Программное содержание: учить детей различать тембры звучания инстру¬ментов — барабана, бубна, погремушки.
Игровые пособия: домики плоскостные, где живут медведи, зайцы, лисички. Шапочки медведей, зайцев, ли¬сичек по количеству одной трети детей. На¬стольная ширма.Барабан, бубен, погремушка.
Ход игры:
Дети разделены на три подгруппы: «зайчики», «лисы», «медведи». Им надевают на головы ша¬почки с изображением мордочек этих зверей. Каждый из названных зверей располагается в своем домике. Педагог помещается около одной из стен комнаты. Перед ним стол, на нем ширма; за которой лежат музыкальные инструменты.
Педагог объясняет, что сейчас звери лесные будут гулять в лесу: «На звуки барабану выйдут погулять «медведи», на звуки бубна — «лисички», а на звучание погремушки — «зай¬чики». На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу дорогу уступают; как только звуки изменяются, на месте стоять ос¬таются, никуда не убегают!» Исполняет звуки неоднократно в разной последовательности! «Звери» исполняют в соответствии с заданны ми звуками характерные для них движения. По окончании игры все звери должны спря¬таться в своих домиках, о чем им сообщается при объяснении игровых правил.


22. Программное содержание: учить детей различать тембр звучания музы¬кальных инструментов.
Игровые пособия: шапочки-эмблемы с изображением мордочек медвежонка, лисенка и зайчонка по количеству играющих детей. Ширма настольная. Вымпел.
Музыкально-дидактический материал:
металлофон, кастаньеты, валдайский коло¬кольчик.
Ход игры.
Дети садятся на стулья, поставленные в три ряда, кто как хочет. Педагог располагается пе¬ред ними за низким столиком, на котором сто¬ит ширма, за ней — инструменты.
Педагог: «Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную — лесную.
Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами. (Раздает детям ша¬почки-эмблемы с изображением соответ¬ствующих животных.) Ну, зверушки лес¬ные, будем учиться различать звучание разных инструментов. Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастанье¬ты. Ну а этот мелодичный звук у колоколь¬чика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами «медвежата». Когда за¬звучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки «лисята», а когда колокольчик — «зайчата» будут показывать, как в него иг¬рают, — кистями рук покачивать». Педагог играет на разных инструментах, все время неравномерно изменяя последователь¬ность звучания. По окончании игры отмечает тех зверушек, которые прилежно учились. Они награждаются вымпелом «Отличники лесной школы».

23. Игра: «Зайцы».

Программное содержание: учить детей различать высокие, средние и низкие звуки. Совершенствовать слуховое вос¬приятие детей.
Игровые пособия: плоскостные изображения дерева и куста.
Музыкально-дидактический материал: 2 валдайских колокольчика большего и меньше-го размера.

Ход игры.
На стульях в разных местах комнаты стоят плоскостные изображения дерева и куста. Де-ти группируются в две команды. Под кустом живут «зайчики», а под деревом — «лисички». Педагог предлагает им соревноваться между собой в умении различать нежные звуки коло¬кольчиков.
.

Педагог:
«Когда будет звучать большой колокольни "лисички" разбегутся по полянке, а как тол[ ко зазвучит маленький колокольчик, запрып ют по полянке "зайчики" (иллюстрируе! При смене звуков нужно двигаться только те зверушкам, чей колокольчик звучит, а остал1 ным оставаться на местах там, где их застаг, смена звучания. А я буду все время вас путал как зверушки свои следы в лесу запутываю То зазвоню в большой колокольчик, то в ме ленький. А потом несколько раз в большой снова в маленький. И опять в маленький. Слушайте внимательно, какой колокольчи звенит. Когда же я совсем перестану играть колокольчики, поставлю их, а "лисицы", , "зайцы" должны быстро собраться в ceo ' 'норки под кустом и деревом''».
Игра повторяется несколько раз со сменой команд.

24. Программное содержание: учить детей различать и передавать ритмический рисунок знакомых песен.
Музыкально-дидактический материал: бубны, металлофон или пианино. Мелодии трех-четырех знакомых детям песен.
Ход игрового упражнения.
Педагог раздает детям бубны по одному на каждого ребенка и предлагает им вместе спеть, а затем помочь бубну прозвучать (спеть) мелодии песенок. Поет песни с де ми. Затем напоминает, в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать, как звучит мелодия песни на металлофоне или фортепиано, и затем повторить ее ударами по бубну. Отмечает детей, которые правильно передавали ритмический рисунок песни ударами по бубну. Вновь просит прослушать мелодию уже другой песни и помочь бубну ее «спеть» и далее.
25. Программное содержание: научить детей воспринимать и различать длительность звуков.
Игровые пособия: нотные знаки, вырезанные из бумаги — целая, половинная, четвертная, восьмая.
Музыкально-дидактический материал: бубен или барабан.
Ход игрового упражнения
Детям говорят, что когда композиторы шут музыку, то долгие звуки они обозначай белыми знаками, а короткие — черными. Во такими! (Показывает.) Затем предлагает по слушать их звучание и продвигаться в пространстве комнаты то шагами (на долгие звуки), то бегом (на короткие звуки) в разных направлениях. Упражнение проводится много раз непоследовательной сменой звучания.

25.  «Угадай, на чем играю»

Ход игры.

Дети сидят на стульях и держат погремушки, барабаны и дудки.

Воспитатель поет песню Е.Тиличеевой «Все мы музыканты», малыши внимательно слушают.

Когда поется про звоночки, те ребята, у которых в руках погремушки, звенят ими, если поется про барабаны, дети играют на барабанах и т.д.

Усложняя задание, воспитатель может произвольно чередовать порядок куплетов песни.

26. «Узнай свой инструмент»

Цель.

Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки.

Игровой материал.

Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части.

Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка. Песня Г.Левдокимова.

Ход игры.

Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов.

На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой не цветной карты соответствует прозвучавшему инструменту.

При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой не цветной карты.

Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет каточку вниз под все карточки.

27. «Громко-тихо»

Цель.

Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания.

Знание песни «Громко-тихо» Г.Левдокимова.

Игровой материал.

Две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию.

Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части.

Ширма, детский музыкальный инструмент аккордеон.

Ход игры.

В игре принимает участие трое детей, один из них ведущий.

Он предлагает спеть песню, прослушать громкое и тихое звучание аккордеона.

28. «Сладкое дерево»

Игровой материал.

Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к его веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты разной длительности.

Металлофон, карточки и полоски широкие (длинный звук), узкие (короткий).

Ход игры.

    На большой зеленой ветке - музыкальные конфетки.

    Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.

Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слог «ля»

                         Посмотрите, наши детки,-

                         Это сладкие конфетки.

Дети прохлапывают  ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.

29. «Тише - громче в бубен бей»

Игровой материал.

Бубен, разученная с детьми песня Е.Тиличеевой «Веселый бубен».

Ход игры.

Дети стоят по кругу.

Воспитатель ходит с бубном в центре круга, поет и в указанных тактах то громко стучит в бубен, то тихо им звенит.

Затем она исполняет 1 или 2 куплет и подходит к кому-нибудь из детей, протягивает ему бубен. Ребенок должен громко или тихо простучать в бубен в зависимости от того какой из двух припевов споет воспитатель.

30. «Тихие, громкие звоночки»

Игровой материал.

Погремушки.

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках с погремушками в руках. Воспитатель поет.

1куплет. Тихо звенят погремушками.

2куплет. Звенят громко.

Воспитатель все время меняет порядок куплетов,

Дети должны звенеть погремушками в соответствии со звучанием  и текстов куплетов.

                        Ты звени, звоночек, тише,

                        Пусть тебя никто не слышит.

                        Ты сильней звени, звонок,

                        Чтобы каждый слышать мог!

Игры для детей дошкольного возраста с использованием детских музыкальных инструментов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие во II младшей группе с использованием детских музыкальных инструментов

Музыкальное занятие по теме "Развитие чувства ритма через игру на детских музыкальных инструментах во II младшей группе"...

Музыкально-дидактические игры с использованием детских музыкальных инструментов

«КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ»«ТИХО ВОКРУГ» «БУБЕН» Координационно-ритмическая игра. «СКОК-СКОК-ПОСКОК»«ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ТЕЛЕЖКЕ»«РАЗ – ДВА!»«РОНДО» Музыка В.А.Моцарта«МЫШКИ»...

Игры с использованием детских музыкальных инструментов

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество задач: воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, а также развитие музыкальны...

Музыкальное занятия для детей средней группы с использованием детских музыкальных инструментов.

Конспект музыкального занятия для детей средней группы с использованием детских музыкальных инструментов....

Мастер-класс для педагогов «Музыкально-дидактические игры с использованием детских музыкальных инструментов»

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.Музыкально...