РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ (СТАРШАЯ ГРУППА)
рабочая программа по музыке (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ТУТТИ" (ПОД РЕДАКЦИЕЙ А. БУРЕНИНОЙ, Т. ТЮТЮННИКОВОЙ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_starshaya_gr.docx | 68.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 "ЖУРАВЛЕНОК"
Г. ЮЖНО-САХАЛИНСК, УЛ. ЧЕХОВА, 170, Т/ФАКС: 71-27-69
e-mail: mbdou8@yuzhno-sakh.ru
Утверждено приказом № 181 заведующего МАДОУ «Детский сад № 8 "Журавленок" _______________С.А. Мигачева 29.08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТУТТИ»
(под редакцией А.И. Бурениной, Т.Э. Тютюнниковой)
Составитель
Еин Г.Г.
музыкальный руководитель
2022
Пояснительная записка
Нормативной основой формирования учебного плана являются следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 29.08 .2013 № 11008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.20 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Тутти. Программа музыкального воспитания детей под редакцией А.И. Бурениной, Т.Э. Тютюнниковой.
Характеристика содержания образования
В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности № 113-ДС от 08.06.2015, выданной министерством образования Сахалинской области бессрочно, МАДОУ "Детский сад № 8 "Журавленок"реализует основную образовательную программу дошкольного образования
Учебный план для старшей группы
Вид деятельности | Образовательная область | Количество часов в неделю | |
старшая группа | |||
НОД | Художественно-эстетическое развитие | 2 | |
Длительность учебного часа в минутах | 25 |
Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности.
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает, как никогда. Поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, развития его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.
Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, в формированиях таких тонких качеств, как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.
Сегодня опираясь на данные отечественных и зарубежных исследований, можно говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры. Но и эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального воспитания, в процессе которого важно открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку и с ее помощью запустить развитие тех потенциальных способностей детей, которые не смогут пробудить никакие другие средства педагогического воздействия
Цель программы. Игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.
Основные задачи:
- Приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
- Воспитание интереса и любви к музыке;
- Развитие эмоциональной сферы, эмпатии;
- Развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- Развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
- Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности и др.;
- Развитие речи;
- Развитие движений, ориентировки в пространстве.
К специальным задачам относятся:
- - развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности,
- - профилактика и коррекции индивидуальных проблем развития средствами музыки (в случае необходимости).
К основным видам музыкально-творческой деятельности традиционно относятся:
- восприятие музыки.
- исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, творческое музицирование);
- музыкально-творческая деятельность (специально организованная импровизация в различных видах исполнительской деятельности);
- музыкальная познавательная деятельность (освоение элементарных знаний, формирование основных понятий и представлений о музыкальном искусстве, доступных дошкольникам).
- восприятие музыки – базовый вид деятельности, поскольку является основой для всех остальных, которые, как правило, используются комплексно в различных игровых формах.
Дидактические принципы построения и реализации Программы
- создание развивающей музыкальной среды (взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой и понимающими ее значение в жизни ребенка, отбор высокохудожественной музыки, сопровождающей жизнедеятельность ребенка; наличие качественных музыкальных инструментов и игрушек, и др.);
– предоставление возможности каждому ребенку творчески реализовать себя в каждом виде музыкальной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- создание комфортных условий для музыкального развития детей: каждая встреча с музыкой должна доставлять детям искреннюю радость и удовольствие.
Основные принципы реализации программы музыкального образования детей сформулированы в соответствии:
- с современными научными взглядами об основах развивающего обучения в непрерывной сфере образования, формирования у детей деятельностных способностей;
- с новым федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
К основным принципам относятся:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообрзующих факторов, но и обеспечивающая переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью).
- принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных видах музыкальной деятельности);
- научной обоснованности и практической применимости (содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, предложенные в данной программе, обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики);
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (оптимизация содержания музыкального образования, возможность «на малом учить многому»);
- единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач, (реализуется в соответствии с логикой системы музыкального развития, предложенной данной программой);
- принцип целостности (новые знания (в т.ч. и о музыке) раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);
- принцип минимакса (разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями);
- принцип вариативности (предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности);
- принцип творчества (обеспечение возможности для каждого ребенка приобретения собственного опыта творческой деятельности);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе);
- принцип интеграции образовательных областей (музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач).
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (реализация настоящей программы предполагает организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов).
Система занятий по музыкальной деятельности
Возрастная группа | Продолжительность занятия (мин.) | Объем недельной нагрузки (мин.) | Количество занятий в год |
Подготовительная группа | 25 | 50 | 74 |
Тематическое планирование содержания работы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Неделя | Тема | Цели и задачи занятия (только самое основное: о чем узнают и что осваивают дети) | Виды детской деятельности на занятии | Игровой сюжет (если есть) | Используемые на занятии средства (литературные, музыкальные, художественные произведения) |
1 | Неделя радостных встреч и воспоминаний. | Развитие коммуникативных навыков. -формировать у детей эмоциональную отзывчивость, -учить детей слушать музыку от начала до конца, развивать детскую активность, творчество, фантазию. -развитие голосового аппарата, чистоты интонирования, внимания, - развивать умение слушать и слышать исполнение партнера. | Коммуникация под музыку, Игры с именами, фамилиями. Пение, музыкально-ритмические упражнения, игровые пляски, хороводы. | Рассказы о том, кто как провел лето. Обмен воспоминаниями и впечатлениями. | Знакомство с творчеством П. И.Чайковского «Хорошо у нас в саду». В Герчик». «Детский сад» И. Пономаревой. Пение знакомых любимых песен (по выбору). «Песенка о лете» муз Е. Крылатова — имповизация движений.Танец с цветами — импровизация. Коммуниккативные танцы-игры: приглашение, «Найди себе пару», «Ручеек с платочком». |
2 | Здравствуй, Осень! | Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование исполнительских навыков во всех видах музыкальной деятельности. -реагировать на смену частей музыки, ориентироваться в пространстве, -учить детей естественно, непринужденно, плавно выполнять движения руками, отмечая акценты в музыке, - совершенствовать координацию движений рук. -учить детей согласовывать свои действия, с действиями партнера, формировать коммуникативные навыки, - формировать правильную осанку. | Речевые игры, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование. | Прогулка по осеннему лесу с Лесовичком. | Слушание: М.Степанов. «Белочка». «Звуки леса» - игровые задания на различение шумовых звуков (фонограмма). Стихи, загадки, песни про осень (по выбору). «Журавушка» Е.Зарицкой. Попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной: (по выбору) Танец с осенними листиками (разучивание). Игра с пением (по выбору). Озвучивание шумовыми инструментами песни «Осень — невидимка» С. Коротаевой. |
3 | Щедрые подарки Осени | Развитие вокально-хоровых навыков: певческой дикции, дыхания. Развитие выразительности движений, способности к импровизации. | Пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, игры-драматизации. | Веселая осенняя ярмарка. | Слушание: «Голодная кошка и сытый кот» В. Салманова Русские народные потешки («Патока с имбирем», «Бай, качи-качи - качи» и др.) - пение, подыгрывание на шумовых инструментах. Инсценирование песни «Где был, Иванушка?» (русск. нар.). «Великаны и гномы» Д. Львова-Компанейца Упражнение «Попрыгунчики» «Экосез» Танец «Приглашение» (музыка по выбору). Повторение знакомых хороводов («Урожайная» А.Филиппенко и др. Подыгрывание на шумовых инструментах (народные мелодии). |
4 | В гостях у Феи Музыки (День музыки) | Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности. | Все виды музыкальной деятельности . Изобразительная деятельность (аппликация из осенних листьев). | Музыкальная гостиная | Слушание: Й. Гайдн, Менуэт. Знакомство с разными музыкальными жанрами и стилями: народная музыка, классическая современная. Вокальная и инструментальная музыка (Марши, танцы, колыбельная). Импровизация движений с разными атрибутами под музыку: «Вальс» А. Грибоедова. «Вальс-шутка» Д. Шостаковича (или по выбору). Танцевальное движение «Хороводный шаг» р.н.м. Подыгрывание на шумовых инструментах (музыка — по выбору). Исполнение любимых песен, игр с пением. |
5 | Осенние фантазии | Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности | Все виды музыкальной деятельности. Изобразительная деятельность (аппликация из осенних листьев) | В гостях у Феи Осени. Знакомство с осенними красками. Прогулка вместе Осенью по «парку», игры с Дождиком, и танец с зонтиком. | Стихи, загадки, песенки про осень (по выбору). Слушание: «Воробьишкам холодно» Г. Фрид. Хоровод с осенними листьями. Повторение материалов предыдущих недель |
6 | Прощание с Журавушкой | Развитие слухового внимания и памяти, воображения, творчества в музыкальной деятельности. | Все виды музыкальной деятельности, потешки, стихи, рассматривание иллюстраций. | Рассказ о перелетных птицах. | Слушание: «Дождик» Д. Шостакович. Повторение песни Е.Зарицкой «Журавушка», песни, стихи, загадки об осени и перелетных птицах (по выбору). Танец «Журавлиный клин», игра с пением — по выбору. |
7 | Неделя грустных деревьев и осеннего настроения. | Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие способности различать разнообразный характер музыки и выражать в движении свое восприятие. | Пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, слушание. | Грустная песенка осеннего ветра. | Слушание музыки: «Осенняя песня» (отрывок), Фея осени (С. Прокофьев). Концерт «Осень» А. Вивальди (отрывок). Песни, стихи, загадки осенней тематики (по выбору). «Хоровод с осенними листьями» (по выбору) Рисование «Грустных» деревьев. Импровизация танцев с листьями под минорную музыку. «Вальсы» П.Чайковского, Ф.Шопена и др. (отрывки). |
8 | Дождики и зонтики | Развитие эмоциональной отзывчивости, способности различать части музыкального произведения (вступление, 2- 3 части, вариации) | Все виды музыкальной деятельности, стихи о загадки про дождик. Изобразительная деятельность (рисование или аппликация). | Веселая прогулка по осеннему парку с зонтиком. | Повторение материалы предыдущих недель. Изобразительная деятельность на тему «Веселые зонтики». Танец с зонтиками на муз. А.Петрова. Импровизация движений с листьями и зонтиками под музыку Е.Доги «Вальс». Подыгрывание на шумовых инструментах. Игры с зонтиками (по выбору) |
9 | Осенний праздник | Закрепление представлений об осени с использованием музыкального и литературно-художественного материала. | Совместная музыкально-игровая деятельность детей и взрослых (родителей и педагогов). | В гостях у волшебницы Осени. | Репертуар в соответствии со сценарием развлечения. Исполнение любимых песен, стихов, танцев, игр и хороводов осенней тематики (знакомый репертуар). Исполняется совместно детьми и взрослыми). |
10 | День матери | Нравственно-коммуникативное воспитание средствами музыки. Развитие исполнительских навыков в различных видах музыкальной деятельности. | Пение, музыкально-ритмические движения. Элементарное музицирование, стихи о мамах. | «Музыкальный календарь» | Репертуар в соответствии с темой по выбору). Повторение песен, стихов о маме (разученные в прошлом году). Совместное исполнение танцев с мамами: «Приглашение», «Найди себе пару», «Ай-да, сапожники». Совместное музицирование (по выбору). |
11 | Неделя любимых игрушек | Развитие музыкальных сенсорных способностей: различение контрастной динамики, тембровой окраски звука | Пение, музыкально-ритмические движения. Элементарное музицирование, загадки. Потешки, стихи об игрушках. | Наши друзья – игрушки. Рассказы о своих любимых игрушках (какие они, что они умеют делать и др.). отгадывание музыкальных загадок | Слушание: «Лошадка» Ф. Лещинский. Песни про игрушки: «Плюшевый медвежонок» Т. Ворониной, «Мячик», «Бобик», «Машина», «Самолет» и др. Пляска-игра с куклами. Игра «Зеркало», «Колпачок» и др. |
12 | Неделя ритмов и пауз | Развитие ритмического слуха: умение воспроизводить сильную долю, несложный ритмический рисунок. Освоение понятия «ритм», его универсальности (в природе, музыке, изобразительной деятельности, стихах). | Пение, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, шумовой оркестр. | Сказка «Вездесущий ритм» | Народные песенки (русские, словацкие): «Поясочек», «Две синички», и др. Чешская полька «Аннушка» - воспроизведение ритма в звучащих жестах и при помощи шумовых инструментов. Импровизация танцевальных движений с фонариками на музыку Э. Грига «Шествие гномов» Парные пляски (по выбору). |
13 | Неделя темноты и фонариков | Художественное познание окружающего мира. Эмоциональное развитие. | Все виды деятельности в синкретическом единстве. | Сказка «День рождения темноты» | Разучивание песен новогодней тематики (по выбору). См. конспект интегрированного занятия Т.Э. Тютюнниковой «День рождения темноты». |
14 | Неделя снежного вальса | Художественное познание окружающего мира. Эмоциональное развитие. | Импровизированное и фиксированное движение, шумовой оркестр, пение. | Сказка про снежинку. | Вальс Г. Свиридова «Метель» - слушание, импровизация движений. Танец «Снежинки и Вьюга (муз Л. Делиба). Импровизация танца Снежинок (по выбору) Разучивание песен зимней тематики (по выбору). Подыгрывание на музыкальных инструментах. |
15 | Неделя веселых Снеговиков | Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности. | Все виды музыкальной деятельности | Придумывание музыкально-пластической сказки «Что увидел Снеговик» | Слушание и пение песен зимней тематики (по выбору). Танец Снеговиков ( К. Вебер). Стихи, загадки зимней тематики. Импровизация танца новогодних игрушек (по выбору). Игры со Снеговиками. |
16 | Неделя новогодних хороводов | Развитие певческих и двигательных навыков, способности к импровизации, воспитание коммуникативной культуры. | Движение, пение, игра. | Новогодние хороводы: так пели наши бабушки и мамы. | Слушание и пение песни «В лесу родилась елочка» (Л.Бекман), разучивание новогодних хороводов ( по выбору) , импровизация движений в хороводах (вместе с детьми). |
17 | Неделя зимних фантазий. | Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности. | Все виды деятельности. | Обыгрывание сказочной ситуации (по выбору) | Слушание и подпевание: «Рождественская». Е.Зарицкая. Повторение новогодних и зимних песен, танцев (по выбору). Импровизация танцев сказочных героев (по выбору). |
18 | Новогодний праздник | Обогащение праздничными впечатлениями, развитие эмоциональной сферы, воспитание коммуникативной культуры. | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов | Новогодняя сказка (по выбору) | Репертуар по сценарию новогоднего праздника (по выбору) |
19 | Новогодние каникулы | Закрепление впечатлений о новогоднем утреннике. | Озвучивание стихов, пение, образное движение, шумовой оркестр. | Повторение новогодней сказки (рождественская сказка) | Повторение любимых песен, танцев, хороводов, игр по желанию детей. |
20 | Неделя морозных кружев | Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности. | Озвучивание стихов, образное движение, оркестр, пение. | «Белая сказка» | Конспект занятия Т.Э. Тютюнниковой «Белый урок» (см. МП) |
21 | Сказки зимнего леса | Развитие творческого воображения, формирование исполнительских навыков в музыкальных видах деятельности. | Движение, игра, пение, чтение стихов. | «Зимнее рондо» | Конспект занятия Т.Э. Тютюнниковой |
22 | Неделя зимних спортивных игр | Приобщение к здоровому образу жизни, нравственно-коммуникативное воспитание, развитие навыков в исполнительских видах деятельности. | Все виды музыкальной деятельности, фольклорные игры и заклички. | Что нам нравится зимой? | Песни, игры, хороводы и танцы зимней тематики: «Конькобежцы», (Ф.Вальтейфель) «Сани» А. Филиппенко, «Что нам нравится зимой», и др. по выбору. Разучивание танца «Богатыри». |
23 | Праздник деревянной ложки. Масленица | Расширение кругозора, приобщение к русскому фольклору, развитие музыкальных и творческих способностей. | Русский фольклор: песни, хороводы, потешки, игры, пляски, игра на народных музыкальных инструментах (ложки, окарины, дрова и др.). | Весенняя ярмарка | Сценарий развлечения на основе традиционного русского праздника «Масленица» (репертуар по выбору). Русские народные танцы, песни. Игры, прибаутки. Подыгрывание на музыкальных инструментах. Исполнение народных хороводов (по выбору). |
24 | Праздник Защитников Отечества | Воспитание чувства патриотизма, развитие нравственно-коммуникативных навыков. | Все виды музыкальной деятельности, спортивные игры- аттракционы, чтение стихов. | Русские богатыри - защитники Отечества | Репертуар по сценарию «День Защитников Отечества» (по выбору). |
25 | Неделя улыбок и сюрпризов для мам и бабушек (Весенний женский праздник — 8 Марта) | Воспитание эмоциональной отзывчивости, развитие творческих способностей, исполнительских навыков в музыкальных видах деятельности. | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов, изобразительная деятельность. | Готовим сюрпризы и подарки для мам и бабушек. | Слушание и пение песен о маме, бабушке, весне. Парные танцы (по выбору). Коммуникативные игры, подготовка сольных номеров (сюрпризов) — по выбору. |
26 | Неделя итальянских песен и сказок (по выбору: английский, немецких, французских и др.). | Знакомство с культурой итальянского народа ( сказки, музыка, игры) | Все виды музыкальной деятельности | «Праздник итальянского» | См. сценарий занятия Т.Э.Тютюнниковой М.П.. |
27 | Неделя смешных историй | Развитие чувства юмора, эмоциональной отзывчивости на музыку, исполнительских навыков способности к импровизации. | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов. | День смеха — 1 апреля | Слушание и подпевание шуточных песен, потешек (по выбору). Подыгрывание на музыкальных инструментах. Распевание: «Путаница». Е. Тиличеевой. Коммуникативные танцы-игры (по выбору). Импровизация движений под музыку в образе сказочных героев (по выбору). |
28 | Неделя космических фантазий | Расширение представлений об окружающей действительности. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. | Все виды музыкальной деятельности | День космонавтики — беседа о Космосе, космонавтах. | Слушание «космической музыки» (по выбору). Импровизация движений: «Космонавты в невесомости», «Роботы», и др. (музыка по выбору). Подыгрывание на шумовых инструментах. Повторение любимых песен разной тематики («Что бы вы спели космонавтам, чтобы напомнить о Родине? - по выбору). |
29 | Неделя звонких песенок | Воспитание любви и интереса к пению, развитие вокально-хоровых навыков. Мониторинг результатов работы по пению. | Пение знакомых песен. | Фестиваль детской песни | Исполнение знакомых и любимых песен — по выбору. Подыгрывание на шумовых инструментах. Инсценирование любимых песен (по выбору). |
30 | Неделя веселых плясок | Воспитание интереса к танцевальной культуре, развитие двигательных навыков, мониторинг результатов работы по овладению музыкально-ритмическими движениями. | Исполнение любимых танцев, игр, пластических композиций, импровизация движений под музыку. | Фестиваль детских танцев | Исполнение любимых танцев и композиций — по выбору. Импровизация движений на знакомую музыку по мотивам детских сказок («Муха-Цокотуха», «Теремок», и др.), |
31 | Неделя детского оркестра и музицирования | Воспитание интереса к музицированию, расширение музыкального кругозора. Мониторинг результатов развития детей по данному разделу. | Творческое музицирование совместно с педагогом ( а также родителями, учащимися музыкальной школы). | Фестиваль шумовых оркестров | Исполнение на шумовых инструментах несложных аранжировок русских нар. мелодий, детской музыки, фрагментов классических произведений («Турецкое рондо» В. Моцарта, «Шарманка» Д.Шостаковича», «Детская симфония И. Гайдна). |
32 | Разноцветные шары | Нравственно-коммуникативное воспитание, эмоциональное развитие детей. | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов, театрализация. | сказка | Репертуар по сценарию праздника (по выбору). Повторение любимых песен, плясок, музыкальных игр. |
33 | Кто пришел из сказки? | Повторение любимого репертуара. | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов, театрализация. | Концерт по заявкам детей | Повторение любимых песен, плясок, игры — по желанию детей. |
34 | Неделя ожидания лета | Расширение представлений об окружающем, развитие музыкальных способностей. | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов, изобразительная деятельность | День рождения лета | Слушание и пение песен летней тематики: «Выйди, солнышко» Р. Паулса, ( и др. по выбору). Танцы с цветами. Хороводы летней тематики, игра на музыкальных инструментах (по выбору) |
35 | День России | Знакомство с окружающим. Развитие исполнительских навыков в различных видах деятельности | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов о России. | Беседа о государственной символике России: герб, флаг, гимн. | Слушание гимна России. Песни о Родине, о любимом городе (по выбору). «Салют» З.Левиной, «Воздушные шары» муз. М. Карминского. Импровизация движений с воздушными шарами. Танцы, творческое музицирование (по выбору). |
36 | Неделя русской березки | Воспитание любви к родине, русской народной музыке, русской природе. | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов о России, русской природе, березке. | День рождения березки | Слушание и пение песен о березке «Ай. да березка» В.Витлин, «Во-поле береза стояла» ( вариации — творческое музицирование. Хоровод с веточками березки. Коммуникативные танцы-игры (по выбору). |
37 | Музыкальные посиделки с родителями | Подведение итогов работы за год | Все виды музыкальной деятельности | Приходят Ряженые, приносят подарки: деревянные игрушки, ленточки, платочки, пряники, бублики, ложки расписные. Взрослые вместе с детьми исполняют песни и пляски с разными атрибутами. | Пляска с платочками, с ленточками, игра на деревянных ложках (подыгрывание рус.нар. мелодий – по выбору). Совместное с родителями исполнение знакомых песен и хороводов. Ряжение (детали русских костюмов – юбочки, фартуки, картузы и др.). импровизация плясок с родителями. |
Содержание программы
У детей 6-го года жизни уже есть собственный чувственный опыт музицирования. Важно наладить координацию между слухом и «инструментом» – голосом, телом, звучащим предметом. Дети 6-го года жизни способны более тонко, дифференцированно воспринимать музыку, понимать ее образ, высказывать свои предпочтения. Педагог использует разнообразный, более сложный музыкальный репертуар в различных формах интеграции (реализации творческих проектов, игровых постановках детских балетов и опер и др.). Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия от музыки и движения, интерес к творческой деятельности, общение. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удовольствия от музицирования в творческих формах и общения, которое его сопровождает.
Восприятие музыки.
Детям 5-6 лет доступно более тонкое и дифференцированное восприятие музыки: дети воспринимают уже не только контрастное звучание, но и менее яркие динамические, темповые, тембровые оттенки. Более тонкое восприятие находит отражение во всех видах исполнительской и творческой деятельности детей. Задачи развития восприятия музыки включают развитие специальных музыкальных способностей и воспитание интереса к слушанию музыки, обогащению музыкально-слуховых представлений.
Задачи:
- развитие любви к музыке и интереса к слушанию музыки;
- формирование музыкально-слуховых представлений, развитие музыкальной памяти и интереса, что проявляется в запоминании любимых произведений, потребности в повторном прослушивании;
- развитие способности к более продолжительному восприятию музыки в условиях активного музицирования, в играх, импровизированном движении, в специально организованном слушании музыки (от 20 до 40 с.);
- обогащение опыта интонационного восприятия через расширение круга музыкальных образов («Листопад», «Лесное Чудище», «Сорока» «Падает снег», «В лесу»);
- развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, памяти, интонационного слуха) в музыкальных играх и специально смоделированных педагогом музыкально-дидактических упражнениях с движением, в игре на музыкальных инструментах, пении.
Примерный репертуар для слушания музыки:
- М.С. Степанов. «Белочка»;
- С.М. Слонимский. «Лягушки», «Кузнечик»;
- Ж.Л. Металлиди. «Лесное Чудище»;
- Д.Д. Шостакович. «Вальс-шутка»;
- Ф. Ребицкий. «Кот и мышь»;
- Р.С. Леденев. «Спор»;
- Д.Б. Кабалевский. «На льду», «Свет и тень», «В цирке», «Маленький жонглер», «Клоуны»;
- С.А. Разоренов. «Козлик резвится», «Два петуха»;
- Н. Горлов. «Босиком по лужам»;
- В.И. Ребиков. «Медведь»;
- М. Медынь «Часы»; М. Дробнер. «Будильник»;
- В.А. Сапожников. «На веселых островах ходят все на головах»;
- Б.И. Тобис. «Негритенок грустит», «Негритенок улыбается»;
- Ф. Лемарк. «Пудель и птичка»;
- А.И. Живцов. «Хромой кузнечик»;
- С.М. Майкапар. «Мотылек», «Маленький командир», «Детская пьеса»;
- А.Ф. Гедике. «Перекличка»;
- А.И. Хачатурян. «Скакалка»;
- С.С. Ляховицкая. «Шуточка-дразнилка».
Пение.
Анатомо-физиологические особенности детей 6-го года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объем легких). Важно правильно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность музыкальной фразы – до 5-6 секунд (небольшая музыкальная фраза, которую нужно спеть на одном дыхании). Диапазон голоса детей расширяется (до-си первой октавы). Развитие певческой деятельности проводится в трех вариантах: со всей группой (поют хором вместе с педагогом), с подгруппой или индивидуально. С детьми 5-6 лет можно организовать вокальные ансамбли (для исполнения более сложных песен). В старшем дошкольном возрасте некоторые дети уже готовы к сольным выступлениям, поэтому с ними необходима индивидуальная работа.
Основной песенный репертуар:
- «Хорошо у нас в саду», муз. В.П. Герчик, сл. А. Пришельца;
- «Песенка ребят», муз. М.И. Красева, сл. З.Н. Александровой;
- «Зимняя песенка», муз. М.И. Красева, сл. С. Вешеславцевой;
- «К нам гости пришли», муз. А.Н. Александрова, сл. М.И. Ивенсен;
- «Листья золотые», муз. Т.А. Попатенко, сл. Н. Найденовой;
- «Наша родина сильна», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной;
- «Что нам осень принесет?», муз. З.А. Левиной, сл. Л. Некрасовой;
- «Салют», муз. З.А. Левиной, сл. Некрасовой;
- «Марш юных космонавтов», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной;
- «Про меня и муравья», муз. и сл. Л.М. Абелян,
- «Самая хорошая», муз. В.С. Иванникова;
- «Львенок и черепаха», муз. Г.И. Гладкова, сл. С.Г. Козлова;
- «Солнечная капель», муз.
- С.М. Соснина, сл. Иры Вахрушевой; «Новогодняя хороводная»,
- муз. А.И. Островского, сл. Ю.И. Леднева;
- «Наша елочка», муз. и сл. А. Штерна;
- «Елочка-краса», муз. Л.М. Бирнова, сл. И. Лешкевич;
- «Хлопайте в ладоши», муз. Е. Зарицкой.
Музыкально-ритмическое движение и игровая деятельность.
В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных качеств у детей совершенствуется способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, общеразвивающие, плясовые, имитационные).
Задачи по развитию музыкально-ритмических навыков:
- развитие любви к музыке;
- основные движения под музыку: ходьба (бодрая, спокойная, на носках, переменный шаг, шаг с притопом, на носках с притопом, вперед и назад спиной, с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках; бег легкий, ритмичный, широкий, с высоким подниманием колена и др.; прыжковые движения – на двух ногах вместе, с продвижением вперед и назад, прямой галоп и боковой галоп, легкие подскоки, шаг польки;
- общеразвивающие движения под музыку: на различные группы мышц и различный способ выполнения движений (плавные, маховые, пружинные) со скрестными движениями;
- имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие настроение музыки, понятный детям музыкально-игровой образ, (принцесса, робот, усталая старушка и т.д.);
- плясовые движения – элементы народных плясок и современных танцев, доступные детям (различные способы кружения, «выбрасывание ног», «ковырялочка», «козлик», «распашонка», «присядка», приставной шаг, и др.).
Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с различной атрибутикой: лентами, обручами, платками, бубнами, скакалками и др. Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве. В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки («на себя», «от себя» и «от предмета или объекта»), педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения (колонны, шеренги, круг, два концентрированных круга, несколько кругов, «клином» и т.п.), становиться друг за другом парами и по одному, становиться парами лицом друг к другу и спиной, находить свободное место в зале, двигаться «змейкой» за ведущим. Важно развивать у детей способность к импровизации под музыку с использованием знакомых движений и построений.
Примерный музыкально-ритмический репертуар:
парные круговые пляски:
- «Старинная полька»,
- «Кремена»;
коммуникативные танцы-игры:
- «Веселые пары» (лит. нар. мелодия),
- «Приглашение»,
- «Веселые дети» (лит. нар. мелодия)
музыкально-ритмические композиции на основе детских песен:
- «Кот Леопольд» (Б. Савельев),
- «Красная Шапочка» (А.Л. Рыбников);
характерные танцы:
- «Танец бабочек» (Ф. Бургмюллер),
- «Танец гномов» (Ф. Бургмюллер),
- «Танец Снежинок» (Г.В. Свиридов).
Народные игры с пением:
русск. нар. песни:
- «А мы просо сеяли»,
- «Во кузнице»,
- «Пчелка»;
- лат. нар. игра «Сидит ворон на дубу»;
танцы на классическую музыку:
- «Метель» (вальс Г.В. Свиридова),
- «Танец с лентами» на «Вальс» Делиба и др.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Дети 5-6 лет проявляют интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно. Музыкальный материал: русский народный фольклор, фольклор народов мира, танцы народов мира, современная танцевальная музыка; программные авторские миниатюры различного характера («Детские альбомы», части программных сюит – в различном исполнении и стилистической интерпретации).
Задачи обучения игре на музыкальных инструментах:
- воспитание любви и интереса к музицированию; создание условий для получения детьми удовольствия от музицирования и общения, которое его сопровождает;
- развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть ее на фоне метра; исполнять более протяженные ритмы в звучащих жестах с речевой поддержкой и постепенно снимая ее; постепенно переходить к ритмически организованным формам импровизации на простых инструментах: бубне, барабане, маракасе;
- знакомство детей со звуковысотными инструментами (ксилофоном и металлофоном); простейшее их использование для игры попевок из 2-3 звуков. Примерный репертуар для музицирования с инструментами: потешный и игровой фольклор разных народов для речевого музицирования, шуточные авторские стихи; музыка различного характера и темпа для подыгрывания и импровизаций на инструментах (народная и авторская); коммуникативные танцы.
Пьесы для исполнения в шумовом оркестре:
- Д.Д. Шостакович. «Вальс-шутка», 1-я часть,
- «Шарманка»,
- «Аннушка»; чешск. нар. мелодия, 2-3 вариации;
- «Ах вы, сени», вариации на тему русск. нар. песни;
- Й. Гайдн. «Часы», фрагмент симфонии № 101; Ж.Ф. Рамо. «Тамбурин».
Мониторинг эффективности музыкального воспитания детей старшей группы
Требования ФГОС ДО принципиальным образом отличаются от требований ФГТ к диагностике образовательного процесса и его результатов. Очевидно, что объективную диагностику результатов воспитания и развития детей в музыкально-художественной деятельности, основанную на полностью верифицируемых данных, создать практически невозможно, поскольку нельзя количественно измерить творческий рост личности. «Объективная оценка целостного результата образования есть требование нереалистическое, поскольку процедуры измерения несовершенны и зависят от индивидуальной интерпретации» (Гусинский 1994, с. 116). Однако объективная оценка образовательного процесса и может быть реализована на основе системы наблюдений за проявлениями детей в различных регламентированных и нерегламентированных образовательных ситуациях.
В связи с этим предлагается диагностика условий реализации программы по музыкальному воспитанию, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Главным условием является готовность педагога к творческому сотрудничеству с детьми, его профессиональная компетенция как педагога-музыканта, а также его профессионально-личностная ориентация на достижение программных целей и результатов.
Необходимым условием является также понимание и поддержка коллектива педагогов учреждения, согласование целей и ценностей в педагогической работе с детьми и их родителями.
Важным условием успешной реализации программы является создание развивающей музыкально-предметной среды:
- наличие специально оборудованного пространства для организации образовательных ситуаций с включением различных видов музыкально-художественной деятельности;
- наличие качественных музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, дидактических пособий и др.
- наличие театральных костюмов и атрибутов, необходимых для театрализованных игр и музыкально-ритмической деятельности.
В основе диагностики образовательного процесса - приоритетная актуализация коммуникативной, гедонистической, прагматической и компенсаторной функций музыки в данном типе образовательной ситуации. Это предполагает особую расстановку акцентов при отборе принципов и показателей успешности педагогического процесса. Эти показатели принципиально не фиксируют уровень музыкальных знаний, умений и навыков, поскольку такого типа проверочные тесты хорошо известны педагогам-практикам и их результаты не всегда корректны (особенно в дошкольном возрасте).
Показатели диагностики процесса музыкально-творческой деятельности с детьми описаны в виде ситуаций, которые могли бы характеризовать ее как успешную. В этой связи педагогический процесс можно считать эффективным, если:
- удалось создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников музицирования;
- дети активно участвовали в творческом музицировании, предлагали собственные идеи, что обогатило содержание деятельности и способствовало достижению нового качества совместной творческой работы;
- удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходилось прибегать к принуждению;
- удалось избежать манипулирования детьми и осуществить задачи образовательной ситуации на основе взаимодействия с ними;
- совместное музицирование доставило всем воодушевляющее удовлетворение.
Предлагаемые принципы оценки характера образовательного процесса на основе творческого музицирования выдвигают на первый план не технологическую эффективность музыкального воспитания, а его гуманистическую направленность.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО важно видеть целевые ориентиры музыкального развития детей дошкольного возраста, наиболее важные и универсальные показатели:
- Воспитание любви и интереса к музыке
1. 1. Проявляет ярко выраженный интерес к музыке, различным видам музыкальной деятельности.
1. 2. Способен к произвольному вниманию при слушании музыки.
1. 3. Проявляет выраженное желание и инициативу к музыкальной творческой деятельности.
2. Развитие музыкальных способностей.
А) Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку. Ребенок:
2. 1. Реагирует на разные музыкальные образы соответствующим импровизационным движением
2. .2. Способен к внутреннему переживанию музыкального образа при слушании коротких пьес.
2. 3. Тонко чувствует музыкальный образ, настроение музыкального произведения и передает свое восприятие в исполнительской, игровой и художественно-творческой деятельности.
Б) Развитие восприятия музыки. Ребенок:
2. 4. Различает тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности.
2. 5. Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах в заданном темпе.
2. 6. Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения (в пении, движении, игре на инструментах).
В) Развитие вокально-хоровых навыков. Ребенок:
2. 7. Любит петь, знает много (5-7) детских песен и охотно их исполняет.
2. 8. Способен подстраиваться голосом к унисону, поет легким естественным голосом.
2. 9. Может импровизированно петь простейшие мелодии.
Г) Развитие музыкально-ритмических навыков. Ребенок:
2. 10. Любит двигаться под музыку.
2. 11. Выполняет разнообразные общеразвивающие и образные движения, ритмично и координировано, по показу и самостоятельно.
2. 12. Владеет разнообразными плясовыми движениями и навыками ориентировки в пространстве («на себя» и «от себя», «от предмета или объекта»).
Д) Развитие музыкально-творческих способностей. Ребенок:
2. 13. С удовольствием импровизирует музыкально-пластические движения, создавая оригинальный образ в соответствии с характером музыки.
2. 14. С удовольствием участвует в инсценировании песни; у него точные и выразительные движения, мимика соответствуют музыкально-игровому образу;
2. 15.Умеет подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером исполняемой музыки.
На основе показателей музыкального развития детей, конкретизированных для каждого возраста, педагог может разработать индивидуальный образовательный маршрут, подобрать специальный музыкальный репертуар (например, подбор песен в соответствии с диапазоном голоса детей), и т.д.
Пользуясь обобщенной диагностикой, педагог может определить:
- музыкально и творчески одаренных детей, которых можно рекомендовать к дальнейшему специальному обучению музыке;
- воспитанников, у которых наблюдаются проблемы эмоционального и музыкального развития, что может быть связано с наличием проблем со здоровьем. В этом случае необходима консультация специалистов.
Список литературы
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7. – СПБ.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
- Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей 3-7 лет. – СПБ.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
- Тутти. Комплект репертуарных сборников (сборники детских песен, музыки для слушания, танцев, игр, сценариев детских утренников и развлечений) / Под. Ред. А.И.Бурениной, Т.Э. Тютюнниковой. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
- Тютюнникова Т. Э. Крошечная музыка. Маленькие шедевры. Пособие по слушанию музыки в 2-х книгах. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2013.
- Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей: Учеб-метод. Пособие. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2013
- Тютюнникова Т.Э. «Доноткино», «Потешные уроки», «Суп из колбасной палочки», - СПб.:Рж «Музыкальная палитра». 2011.
- Тютюнникова Т.Э. «С миру по песенке». В 2-х книгах. Сценарии занятий о культурах мира. - СПб.:Рж «Музыкальная палитра». 2013.
- Тютюнникова Т.Э. Веселая шарманка. Пособие по шумовому оркестру. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2013.
- Тютюнникова Т.Э. Конспекты занятий: «Всюду музыка живет», «Звездная дорожка». – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра». 2012.
- Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом, или полет в другое измерение. - СПб.:Рж «Музыкальная палитра». 2014.
- Тютюнникова Т.Э. Пособие по пению: «Ушки на макушке», «Песенки-бусинки» - СПБ.: РЖ «Музыкальная палитра», 2013.
- Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры для детей. - СПб.:Рж «Музыкальная палитра». 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию старшая группа.
Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию ст. гр....
Перспективное планирование по музыкальному воспитанию старшая группа
Перспективное планирование по музыкальному воспитанию старшая группа...
Перспективное планирование музыкального воспитания. Старшая группа.
Цель: Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыко...
Рабочая программа музыкального руководителя. Старшая группа.
Рабочая программа старшей группы на 2018-2019 учебный год. Предназначена для детей 5-6 лет и расчитана на один год обучения...
Рабочая программа "Музыкальная деятельность"старшая группа 2018-19 гг." Образовательная область" "Художественно-эстетическое развитие"
Программа ориентирована на формирование музыкальности ребенка. И предусматривает совершенствование музыкально- образовательной работы с детьми дошкольного возраста....
"Музыкальное воспитание" старшая группа
музыкальное воспитание старшая гр....
Перспективное планирование ОД по музыкальному воспитанию (старшая группа)
Перспективное планирование образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в старшей группе....