Консультация Частушка в детском творчестве.
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа)

Кригер  Елена  Ивановна

    Частушка - это поэтическая крупица народной мудрости, жемчужинка художественного таланта народа; это миниатюрная художественная картинка, запечатлевшая частичку нашего быта, движение человеческой души, проявление какого-то чувства или же запечатлевшая штришок в портрете лирического героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastushka_v_detskom_tvorchestve.docx31.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

Частушка в детском творчестве.

    Частушка - это поэтическая крупица народной мудрости, жемчужинка художественного таланта народа; это миниатюрная художественная картинка, запечатлевшая частичку нашего быта, движение человеческой души, проявление какого-то чувства или же запечатлевшая штришок в портрете лирического героя.

      Возникновению частушек способствовали небольшого размера парные, игровые, сборные и разборные песни, связанные с посиделками и хороводами, бойкие места, где скапливалась молодежь, где строились, к примеру, железные дороги, заводы и т.п., то есть повсеместно в России.
     Тематика частушек не поддается учету. Кажется, что она богаче и разнообразнее самой нашей жизни. Частушка все видит и все слышит, все хочет знать и знает. Есть частушки лирические, сельские, городские, озорные, политические и т. д. 

       Данный фольклорный жанр был любим писателями и поэтами разных времен. Детские частушки очень разнообразны, они смешные и нравятся всем детишкам дошкольного возраста.

       Сокращенные песенки непременно вызывают у слушателя улыбку, ведь шутку и комизм можно назвать отличительной чертой всех частушек. Возник данный жанр относительно недавно. Первые воспоминания о частушках датируются серединой позапрошлого века. Хотя эти цифры приблизительные. И сказать конкретно, кому первому пришло в голову высмеять что-то частушкой, о чем рассказывалось в первом произведении, невозможно. Что послужило мотивацией для создания нового жанра фольклора, также неведомо. Можно лишь предположить, что с помощью сарказма народ хотел высказать свое мнение о неравенстве и несправедливости в отношениях между людьми. С развитием этого фольклорного жанра появилось множество запоминающихся частушек для маленьких ребятишек

       Некоторые факты о появлении частушек все же можно уверенно констатировать. Частушки зарождались между простых людей, обычных селян. Быть может они бы не обрели такой популярности, если бы не дети, которым сразу понравились эти забавные песенки - детские частушки, смешные и заводные. Ежедневно во время игр они стали напевать веселые строки о том, что видели на каждом шагу. Ну а как же петь без музыки? Частушке всегда подыгрывала гармонь. Со временем этот инструмент заменили гитара и фортепиано, мелодия которых сейчас часто слышна когда напеваются частушки.

       Детскими частушками легко заинтересовать ребенка фольклором и приобщить к народному творчеству. Смешная частушка способна поднять настроение загрустившему чаду. Можно придумывать игры, где несколько человек исполняет частушки одновременно показывая маленький спектакль. Нельзя забывать и о том, что в частушках много информативности, дитя узнает из них что-то новое о своем окружении.

       Практически ни один праздник в детском саду и начальной, а также средней школы не обходится без веселых и искрометных частушек. Детям обычно очень нравится исполнять эти забавные частушки под музыку, а родителям и педагогам – слушать и наблюдать за тем, чему смогли научиться их воспитанники. Нередко в образовательных учреждениях также проводятся разнообразные конкурсы на лучшее исполнение частушек. Специально для подобных соревнований родители совместно с детьми придумывают веселые и забавные тексты на определенную тему, продумывают образ, в котором малыш будет выступать, шьют или приобретают нарядные костюмы и многое-многое другое.

        В современном мире детская частушка обрела первенство среди различных жанров устного творчества народа. Каково же влияние коротких забавных песенок на детское мышление и восприятие? Конечно, частушки бывают разные, но если найти частушки на подходящие темы, беседовать на которые будет интересно и полезно для малыша, то влияние будет очень позитивным.

        Предлагаю вашему вниманию подборку детских частушек на различную тематику, которые можно исполнить под наиболее популярные мелодии «Семеновна», «Сербиянка», «Яблочко», «Страдания», «Подгорная», «Извозчик», «Цыганочка».

Осенние частушки

На дворе похолодало – надо курточки надеть!

Это осень подсказала про нее частушки спеть!

Вот и осень наступила, можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили, не давали поносить!

Еле холодов дождалась – очень модничать люблю.

Ох, ребята, полюбуйтесь вы на шапочку мою!

Лист на дереве висит, на ветру качается…

С сожаленьем шелестит: «Осень-то кончается!»

Утром я по льду катался. Листик в лужице замерз –

Это ночью постарался добрый Дедушка Мороз!

Ой, ребята, только гляньте вы на наших на девчат:

С головы до ног оделись, только носики торчат!

Осень, Осень, до свиданья, мы прощаемся на год.

Улыбнись нам на прощанье, в гости к нам зима идет!

Урожайные  

До чего люблю я осень – урожайная пора!

Всё созрело, вкусно очень! В огород бегу с утра!

Здесь капуста распушилась, тут морковочка сидит.

Что со мною вдруг случилось? Просто зверский аппетит!

Лето быстро пролетело – собираем урожай.

Вон как тыква растолстела, рядом – синий баклажан.

Помидоры покраснели, как фонарики горят,

Мы их столько нынче съели, животы уже болят!

Огурцов набрали много, ели, съесть их не смогли,

А потом мариновали, на всю зиму запасли!

Огурцы я уважаю, в зиму славно похрустим.

Ох, спасибо урожаю, вместе с ним не загрустим!

Удивительное дело – вся рябина почернела.

Может, непригодная? Это ж черноплодная!

Из нее варенье сварим, что нам, братцы, горевать?

Самовар потом поставим, чтоб с варенья пробу снять!

Кабачок – как поросенок, весит восемь килограмм!

Кто здесь худенький ребенок? Кабачок ему отдам!

Щеки свеклой натирали девки на гуляние.

Это нужно мне едва ли, я и так румяная!

Ох, картошечка, картошка, без тебя не проживу!

Уж сломал вторую ложку – сковородочки скребу!

Я для вас напек блины с гречкою, с припеком.

Правда, толстые они и с горелым боком!

Приходите в гости к нам нынче отобедать!

Приходите в гости к нам урожай отведать!

Ну и мы к вам поспешим, если позовете!

Ну-ка, Витя, запиши, где вы там живете?!

Осенние  весёлые

Мы осенние частушки пропоём сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас! Ух!

Как красиво всё кругом золотым осенним днём:

Листья желтые летят, под ногами шелестят! Ух!

Осень – времечко сырое, дождик льётся с высоты.

Люди чаще раскрывают разноцветные зонты! Ух!

Осень – чудная пора, любит осень детвора!

В лес с корзинками мы ходим, много там грибов находим! Ух!

Нет вкуснее яблок спелых, это знает детвора.

Как мы яблоки увидим, сразу все кричим: «Ура!»

Любим мы свеклу, морковку и капусту тоже есть,

Потому что витамины в овощах и фруктах есть! Ух!

Осень, Осень золотая, хорошо, что ты пришла!

Ты и яблок, ты и мёду, ты и хлеба принесла! Ух!

Мы частушки вам пропели, вы скажите от души,

Хороши частушки наши и мы тоже хороши! Ух!

Овощные

Мы осенние частушки пропоём сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас!

На себе всегда мы ловим восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье дарят помидоры!

     

Не болеем больше гриппом, не боимся сквозняка!

Все таблетки заменяет нам головка чеснока!

Мы на наш осенний праздник натащили овощей!

После праздника наш повар нам на год наварит щей!

Осень:

Нет вкуснее яблок спелых, это знает детвора!

Как вот яблочки увидят – сразу все кричат: «Ура!»

 Новогодние частушки.

Дед Мороз проспал в постели, встал, сосульками звеня:

Где вы, вьюги и метели? Что ж не будите меня?!

Я – веселая Снегурка, поиграю с вами в жмурки!

Но боюсь напиться чаю – от горячего растаю!

Пусть мечты любые ваши сбудутся, сбываются!

Пусть огни на ёлке нашей ярко загораются!

Лепят все снеговика, мама ищет Игорька:

«Где сынок мой? Где же он?» - Закатали в снежный ком!

Мороз с белой бородой, с пышными усами!

Как парнишка молодой пляшет вместе с нами!

В нашем зале шум и смех, не смолкает пение!

Наша ёлка лучше всех – в этом нет сомнения!

Посмотрите, Дед Мороз празднично одетый!

 Он подарки нам принёс, пряники, конфеты!

Дети водят хоровод, хлопают в ладоши!

Здравствуй, здравствуй, Новый год, ты такой хороший!

За окном снежинок стая, тоже водят хоровод!

Попрощавшись с годом старым, мы встречаем Новый год!

Пропоем мы вам частушки, просим не смеяться!

Мы артисты молодые – можем застесняться!

Частушки к 23 февраля.

Быть разведчиком хочу я, ведь находчив я и смел!

Мама спрятала конфеты, я разведал где - и съел!

Мне за дедом не угнаться на лыжне и на катке.

Обливается водою он зимой на ветерке!

Физкультурник очень строгий тренирует наши ноги.

Я присел и встать не смог – хорошо, что друг помог!

***

Запевай, моя подружка, подпою тебе и я!

Мы с веселою частушкой неразлучные друзья!

Я папулечку люблю, как конфетку сладкую!

Его ничем не заменю, даже шоколадкою!

Если папа загрустит, у меня печальный вид!

Ну, а если улыбнется, сердце радостно забьется!

А мой папа всех добрей, любит всех моих друзей!

Кашу манную нам сварит, мыть посуду не заставит!

Лучше папы человека в целом мире не сыскать.

Гвоздик он забить сумеет и белье прополоскать!

А мой папа всех умнее, а мой папа всех сильнее,

Знает, сколько пять плюс пять, штангу может поднимать!

А мой папа просто класс! Скоро выкупит «КамАЗ»,

Будет он меня катать и научит управлять!

А мой папа круче всех – бизнес процветает!

И поэтому нам с мамой он подарки дарит!

Милые папулечки! Наши дорогулечки!

От души вас поздравляем, всего лучшего желаем!

***

Мы частушки запоем, запоем мы громко!

Затыкайте ваши уши – лопнут перепонки!

Балалайка заиграла и пустились ноги в пляс,

Мы веселые частушки пропоем для вас сейчас!

Мы частушек много знаем – и хороших и плохих!

Хорошо тому послушать, кто не знает никаких!

Вы послушайте, мальчишки, вам частушки будем петь!

Только, чур, не обижаться, из-за шуток не реветь!

Поглядите-ка, девчонки, что на крыше деется:

Димка там в рожок играет, за соломку держится!

По дорожке я пошла, Пашу там увидела!

Под кустом сидел и плакал – курица обидела!

Мы с Алешенькой сидели у куста малинова.

Сверху ягода упала – придавила милого!

Уж я топну ногой, да притопну другой!

Выходи ко мне, попляши-ка ты со мной!

Ставим ножку на носок, а потом на пятку!

Выходите к нам, мальчишки, танцевать вприсядку!

Попросили мы мальчишек показать нам грузовик.

А мальчишки, как мартышки показали нам язык!

Если б не было воды, не было б и кружки!

Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

Мы пропели вам частушки, вы скажите от души:

Хороши частушки наши?! И мы тоже хороши!

Частушки к 8 марта

Полчаса Володю мама будит утром каждый день.

Полчаса иной раз мало, встать сыночку – ох, как лень!

За обедом наша Маша любит попусту болтать,

На полу и хлеб, и каша, кто же будет убирать?

Игорь будет воин смелый, станет слабых защищать,

Но не хочет он примеры математики решать!

Мы зовем сюда Семена: «Милый Сеня, выходи!

Выходи плясать, тихоня, в уголочке не сиди!»

Мы гурьбой идем за Борей, Боря – лидер высший класс!

Запевалой в детском хоре Боря славится у нас!

Слава любит похвалиться, все стоят, разинув рты.

Стоит Диме появиться, Слава прячется в кусты!

С песней – легкая дорога, с шуткой праздник веселей!

Позабавили немного дорогих своих гостей!

Мы для бабушек старались, для любимых наших мам,

Рады, что вы улыбались, так похлопайте же нам!

***

Мы веселые подружки, любим петь и танцевать!

Вам веселые частушки будем громко распевать!

Хороши у нас частушки, хороши припевочки!

Хорошо себя ведите, мальчики и девочки!

Дорогие мамочки, ребята и подружки!

Я для вас сейчас спою веселые частушки!

Мой братишка заболел: аппетиту нету!

Три кастрюли супу съел, сто одну котлету!

Я бельё сама стирала, майки да платочки.

Мама мне потом сказала: «Вот спасибо, дочка!»

Мы с сестрёнкою стирали полотенце да платок.

Папа с мамой вытирали после стирки потолок!

Я посуду маме мыла – очень постаралась:

Пять тарелочек разбила, а одна осталась!

Причесать хотел Андрюшка куклу для сестрички.

Слезы льет теперь Танюшка – кукла без косички!

Мы частушки пели дружно, но пора уже кончать:

Ведь на празднике нам нужно всех вас чаем угощать!

***

Эй, парнишки и девчушки, не хотите ль спеть частушки?

Для друзей и для гостей запевайте веселей!

Дорогие наши мамы, поздравляем с женским днем!

Мы сейчас для вас попляшем и частушки пропоем!

Заиграй-ка, балалайка, балалайка – три струны!

Подпевайте, не зевайте, выходите, плясуны!

Целый день 8 Марта Лена пол мела с азартом,

А девятого числа в руки веник не взяла!

Говорит лентяйке мать: «Убери свою кровать!»

А лентяйка маменьке: «Я же еще маленька!»

Я под краном руки мыла, а лицо умыть забыла.

Увидал меня Трезор, гавкнул он: «Какой позор!»

Утром маме наша Мила две конфетки подарила.

Подарить едва успела, тут же их сама и съела!

Закопченную кастрюлю Юля чистила песком.

Три часа под душем Юлю мыла бабушка потом!

Одевался Дима утром и свалился почему-то.

Он засунул без причины две ноги в одну штанину!

Кипятила молоко – отошла недалеко!

Подхожу к нему опять – молока уж не видать!

Мы частушки петь кончаем, нашим мамам обещаем:

Будем добрыми расти, хорошо себя вести!

Женский праздник – вот причина, почему мы здесь поем!

Разрешите нам, мужчинам, вас поздравить с Женским днем!

По ребячьему желанью вас поздравить мы пришли!

И мальчишечьи страданья, ох, вам в подарок принесли!

С папой стряпать начинаем – в кухне дым стоит и шум!

Жаль, что мы с ним не кончали, ох, кулинарный техникум!

Целый день я так старался, на девчонок не смотрел!

Еле-еле удержался – дернуть за косу хотел!

Говорят, что мы задиры, вы не верьте никогда!

В нашей группе командиры, ох, были девочки всегда!

Пригласили в гости к нам мы и бабушек, и мам!

Обещаем, обещаем, что не будет скучно вам!

Если был бы я девчонкой, я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал, я б рубашки постирал!

Ты бы вымыл в кухне пол, ты бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки – ложки, сам начистил бы картошки!

Отчего ж я не девчонка? Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок!»

И в работе нет красивей мам отважных, боевых!

Всё, что папы не осилят, мамы сделают за них!

Хоть и манят нас просторы, но от мамы ни на шаг!

С папой сможем… сдвинуть горы, если мама скажет, как!

Мы надели босоножки на высоких каблуках!

Ковыляем по дорожке – палки лыжные в руках!

Мы шагаем, а под нами улица качается!

Как же мамы ходят прямо и не спотыкаются?!

Мы частушки вам пропели – хорошо ли плохо ли?

А сейчас мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Позовем своих подружек! Что за праздник без частушек?

Выходите-ка, девчушки! Вместе пропоём частушки!

Дорогие наши мамы, поздравляем с Женским днём!

Громче хлопайте в ладоши, мы для вас сейчас споём!

Задержалась мама где-то, папа сам варил обед!

Сообщим вам по секрету – натворил немало бед!

Подгорели суп и каша, соль насыпана в компот!

Как вернулась мама наша, много было ей хлопот!

В кухне веник мы нашли и квартиру подмели.

Но осталось от него три соломинки всего!

Сам почистить раз в году я решил сковороду.

А потом четыре дня не могли отмыть меня!

Мы частушки петь кончаем, нашим мамам обещаем

Слушать их всегда во всём утром, вечером и днём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

"Детский дизайн - простор детскому творчеству "

Моя статья " Детский дизайн - простор детскому творчеству " предназначена для творческих педагогов,воспитателей.В статье говориться о том, что в настоящее время детскому дизайну уделяется достаточно м...

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант  и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...