Конспекты бесед с детьми старших дошкольников по теме «Русские народные песни»
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)
Для развития эмоциональной отзывчивости мною были разработаны конспекты игровых занятий по формированию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, полностью основанные на фольклорном материале, и беседы о народных песнях, где дети принимали активное участие, как в слушании, так и в играх.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспекты бесед с детьми старших дошкольников по теме «Русские народные песни»
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного, ласкового характера. Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
У каждого народа свои традиции, своя культура. У русского народа есть свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.
Русская народная песня - вид творчества русского народа с глубокой древности. Она передаётся из поколения в поколение в виде песен, прибауток, танцев, наигрышей, закличек. Называют народную музыку музыкальным фольклором. В музыкальном фольклоре много разных жанров: это песни, игры, танцы, хороводы, сказки. Когда вы были маленькими, ваши мамы пели вам маленькие песенки прибаутки: «Петушок», «Сорока-сорока», «Котенька-Коток», «Ладушки», «Андрей- Воробей».
Давайте мы распоём свои голоса на р. н. п. «Андрей-Воробей».
Дети исполняют прибаутку весело, грустно, сердито. Музыкальный руководитель отмечает разницу в настроении после каждого исполнения.
Музыкальный руководитель: Есть песни народные и авторские. Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и те, которые написали композиторы.
Ребята, почему одни песни называют народными, а другие авторскими?
Дети: народные сочиняли простые люди, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Авторские потому, что их сочиняли музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.
Все вы знаете много русских народных песен и любите их. Сейчас вы послушаете русскую народную песню «Котя, котенька – коток». Какая она по настроению? (Исполняет песню.)
Дети: Это колыбельная. Она спокойная, ласковая, немного грустная, мягкая и протяжная.
Музыкальный руководитель: Все колыбельные поются протяжно, ласково, тихо мамой или бабушкой малышу, когда укладывают его спать. А в этой песне? (Исполняет песню повторно.)
Дети: Тоже. Эта песня ласковая, протяжная, нежная.
Музыкальный руководитель: Правильно, музыка звучит ласково, задумчиво, нежно, как будто убаюкивает малыша. А для чего мамы поют такие песни?
Дети: Чтобы малыш уснул, песня его убаюкивает и укладывает спать.
Музыкальный руководитель: Послушайте песню ещё раз в другом исполнении (фрагмент из к\ф «Отпуск за свой счет»).
2-е занятие
Программное содержание. Узнавать знакомое произведение по фрагменту. Закреплять, углублять различение детьми характера народной песни.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня вы снова встретитесь с русской народной песней. Русская народная песня – это самый большой и разнообразный жанр народного музыкального творчества. Песня помогает и в труде и на отдыхе, звучит, когда мама укладывает своего малыша и на празднике.
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Прилетели утки – уронили дудки.
Прилетели гуси – уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну, а песня?
С песней на Руси родились. (Г. Серебряков «Стих о русской песне»)
Музыкальный руководитель: Дети, послушайте знакомую вам песню. Вспомните ее название (исполняет фрагмент колыбельной «Котя, котенька – коток»).
Дети: Это русская народная песня «Котя, котенька – коток».
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, почему эта песня называется колыбельная?
Дети: Перед сном детям часто поют колыбельные. Это колыбельная песня.
Музыкальный руководитель: А это песня - добрая, спокойная, мягкая или страшная?
Дети: Добрая, спокойная и ласковая.
Музыкальный руководитель: Почему вы так определили характер песни?
Дети: Она звучит мягко, напевно, плавно, нежно, ласково.
Музыкальный руководитель: Правильно. А сейчас послушайте другую русскую народную песню.
Музыкальный руководитель предлагает послушать русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» в исполнении ансамбля казачьей песни "Вольница- kids"
Музыкальный руководитель: Понравились ли вам песня? Какая она по характеру?
Дети: Радостная, веселая, плясовая.
Музыкальный руководитель: Русские народные мелодии звучат и в классических произведениях великих русских композиторов: П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. Сейчас предлагаю вам послушать эту песню «Во саду ли, в огороде» в другом исполнении.
Дети смотрят и слушают фрагмент «Три чуда. Белка» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» хоровое исполнение песни в исполнении театра «Синяя птица» г. Санкт Петербург
Музыкальный руководитель: Изменилась ли музыка?
Дети: Да. Музыка легкая, переливистая.
Музыкальный руководитель: Что изменилось в вашем настроении после слушания этой песни? Какое оно?
Дети: радостное, игривое.
Музыкальный руководитель предлагает еще раз послушать песню «Во саду ли, в огороде» которая звучит в м\ф «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне».
3-е занятие
Программное содержание. Различать средства музыкальной выразительности в русской народной песне. Расширять, углублять высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Дети, на прошлых занятиях вы познакомились с русской народной песней «Во саду ли, в огороде». Как звучит песня?
Музыкальный руководитель предлагает посмотреть фрагмент «Три чуда. Белка» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» в исполнении театра «Синяя птица» г. Санкт Петербурга.
Дети: радостно, легко, переливисто, плавно
Музыкальный руководитель: Правильно. А есть в этой песне вступление? (Исполняет фрагмент.)
Дети: Да, оно быстрое, радостное, появляется белочка.
Музыкальный руководитель: А как звучит мелодия во второй части? (Исполняет ее)
Дети: неторопливо, плавно, лирично, нежно, дети танцуют хоровод.
Музыкальный руководитель: Правильно, она звучит плавно, лирично и неторопливо. Давайте сравним эту мелодию со вступлением. Оно тоже начинается плавно. Но как она звучит здесь? (Исполняет фрагмент.)
Дети: Плавно, радостно, быстро.
Музыкальный руководитель: А теперь, предлагаю еще раз послушать, как она звучит в исполнении оркестра народных инструментов мелодия «Во саду ли, в огороде». Какая это мелодия?
Дети: плясовая, задорная, веселая, отрывистая.
Музыкальный руководитель: А как звучат музыкальные инструменты? (предлагает послушать еще раз.) Во время слушания предлагаю вам взять руки музыкальные инструменты, и мы все вместе будем подыгрывать музыкантам.
Дети слушают музыкальное произведение в исполнении балалайки и дудочки.
Детям предлагаются деревянные ложки, круговые трещотки и бубенцы.
Используемые видео и аудио материалы:
- фрагмент из фильма «Отпуск за свой счет»
https://www.youtube.com/watch?v=Q0aTVT5LzE4&t=60s
- Фрагмент «Белка» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» в исполнении таетра «Синяя птица» г. Санкт Петербурга
https://www.youtube.com/watch?v=3JdgakhVfbM
- Русская народная песня "Во саду ли, в огороде" в исполнении ансамбля казачьей песни "Вольница - kids" Курская обл., пгт. Медвенка.
https://www.youtube.com/watch?v=b-DCZui-bxs&t=23s
- фрагмент из мультфильма «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне».
- «Во саду ли в огороде» (балалайка и дудочка) https://power.gybka.com/q/во+саду+ли+в+огороде+в+исполнении+русского+народного+оркестра/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего возраста На тему: «Русско – народная сказка репка»
Цель: развивать интерес у детей к театрализованной деятельности. Задачи: развивать имитационные навыки, мимику, жесты, интонационную в...
Сценарий речевого досуга с детьми старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Хвосты»
Сценарий досуга направлен на обогащение и развитие речи дошкольников, развитие из артистических способностей...
Сценарий (авторская разработка) для театрализации детьми старшей группы по мотивам русской народной сказки: "ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА"
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.Задачи:обучение детей основам сценического искусства,развитие творческих способностей путем участия в театрализованной деятельности,воспитание интереса к ру...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»
Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»Цель: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего на...
КОНСПЕКТ (СЦЕНАРИЙ) организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: «Русские народные игрушки »
Цель: Воспитать любовь к природе; к традициям своего народа,познакомить детей с разнообразием русских игрушек...
Проект "Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры"
Проект разработан в рамках регионального компонента "Наш дом - Южный Урал"...