Обобщение педагогического опыта
статья по музыке
Тема опыта:
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через хоровое пение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_opyta.docx | 32.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема опыта:
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через хоровое пение»
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
В образовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения , отмечено, что нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание любви к своей семье, дому, родному городу, Родине. Огромное влияние на развитие нравственно-патриотических чувств ребенка оказывает музыка. Дети учатся сопереживать, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Немаловажную роль при определении выбора темы опыта оказали события, происходящие в нашем мире.
9 мая 2020 года вся наша страна отмечала государственный праздник - День Победы. Это была юбилейная дата – 70-летие.В этот знаменательный день, в нашем саду уже традиция проводить Бессмертный полк, и возложение цветов к памятным местам города. В 2021 году страна отмечает 60—летие первого полета человека в космос, отмечая это событие, мы прививаем детям понимание насколько наша страна великая.
Реализую в своей деятельности задачи нравственно-патриотического воспитания через введение в воспитательно-образовательный процесс новые формы работы с детьми и родителями. Было проведено анкетирование родителей по теме: «Нравственно-патриотического воспитания.» Таким образом, по результатам полученных данных, необходимо было провести работу по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников, используя вид музыкальной деятельности – пение. Для реализации работы по нравственно – патриотическому воспитанию в нашем ДОУ созданы все необходимые условия в музыкальном зале, групповых комнатах ДОУ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Патриотическое воспитание сегодня ,в связи с последними событиями , одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожёгов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу ». Последнее время появился термин « новый патриотизм », который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Д.С.Лихачёв, говорил:«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Музыка выступает важным компонентом в патриотическом развитии детей. В последнее время заметно выросла потребность в эффективных методах и средствах, используемых в патриотическом развитии детей. Хоровое пение является эффективным средством патриотического воспитания. Вокальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте. Столь же необходимо создание привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали детей к хоровому пению.
ЦЕЛЬ.
Воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своей Отчизны.
ЗАДАЧИ.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- Подобрать музыкально- патриотический материал, обеспечивающий хор
или вокальную группу воспитанников репертуаром песен;
- Определить наиболее эффективные пути и методы формирования навыков хорового пения в процессе исполнения детьми вокальных произведений патриотического характера;
- Раскрыть значение патриотических песен, обследовать методы их воздействия на развитие патриотизма в целом.
- Учувствовать в реализации проектов: «Классическая музыка в детском саду», «Традиции русской народной культуры».
- Наработать вспомогательный музыкально-песенный материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;
- Проанализировать полученные результаты.
НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна опыта заключается в инновационных подходах к нравственно–патриотическому воспитанию детей; Взаимодействие с семьями воспитанников, взаимодействии с педагогами ДОУ.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Воспитание и обучение детей проводится в тесном содружестве с семьей и реализуется в рамках программы развития по созданию единого образовательного пространства «Детский сад – семья». Осуществляется за счет различных форм работы с родителями: проведение консультаций, выступление на родительских собраниях, недели открытых дверей, разработки методических рекомендаций, анкетирования и т.д.
Консультации для воспитателей, обсуждение различных проблем на педагогических советах и семинарах, открытые показы концертов к Дню Единства и Согласия, Дню Победы, Дню России, способствуют обмену опытом работы с педагогами дошкольного учреждения.
Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственно – патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе.
Задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве всех специалистов. И в нашем детском саду это хорошо поставлено. Музыкальный руководитель является связующей нитью в процессе взаимосвязи с педагогами. А педагоги оказывают большую помощь при подготовке и проведении праздников и развлечений, различных мероприятий.
В своей работе содействую становлению ребенка как нравственной личности, прививаю любовь и бережное отношение к Отечеству, и его истории. Развитию его музыкальной восприимчивости к музыкальным произведениям патриотического характера: о Родине, о Крае, о Великой Отечественной войне, о Великой Победе. Слушая музыку патриотического содержания, ребёнок познаёт. Познавая, рассказывает о том, что узнал; он взаимодействует со взрослыми и сверстниками в процессе игр, театрализованных постановок, в процессе исследований и обсуждений.
Один из самых торжественных и значимых праздников в нашем образовательном учреждении -День Победы. Мы хотим, чтобы наши дети знали и помнили о событиях грозных лет войны, чтили память о погибших. Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом слушают серьёзные песни о войне «Синий платочек», «Огонёк», поют песни «Смуглянка», «Катюша», песни современных авторов « Наследники победы», «Прадедушка», «Вечный огонь».
Организация занятий в хоре воспринимается ребенком как естественное продолжение его музыкальной деятельности. Большое внимание в индивидуальной работе уделяется развитию тембрового и звуковысотного слуха, чтобы достичь чистого интонирования в хоре. Разработка рабочей программы вокального кружка: «Весёлые нотки» для одарённых детей старшего возраста является неотъемлемой частью работы. Кроме календарных мероприятий регулярно реализую разнообразные массовые мероприятия патриотического характера на уровне образовательной организации в соответствии с планом мероприятий для определённого возраста детей
Дата проведения | Мероприятие | Тема |
22.02.2021г. | Досуговое мероприятие | День Защитника отечества |
Март 2021г. | Фольклорное развлечение | Масленица |
9.04. 2021г | Тематическое занятие приуроченного к 60-летию первого полета человека в космос. | День космонавтики |
29.04.2021г. | Танцевально- песенный марафон. | Салют Победе! |
1.06.2021г. | Досуговое мероприятие на улице | День защиты детей |
11.06.2021г | Мероприятие на улице | День России! День города! |
1.09.2021г. | Досуговое мероприятие на улице | День Знаний |
28.11.2021г. | Видеооткрытка | День Матери |
2.04.2022г. | Вечер, посвящённый творчеству С.В.Рахманинова | К 150- летию со дня рождения «Рахманиновские фестивали» |
6.05.2022 г. | Концерт | День Победы |
13.05.2022г. | Фольклорный фестиваль | Перезвоны родного края |
1.06.2022г. | Досуговое мероприятие на улице | День защиты детей |
11.06.2022г. | Досуговое мероприятие на улице | День России! |
12.06.2022г. | Городское мероприятие праздничный концерт ДОУ города Тамбова, | День Города! День России! |
22.08.2022г. | Патриотическое мероприятие | День Российского флага |
1.09.2022г | Досуговое мероприятие на улице | День знаний «Наш любимый город Тамбов» |
21.09.2022г. | Акция | Голубь мира |
Ноябрь2022г. | Досуг | День Матери |
Главную роль в повышении профессионального мастерства также играет участие в педсоветах, открытых мероприятиях сада, родительских собраниях, городских конкурсах, также консультации для воспитателей, одна из них по теме: «Растим патриотов России».
Я являюсь участником мероприятий, проводимых на уровне города, так же активное участие в различных городских мероприятиях принимают мои воспитанники.
- участие в городском конкурсе «Мелодии детства» в 2017 году, в номенации ансамблевое и хоровое пение получили сертификат участника.
- участие в городском конкурсе «Мелодии детства» в 2022 году, в номенации «Народное пение» воспитанница заняла 1 место.
- участие в гала-концерте в июне 2022 году посвящённом Дню Города и Дню России;
- участие в концерте МБУ культурно-досугового центра «Мир» в 2022 году посвящённом Дню города;
- Участие детей в городских конкурсах «Знайка» в 2017 году, где воспитанники наряду с другими знаниями, проявляют знания классической музыки в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду»
В своей работе я систематически применяет ИКТ, предоставляет отчётную документацию с использованием следующих программ:
- Microsoft Word –работа с документами (рабочие программы, ежегодные отчёты и самоанализы деятельности и т.д.);
- Microsoft Excel – оформление диагностических материалов;
- Microsoft Point –работа с изображениями;
- Microsoft Power Point –работа с презентациями;
- Microsoft Office Publisher –работа с информацией для нескольких участников педагогического процесса.
Применяет цифровые образовательные ресурсы для ведения документации, для организации работы с воспитанниками. У меня имеется электронная база по образовательной программе, публикации на сайтах .
Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей , я использовала информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность материала. Дети с большим интересом слушают произведения патриотического содержания и презентации патриотической направленности . Доказано, что музыка имеет так же и целительный потенциал
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
По теме: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через хоровое пение»:
- проводился сравнительный анализ результатов исследования знания детьми песен о Родине, Гимна России, песен Военных лет, о Великой Победе, ко Дню 9 Мая, песен о Тамбове ;
- проводился : отчётный концерт хора детей в рамках вокального кружка «Весёлые нотки»;
- Участие детей в городских мероприятиях и конкурсах ко Дню Победы
Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, дало ощутимые результаты. У детей сформировались следующие ценностные ориентиры:
- У детей сформировались духовно-нравственное отношение и чувства
сопричастности к родному дому, детскому саду, своей семье;
- Сформировались чувства уважения к истории Родины, истории Тамбова;
- Отмечена динамика в освоении детьми певческих умений и навыков;
- У детей увеличился интерес к культурному наследию русского народа, сформировалось уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
- С помощью песен патриотического содержания дети научились чувствовать и понимать, что такое добро и зло, красота природы и поступков.
- Повысился уровень развития музыкальных и творческих способностей детей; повысилась культура общения через музыкальное искусство.
- Сформировалась потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
- Уровень речевого развития стал выше.
Таким образом, решение задач нравственно-патриотического воспитания мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. Музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни, а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости, потребности в здоровом образе жизни и любви к своей Родине.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы
- «Патриотическое воспитание детей на основе проектно-исследовательской деятельности» Н.М. Сертакова, Н.В.Кулдашова
- «Государственные праздники для дошкольников» А.Н.Зимина
- «Патриотическое воспитание дошкольников»Алешина Н.В.
- «Воспитание детей на традициях народной культуры» В.П.Ватаман
- . "Растите детей патриотами"Жариков А.Ю
- "Герб и флаг России"Ривина Е.К.
- . "Я живу в России"Каплунова И.М., Новоскольцева И.А
- . "Российская символика"Ривина Е.К
Технологии, которые я применяю в работе:
Технология | Цель |
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) | Усиление познавательного интереса дошкольников к музыке, активизировать детское внимание с помощью использования презентаций. |
Здоровьесберегающие технологии:
| Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни, развитие мелкой моторики, речевое развитие. |
Технология проектной деятельности:
| Приобщение ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, развитие музыкально-творческие способностей детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое. Активное познание основ национального искусства, приобретение культурного богатства родного народа. |
Игровая технология. | Развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Использование музыкально-дидактических игр. |
Нетрадиционного организация НОД, досугов и развлечений - КВЕСТ. | Вовлечение каждого ребёнка в активный творческий процесс. |
Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми столкнулись музыкальные руководители. Прежде всего, изменились требования к проведению НОД, т.к. были разработаны определенные педагогические технологии, которые необходимо использовать в процессе реализации ФГОС ДО.
Анализ литературных источников показал, что в последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые, «квесты». Идея квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно организованные квест-мероприятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации не только образовательной деятельности детей, но праздничных и досуговых мероприятий в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Суть КВЕСТА в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе.
В ходе организации работы по квест - технологии реализуются следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения
Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения. Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....
Б А З О В А Я М О Д Е Л Ь ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема опыта: Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса ДОУ
Использование компьютерных технологий для расширения интеллектуальных возможностей ребенка....