Коммуникативное и эмоциональное развитие детей раннего возраста через знакомство с кукольным театром
методическая разработка по музыке (младшая группа)
ГБДОУ Детский сад № 23
Центрального района Санкт-Петербурга
Шумакова А. П., музыкальный руководитель
«Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия,
но и всю внутреннюю основу пробуждения.»
А. Коменский
Главная задача в воспитании детей раннего возраста – всестороннее и гармоничное развитие личности. Большую роль играют первые знакомства с театром, первые впечатления, музыкальные постановки, кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений. Для решения коммуникативных и эмоционально-нравственных задач главное не изощренность, а отбор проигрываемых ситуаций и эмоциональное отношение детей к происходящему. В этом смысле кукольные спектакли по мотивам художественных произведений продолжают и упрочивают эмоциональные впечатления и переживания и сближают детей с персонажами. Важно обратить внимание на то, чтобы появлялось общение персонажей со зрителями, а наиболее острые ситуации спектакля связывались с аналогичными ситуациями из эмоционального опыта детей. Впечатления складываются уже в подготовительный период, когда педагог рассказывает детям сюжет, который будет разыгрываться в спектакле, описывает сцены. Может быть использован такой прием, когда взрослый незаметно наталкивает детей на разыгрывание именно коммуникативных и нравственных ситуаций, где имеет место моральный выбор. Детям можно принять участие в приготовлении декораций и второстепенных действующих лиц. Они должны быть простыми, можно использовать отдельные элементы. Важно проследить за изменениями реакций зрителей. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, воспитатель предлагает возможные варианты поворота событий, этим приемом выделяя пристрастие детей и представления о нравственных ценностях. От взрослого требуется выдумка, находчивость.
Можно использовать такие приемы как:
1) Обсуждение произведения
2) Игры-беседы с персонажами
3) Выставка рисунков
Этот процесс помогает детям понимать друг друга, заостряет внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями. Атмосфера глубокого взаимопонимания – благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитание в них отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно-противоречивыми персонажами, искреннее эмоционально-выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки или театрального сюжета и ролевой игры и, наконец, активная позиция отзывчивых, чутких детей, которых всегда много в группе.
Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, коммуникативному, идейно-эстетическому и творческому воспитанию и развитию дошкольников. Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, начали двигаться и стали еще привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно и его воспитальное значение. В раннем возрасте у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему миру. Именно в этом возрасте можно заложить основы правильного социально-коммуникативного поведения, показывая детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Условность кукольного театра близка малышам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища переносит их в сказочный, увлекательный мир. Театр доставляет детям большую радость.
«Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя
к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души, чем тоньше
и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящей из глубины души,
тем в больше мере становится маленький человек воспитателем самого себя»
В.Сухомлинский
Следует отметить, что развитие ребёнка раннего возраста – очень важный и ответственный период. По наблюдениям психологов дети именно в возрасте одного года до трех лет приобретают от 60 до 70 процентов информации об окружающем мире. По-этому необходимо организовать жизнь малыша так, чтоб максимально использовать возможности данного возраста для формирования интеллекта, творческих, музыкальных и коммуникативных способностей.
Более 20 лет я работаю именно с детьми раннего возраста. Это очень интересный, отзывчивый и вместе с тем, важный период в жизни малышей. Моя работа по музыкальному воспитанию детей начинается со знакомства с детьми и их родителями. Во время первых бесед я узнаю, как родители знакомят малыша с музыкой, с кукольным театром, есть ли у них для этого необходимые условия, какое музыкальное образование они имеют, а так же, какие успехи уже достигнуты ребенком. Если есть необходимость, даю консультации о том, как помочь ребенку в знакомстве с музыкой, что послушать и как поиграть с малышом так, чтоб встретить у него максимальную отзывчивость. В дальнейшем эта работа продолжается в виде индивидуальных или групповых консультаций, а так же информирование родителей с помощью папки по музыкальному воспитанию и театрализованной деятельности.
Актуальность моего опыта в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствует навыки воплощения в игре своих переживаний, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный и коммуникативный мир ребенка. Главные цели и задачи, которые я ставлю, используя театрализованную деятельность - развить у детей умение распознавать эмоциональные состояния человека, научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой свои чувства, уметь ставить себя на место героя а различных ситуациях, быть в игровой деятельности всем детям вместе и коллективно помогать героям.
Свое выступление я бы хотела закончить словами К.С. Станисловского:
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»
Список литературы:
1) Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э.
Тутти: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-СПб.: РЖ "Музыкальная палитра", 2012.
2) Запорожец А.В. "Эмоциональное развитие дошкольника": пособие для воспитателей детского сада. А.В.запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева, Мск,:просвещение,1985.
3) Караманенко Т.Н. "Кукольный театр - дошкольникам": пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. Караманенко Ю.Г., Караманенко Т.Г.- Мск.: Просвещение, 1982.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnoe_i_emotsionalnoe_razvitie_.docx | 25.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад № 23
Центрального района Санкт-Петербурга
Шумакова А. П., музыкальный руководитель
Методическая разработка
Тема: Коммуникативное и эмоциональное развитие детей раннего возраста
через знакомство с кукольным театром
«Самые первые впечатления малыша от встречи с искусством живут очень долго,
порой всю жизнь. Какими они будут – зависит, прежде всего, от нас.»
С. Коротаева
«Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия,
но и всю внутреннюю основу пробуждения.»
А. Коменский
Главная задача в воспитании детей раннего возраста – всестороннее и гармоничное развитие личности. Большую роль играют первые знакомства с театром, первые впечатления, музыкальные постановки, кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений. Для решения коммуникативных и эмоционально-нравственных задач главное не изощренность, а отбор проигрываемых ситуаций и эмоциональное отношение детей к происходящему. В этом смысле кукольные спектакли по мотивам художественных произведений продолжают и упрочивают эмоциональные впечатления и переживания и сближают детей с персонажами. Важно обратить внимание на то, чтобы появлялось общение персонажей со зрителями, а наиболее острые ситуации спектакля связывались с аналогичными ситуациями из эмоционального опыта детей. Впечатления складываются уже в подготовительный период, когда педагог рассказывает детям сюжет, который будет разыгрываться в спектакле, описывает сцены. Может быть использован такой прием, когда взрослый незаметно наталкивает детей на разыгрывание именно коммуникативных и нравственных ситуаций, где имеет место моральный выбор. Детям можно принять участие в приготовлении декораций и второстепенных действующих лиц. Они должны быть простыми, можно использовать отдельные элементы. Важно проследить за изменениями реакций зрителей. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, воспитатель предлагает возможные варианты поворота событий, этим приемом выделяя пристрастие детей и представления о нравственных ценностях. От взрослого требуется выдумка, находчивость.
Можно использовать такие приемы как:
1) Обсуждение произведения
2) Игры-беседы с персонажами
3) Выставка рисунков
Этот процесс помогает детям понимать друг друга, заостряет внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями. Атмосфера глубокого взаимопонимания – благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитание в них отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно-противоречивыми персонажами, искреннее эмоционально-выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки или театрального сюжета и ролевой игры и, наконец, активная позиция отзывчивых, чутких детей, которых всегда много в группе.
Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, коммуникативному, идейно-эстетическому и творческому воспитанию и развитию дошкольников. Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, начали двигаться и стали еще привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно и его воспитальное значение. В раннем возрасте у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему миру. Именно в этом возрасте можно заложить основы правильного социально-коммуникативного поведения, показывая детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Условность кукольного театра близка малышам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища переносит их в сказочный, увлекательный мир. Театр доставляет детям большую радость.
«Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя
к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души, чем тоньше
и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящей из глубины души,
тем в больше мере становится маленький человек воспитателем самого себя»
В.Сухомлинский
Следует отметить, что развитие ребёнка раннего возраста – очень важный и ответственный период. По наблюдениям психологов дети именно в возрасте одного года до трех лет приобретают от 60 до 70 процентов информации об окружающем мире. По-этому необходимо организовать жизнь малыша так, чтоб максимально использовать возможности данного возраста для формирования интеллекта, творческих, музыкальных и коммуникативных способностей.
Более 20 лет я работаю именно с детьми раннего возраста. Это очень интересный, отзывчивый и вместе с тем, важный период в жизни малышей. Моя работа по музыкальному воспитанию детей начинается со знакомства с детьми и их родителями. Во время первых бесед я узнаю, как родители знакомят малыша с музыкой, с кукольным театром, есть ли у них для этого необходимые условия, какое музыкальное образование они имеют, а так же, какие успехи уже достигнуты ребенком. Если есть необходимость, даю консультации о том, как помочь ребенку в знакомстве с музыкой, что послушать и как поиграть с малышом так, чтоб встретить у него максимальную отзывчивость. В дальнейшем эта работа продолжается в виде индивидуальных или групповых консультаций, а так же информирование родителей с помощью папки по музыкальному воспитанию и театрализованной деятельности.
Актуальность моего опыта в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствует навыки воплощения в игре своих переживаний, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный и коммуникативный мир ребенка. Главные цели и задачи, которые я ставлю, используя театрализованную деятельность - развить у детей умение распознавать эмоциональные состояния человека, научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой свои чувства, уметь ставить себя на место героя а различных ситуациях, быть в игровой деятельности всем детям вместе и коллективно помогать героям.
Свое выступление я бы хотела закончить словами К.С. Станисловского:
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»
Список литературы:
1) Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э.
Тутти: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-СПб.: РЖ "Музыкальная палитра", 2012.
2) Запорожец А.В. "Эмоциональное развитие дошкольника": пособие для воспитателей детского сада. А.В.запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева, Мск,:просвещение,1985.
3) Караманенко Т.Н. "Кукольный театр - дошкольникам": пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. Караманенко Ю.Г., Караманенко Т.Г.- Мск.: Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором
Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Мой опыт убеждает возможности использовать фольклор во в...
«Развитие экологических представлений у детей раннего возраста через знакомство с временами года»
Организованные занятия по экологическому воспитанию через знакомство с природой в различные времена года....
Программа « Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через коммуникативные игры»
Данная программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, рассчитана на развитие личностного потенциала детей, их индивидуальности Ожидаемый результат представленной программ...
Эмоционально-чувственное развитие детей раннего возраста, через музыкальную деятельность.
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"18950030","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Потребность современного общества в эмоционально- чувственно...
Статья "Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"
В статье раскрываются составляющие элементы среды, которые оказывают влияние на эмоциональную атмосферу в детском коллективе....
Роль игрушек Т.Н. Дороновой в психическом и эмоциональном развитии детей раннего возраста. Знакомство с богородской игрушкой «Медведица купает медвежонка»
- продолжать знакомить детей с богородской игрушкой и формировать интерес к ней, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с игрушкой;- способствовать пониманию содержания игрушки;- продо...